Преступление и наказание

Если всю мировую литературу, все романы, повести и рассказы слить в одно произведение, то оно, наверное, получило бы название «Преступление и наказание».

Это тема не только детективов. Даже многие любовные романы можно понять как исследование: что было неверно в действиях героев и как это отозвалось. Например: Евгений Онегин из-за своей душевной лени не распознал идеальную (по мнению самого Пушкина!) девушку. «Как я ошибся, как наказан!» — признал он в конце романа.
Недавно я прочёл необычную книгу — «Долгие беседы в ожидании счастливой смерти», в которой престарелый еврейско-литовский драматург и критик Йокубас Йосаде, готовясь к уходу в лучший мир, вспоминает и вместе с автором книги Евсеем Цейтлиным анализирует свою жизнь, пытаясь найти истоки совершённых ошибок, страхов, неудач. Чтение, дающее пищу для ума.
Так, Йокубас мучается виной за гибель своей семьи. «Я сам подписал им приговор, — говорит он, рассказывая о смерти близких. В молодости человек левых взглядов, Йокубас опекал заключённого в тюрьму коммуниста. После оккупации Литвы Советами этот коммунист стал большим начальником. «14 июня 1941 года. Чёрная дата. Многих жителей Литвы отправляют в ссылку и лагеря», — вспоминает Йокубас. Пользуясь близостью с начальником, видимо, решавшим, кого ссылать, он вычёркивает из списка родителей и сестёр. Через неделю началась война, и в Холокосте семья Йосаде погибла. В Сибири многие сосланные прибалтийские евреи выжили. Могла выжить и семья Йосаде. День 14 июня 1941 года мог стать днём их спасения.
Дальше роковой случайности анализ Йокубаса не тянет — он аполитичен, не сионист. Но причины гибели семьи Йосаде глубже, чем случайность.
Мой товарищ, литовский еврей, пересказывал мне воспоминания отца: когда в независимую ещё Литву приезжал Зеэв Жаботинский и убеждал евреев репатриироваться в Палестину: «Вы должны покончить с галутом, пока галут не прикончит вас», — слушатели бросали в паникёра заранее припасённые помидоры и яйца. Чувство опасности спасает евреев. К сожалению, не всегда и не всех. Оно как еврейский механизм естественного отбора.
Другая причина трагедии с семьёй Йосаде — пагубные социалистические увлечения молодого Йокубаса. Близость к власти злодеев, с виду полезная, оказалась губительной.
В реестре злодеяний сталинизма выделяется 1937 год. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» предлагает версию, что большевики, обвинявшиеся на политических процессах того времени, сотрудничали со своими обвинителями и палачами и оговаривали себя по идеологическим причинам. Я допускаю иную трактовку: понимая ужас сотворённого ими ранее, обвинённые подсознательно принимали справедливость возмездия. Об этом, например, арестованный министр НКВД Генрих Ягода в застенке сказал посещавшему его Абраму Слуцкому: «От Б-га я должен был заслужить самое суровое наказание за то, что тысячу раз нарушал его заповеди». Получивший предостережение Ягоды Слуцкий не мог не понимать неизбежности приближающейся его собственной гибели и, используя положение начальника иностранного (шпионского) отдела НКВД, мог бежать из страны. Однако он два года после откровения Ягоды дожидался вполне заслуженного им укола с цианистым калием. Самой решительной акцией отказа сотрудничества с палачами, на которую оказался способен коммунист-еврей, стала пуля в свой лоб замминистра обороны Яна Гамарника. И признанием ложности пройденного пути (фактически заслуженности наказания) явилось произнесение марксистом Григорием Зиновьевым перед расстрельным строем «Шма».
В исследовании поведения человека, всех возможных его ошибок художественная литература следует за главным учебником этики человечества — за Библией. Еврейские мудрецы анализируют каждый поворот сюжета Торы, каждый шаг персонажей, пытаясь извлечь максимальное количество уроков из текста, данного нам Всевышним. Истолковав буквальный смысл текста, пытаются понять следующие, пласт за пластом, уловить скрытые намёки в сказанном.
Когда наш праотец Яков вернулся со своей семьёй в Ханаан и обустроился в окрестностях Шхема, «вышла Дина, дочь Леи, которую она родила Якову, посмотреть на дочерей страны той. И увидел её Шхем, сын Хамора Хиввийца, князя земли той, и взял её, и лёг с нею, и насиловал её» (Бытие, 34:1–2). Очевидная причина этого несчастья семьи Якова на поверхности: нечего девушке гулять одной в незнакомых местах. Мудрецы отмечают скрытый смысл трагедии: изнасилование Дины стало наказанием Якову за то, что он, как сообщает мидраш, спрятал Дину при встрече со своим братом Эсавом (прозванным Эдомом), предшествовавшей истории изнасилования, и не отдал тому Дину в жёны.
Непонятно, почему нужно было женить юную Дину на столетнем старике (хоть старцы в библейские времена были могучи. Авраам только начинал размножаться в столетнем возрасте)? Отношение к Эсаву комментаторов неоднозначно. С одной стороны, ему принято приписывать преступления и коварные замыслы, о которых Тора не рассказывает.
Но с другой — он близнец нашего патриарха. Первородство у него Яков купил за чечевичную похлёбку, воспользовавшись минутой слабости брата: очень уж Эсав был голоден. Благословение первенца Яков перехватил обманом, организованным матерью братьев Ривкой. Жена Якова Лея была предназначена, считают комментаторы, Эсаву. И женив Эсава на Дине, Яков отдал бы брату долг, при этом вернув детей того от Дины в русло еврейского народа — своих потомков. Дина, считают комментаторы, могла бы благотворно повлиять на Эсава.
Отношения евреев с Эсавом-Эдомом и его потомками оставались проблемными долго. Голова Эсава, говорит мидраш, захоронена в пещере Махпела вместе с нашими праотцами и праматерями. А потомков, понятно, не от Дины, эдомитян, через полтора тысячелетия после истории с изнасилованием завоевал и насильно обратил в иудаизм Шимон Хашмонай. В «Иудейской войне» Иосифа Флавия, действие которой начинается вскоре после царствования Шимона Хашмоная, читаем, что в каждой пещере в Земле Израиля сидело по разбойнику. Можно предположить, что это были потомки Эсава. Один из его потомков стал царём над Иудеей — Иродом Великим — злодеем из ужаснейших в истории. В каждом из современных евреев, если следовать генетике, присутствуют гены Эсава. И всё это последствия решения Якова утаить свою дочь от брата!
Талмуд и агады постоянно обсуждают скрытые причины и последствия приключившегося с нашими мудрецами. Так, «Гемара» обсуждает происшествие в семье реба Нехунии, занятием которого было нахождение воды и рытьё колодцев для путников. В один из таких колодцев упала дочь реба. Когда надежды её спасти почти не оставалось, приглашённый рабби Ханина бен Доса, ведущий мудрец того поколения, продолжал успокаивать отца: так как реб Нехуния делает благое дело, снабжая евреев водой, его дочь не может погибнуть от воды. И действительно, в последний момент девушка была чудесным образом спасена. Однако спустя время в пустыне погиб от жажды сын реба Нехунии.
Что изменилось со времени происшествия с колодцем?
За прошедшее время умер рабби Ханина бен Доса, молитву которого слушал Всевышний. Девушка оказалась спасена благодаря тому, что в мире присутствовал мудрец, способный связать причины и следствия. Ко времени гибели сына реба Нехунии такого мудреца уже не нашлось.
Из этой истории вытекает важнейшая обязанность наших мудрецов: анализировать и находить глубинный смысл происходящего. Это может предотвратить несчастья. Но ошибки при этом таят великую опасность.
В 1665 году византийский еврей Шабтай Цви провозгласил себя мессией. Крупный каббалист из Газы Натан, ментор Шабтая, разослал по всем еврейским общинам мира письма с сообщением о приходе мессии и призывом признать за такового Шабтая. Призыв был повсеместно услышан и принят. Евреи стали продавать дома и устремились на Святую Землю под знамёна мессии, рискуя по дороге быть схваченными и проданными в рабство пиратами. После того как Шабтай под угрозой казни в 1666 году принял ислам, лжемессианское движение заглохло, оставив в нашей национальной памяти тяжёлую травму.
Возможно, последействия шока от этой истории повлияли на негативную реакцию лидеров европейского еврейства, когда в 1920 году на международной конференции в Сан-Ремо, посвящённой итогам Первой мировой войны, была одобрена Декларация Бальфура о создании в Палестине «национального очага для еврейского народа», а два года спустя Лига Наций это решение утвердила. Событие это по масштабам превосходило сомнительную весть о Шабтае Цви. Но раввины не осознали, что речь идёт об окончании галута, длившегося 18 веков. Эта их ошибка, возможно, повлекла за собой отказ лидеров нашего народа обсуждать уроки Холокоста. Довод, что это обсуждение неуместно, пока живы перенёсшие преследования, не представляется убедительным. Определение старых ошибок могло бы предотвратить свершение новых. Тем более что в десятилетия после Холокоста среди нас ещё были мудрецы, мнение которых признавалось всем еврейством. Не думаю, что сейчас мы имеем столь широко признанных авторитетов.
Израиль, вся недолгая история которого полна манифестаций помощи с Небес, принял позицию отказа от анализа совершённых ошибок. Это чревато принятием неверных решений, вытекающих из старых ошибок. Лежит на поверхности причина расцвета арабского террора, оставившего, начиная с 1993 года, многие тысячи убитых и покалеченных евреев. Она, очевидно, позорный для хвалёного еврейского ума Ословский договор, по которому евреи сами завезли в свою страну банду убийц-террористов во главе с создателем современного терроризма. Но в чём глубинная причина ошибки заключения союза с Арафатом?

Ицхак Рабин и Ясир Арафат
Ицхак Рабин и Ясир Арафат

Может быть, истоки Ословского договора — в непроанализированном лидерами народа инциденте с расстрелом «Пальмахом» огромного танкодесантного корабля «Альталена» 22 июня 1948 года? Корабль тот доставил в только что провозглашённый Израиль 840 репатриантов и целый арсенал оружия. При потоплении корабля погибло 16 человек (14 из них — пережившие Катастрофу, а также два репатрианта с Кубы). Руководитель расстрела корабля Ицхак Рабин отдал приказ стрелять по евреям, спасавшимся с «Альталены».

Горящая «Альталена» в порту Тель-Авива
Горящая «Альталена» в порту Тель-Авива

Недавно было принято решение убрать упоминание о расстреле «Альталены» из израильских школьных учебников. Если бы история эта была детально проанализирована, сделали бы евреи руководителя расстрела корабля своим премьер-министром, тем главой государства, который в 1993 году заключил договор с Арафатом?
А может быть, скрытой причиной Ословского договора стала неспособность лидеров Израиля своевременно осознать ошибочность отвержения ими двух самых значительных еврейских политических мыслителей ХХ века — Зеэва Жаботинского и рабби Меира Кахане? Если израильский истеблишмент с годами признал наследие Жаботинского одной из основ идеологии Израиля, то идеи рабби Меира Кахане ещё ждут своего часа. Ныне израильское правосудие, по всей видимости безвинно, держит в заключении, не предъявляя обвинения, Меира Этингера, внука рабби Кахане. Непроанализированные ошибки ведут к новым.

Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.

111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,83 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

20 thoughts on “Преступление и наказание

  1. Уважаемый шахматист Борис Гулько, прочтите речь Гарри Каспарова: http://evreimir.com/118259/garri-kasparov-ne-govorite-mne-chto-protivostoyat-putinu-slishkom-riskovanno/#comment-162312. Вот так выступают перед людьми и пишут «по делу» талантливые с широким кругозором, энергичные и порядочные люди. А перемежать волнующие нас израильские проблемы с библейскими сюжетами, которые в данном случае «ни к селу, ни к городу», как делаете Вы — этот бред. И такая галиматья из «кошерного» с «некошерным» повторяется во многих Ваших статьях, которые собрав в сборники вы именуете «избранными эссе». Увы, это графоманство. Никто не комментирует приводимые Вами библейские притчи — скучно. Да и кого это волнует? Тем более, что участвуя в передачах у Льва Кацина на религиозные темы, Вы выглядите недоученным ешиботником. Вы критикуете политическую деятельность Каспарова, американских евреев, израильских политиков и т.д. и т.п. так, что стыдно читать из-за вашего дремучего невежества и бестактности. Пишите о чем Вы знаете, и вы умеете это делать.

    1. СНИТКОВСКИЙ, читая Ваши отзывы на мои эссе, которыые Вы не пропускаете, я думаю нанять смелого человека, чтобы он пробовал мою еду. Боюсь, Вы попробуете подсыпать мне яд.

      1. Травят тараканов, а не хамов.

  2. Уважаемый Борис! Если Вы внимательно перечитаете «Евгения Онегина», то увидите, что на момент знакомства Татьяны лариной и Онегина девушке было всего навсего 13 лет. Если бы он пошёл навстречу татьяне в её признаниях, он оказался бы, по современным понятиям, педофилом. Да, он жалел о такой женщине, но уже позднее…. А в то время он поступил совершенно правильно, по-мужски…

  3. Поставленный Вами, Борис, вопрос: В какой степени наши ошибки влекут неизбежную расплату — очень сложный и неоднозначный. Об этом спорили и спорят мудрецы тысячу лет и написана масса книг. Прежде всего Вы совершенно не дифференцируете и в эссе отсуствует элементарная систематика: Ошибки перед кем — перед окружающими или грехи перед Всевышним? Ошибки кого, субъекта или народа? Грехи евреев или иноверцев? Нет также элементарного различия между Грехами и Ошибками.
    1. Несколько неубедительны Ваши аргументы в описании: «В Сибири многие сосланные прибалтийские евреи выжили. Могла выжить и семья Йосаде. День 14 июня 1941 года мог стать днём их спасения». Вы исключаете, что среди них не было социалистов и поэтому они выжили, а единственный социалист-отступник погиб? Я из Вашего описания понимаю, что не социализм, а (как говорят немцы) Витамин «Б» — Блат, был решающим элементом.
    2. Для нормального смертного, причины восприятия Греха и последующей Расплаты, исходят из Благоразумия, Логики и Здравого Смысла. Человек должен воспринимать и разделять логику и только затем быть убежденным и верить. Другого пути к сердцу нет. О какой причинно-следственной связи, о Благоразумии и Логике, можно говорить после зверской смерти более полутора миллионов еврейских младенцев и детей в газовых камерах концлагерей?
    3. Кроме того, для некоторых евреев очевидные грехи перед Творцом и окружающими оказались без последствий (Давид, Саломон и др.).
    4. Преступления немецкого народа перед нашим народом остается незамеченным и ненаказанным. Еврейский народ-жертва, после ужасов Холокоста, остается в смертельной опасности, а народ-преступник живет в достатке и безопасности.

    Все значительно сложнее. Мне видится такого рода подход-панацея: «Будь паинькой и все будет хорошо» довольно наивным.

  4. Господа, а служил ли Меир Эттингер в армии? Может быть кто-то знает?

  5. «Но в чём глубинная причина ошибки заключения союза с Арафатом? Может быть, истоки Ословского договора — в непроанализированном лидерами народа инциденте с расстрелом «Пальмахом» огромного танкодесантного корабля «Альталена» 22 июня 1948 года?».
    Разве все израильтяне, уважаемый Борис, уже пришли к согласию в оценке Ословского договора? К сожалению, нет. А приведенные Вами эпизоды (и многие другие) представляют отнюдь не ошибки, а вполне осознанные поступки в продолжающейся до сих пор борьбе левых за власть. Не так ли?

  6. Г-н Гулько, Меир Этингер является фразёром экстремистом. Израилю нужны не экстремистские призывы политических нулей, типа Этингера, или Марзеля, тем более не провокационные действия, а спокойная, методичная работа наших компетентных служб, которые вполне успешно решают вопросы борьбы с терроризмом.
    Знаете, Этингер, не служивший в еврейской армии, достаточно смешон в своей

    1. сбой — достаточно смешон в своей «борьбе». Солдаты Израиля — нет.

  7. Ицхак, я читал, что Татьяне по мнению пушкиноведов было 16 лет. И что значит при версии 13ти лет её фраза: «Онигин, я тогда моложе, я лучше кажется была»? И там же есть сентенция «Любви все возрасты покорны». Джульете было 14, и никто по этому поводу не переживает.
    Как я понимаю — драма там в том, что Онегин оказался не способен на любовь к идеальной девушке. И, как Вы пишете, «в то время он поступил совершенно правильно, по-мужски…» А если бы оказался способен, мы бы в школе не учили бред о «лишнем человеке».

  8. Фриц, Вы совершенно правы, что поставленный мной вопрос «очень сложный и неоднозначный». Любой аспект его позволяет разные подходы. В вашем пункте 1,блат Йосаде случился, потому, что он был социалистом. Не был бы, не было бы блата. Трагедия 1937 года в большой степени — трагедия людей, имевших блат с социалистами, или самих социалистов. От зла нужно держаться подальше. Ваш пункт 3. много анализируется нашими религиозными авторитетами. Грех Давида, считают, был прощён из-за его немедленного (в беседе с пророком) и полного раскаяния. И какие-то события конца его жизни связаны с этим раскаянием. Царь Соломон умер очень рано, в 52 года. Считают, это тоже как-то связано с его грехами.
    Пункт 4: современное умирание Европы можно считать расплатой за её соучастие в убийстве евреев. Сейчас Израиль — единственная цивилизованная страна со здоровой демографией. Остальные вымирают. И субьективно, по опросам, израильтяне — самый счастливый народ.,

  9. Марку Аврутину: Вы предлагаете объяснение преступлению расстрелявших Альталену и приведших Арафата в Израиль. Я думаю, это не случай, когда говорят: «Понять значит простить».
    ЭДМОНДу САРНО: мне представляются нерелевантными политические взгляды Меира Этингера. Кажется абсурдным обвинение, что в арабской деревне, в которой два клана жгут друг другу дома, дом в самом центре деревне подожгли поселенцы. И поэтому боюсь, что евреев держат в заключении безвинно.

  10. Г-н Гулько, «нерелевантны», это мягко сказано. То, что, в достаточно мягкой форме, у нас ограничивают деятельность таких фразёров, это необходимость.
    К сожалению, мы даже на страницах ЕМ наблюдали случаи призывов к противозаконным действиям.

  11. ЭДМОНД САРНО, так в чём же противозаконность, если евреи не поджигали?

  12. Борис, вот Не надо делать «фигуру НЕ понимания». Любой призыв к анархистским действиям является противозаконным.

  13. «СНИТКОВСКИЙ, читая Ваши отзывы на мои эссе, которыые Вы не пропускаете, я думаю нанять смелого человека, чтобы он пробовал мою еду. Боюсь, Вы попробуете подсыпать мне яд».

    ВИКТОР СНИТКОВСКИЙ
    «Травят тараканов, а не хамов».

    Ваши опасения, Борис, совершенно напрасны, хочу Вас успокоить. На самом деле все читатели ЕМ желают Вам доброго здоровья и долгих лет жизни. Правда из различных побуждений и мотивов.
    «НЕНАВИСТЬ».
    «Ненависть, так же как и любовь, укрепляет дух и питает мысль. Эта взаимосвязь усиливается с каждым сражением, и, если ненависть была достаточно сильной, то потерявший своего врага становится таким же обездоленным, как утративший свою жену или возлюбленную». (Maurice Druon, «Alexandre le Grand»).

  14. Объяснять необъяснимое — любимое времяпровождение евреев,
    считающих Тору «системой нравственных координат» (выражение
    г-на Эдмонда Сарно), т.е. в ней можно найти функцию любого
    аргумента — случая в жизни. При этом многофункциональность
    не рассматривается, особенно, самоуверенными мудрецами.
    А раз так, то лучше выбрать другую пищу для ума, ту, что полегче.
    Например, упомянутый активный юзер Эдмонд счёл за благо
    уйти резко ВЛЕВО от обсуждаемого вопроса и от почитаемой Торы,
    лягнув по дороге активных ПРАВЫХ в лице арестованного не за что
    Меира Этингера.
    В это время все ЛЕВЫЕ, «Нарушившие молчание» за деньги, получаемые
    от известных государств и анти-израильских групп, гуляют сами по себе,
    как невинные кошки.

  15. Моисей, Этингер, НЕ служивший в еврейской армии, и занимающийся только психологической дестабилизацией части населения, вместе с менее значимым юзерами на страницах ЕМ, призывавших к личной ответной мести граждан,
    при том, что наши службы действуют адекватно — стреляют, пониМаешь, НЕ более чем марионетка в чужих руках.
    Активные правые служат в армии, и к индивидуальным действиям по вырезанию арабов не призывают.

    1. Ваши обвинения Этингера не находят подтверждения у следствия,
      поэтому он содержится под арестом без объявленных причин.
      Что касается названной Вами «психологической дестабилизации
      части населения», то в ней можно обвинить также лично Вас за
      справедливую оценку Вами поспешных высказываний высших
      лиц государства против солдата, добившего террориста. ДОСЛОВНО:
      — ПМ (Нетаньягу) «одумался», столкнувшись с народным единством,
      и «притих». Яалон (Мин.Обороны) и Ривлин (Президент),
      действительно, НЕ притихли.
      Справедливости ради добавлю, что и Вы, Э. Сарно, тоже
      «НЕ притихли».
      Вдобавок сдвинулись ещё ЛЕВЕЕ, промолчавши об упомянутом мной
      попустительстве прокуратуры клеветникам и шпионам (по словам
      Б. Нетаньягу) продажной левой группы «Нарушаем молчание».

      1. У «Моисея», даже 2-го, должно быть лучше с логикой.
        На ёй — логике, сразу в две стороны, как это сделали вы в своём посте, ехать ещё никому не удавалось.(;-)))

Comments are closed.