Бывает, бывает. Только не от жизни собачьей, а от мысли собачьей. Вот рабби Зуся из Анополя жил в крайней бедности, детей, не про нас будь сказано, хоронил — а когда пришли у него спрашивать, как, мол, научиться благословлять Б-га даже за плохое, он ответствовал: «Откуда я знаю? У меня в жизни никогда ничего плохого не случалось». Собака бы так не сподобилась.
Откуда у людей берутся собачьи мысли, да такие, что кусаться они изволят покруче любого бультерьера? Правильно, от дрессировки. Человека разумного учат, воспитывают. Приучают думать, чувствовать, сомневаться в своей правоте, над собой работать… А собачку воспитывают на командах: «к ноге!», «сидеть!», «нельзя!», «ату его!»… Только не подумайте, что это я о СМИ, политиканах, вельможных идеологах… Просто к слову пришлось.
Давайте для начала разберём парочку команд, на которые принято лязгать зубами или вилять хвостом. Чтобы наша беседа не была слишком теоретичной. А то Песах надвигается, Праздник Освобождения, а мы даже и не знаем, в какой клетке на поводке сидим.
Вот, скажем, команда «хвост в сторону!»: «Израиль — еврейское демократическое государство». Вокруг на карте, сами понимаете, не токмо что не демократические, но даже не еврейские. Засим — грудь вперёд, шаровары колесом, жалобный вопль: «И за что нас не любят — не жалуют?!..» Молодец, всё правильно исполнено, а теперь кусочек сахара, плиз: зато мы самые умные, прогрессивные и ласковые.
Но я, ничтоже сумняшеся, сумлевась — али оно еврейское, аль демократическое? В Торе, помнится, выборная демократия приветствуется — но в определённых пределах, причём наравне с абсолютизмом власти Всевышнего. И — абсолютизмом весьма масштабной власти земного царя, могущего по своей воле, не токмо что по наущению демократического суда, казнить и миловать. К тому же — демократия эта еврейская всё больше квалифицированная, среди людей, в теме голосований подкованных. Тут уже не сумма вложенных в предвыборную кампанию средств результат решит, а реальные факты и подходы, глубина знания предмета. На таких имиджмейкера хоть «твони фор-севен» натравливай, не помогет.
Общеизвестная историческая справка: что прямая афино-новгородская, что нынешняя представительная демократия — штуки греческие, отчего плюсы с минусами, правда с ложью, свобода с промыванием мозгов смешиваются в них чрезвычайно причудливо. Как у богов на Олимпе. И оттого приструнить болтуна Сократа с помощью стаканчика с ядом — было решено вполне демократически. Из нашей же родной, незалежной истории ведомо: пророка Ирмиягу народ забросал камнями по собственной инициативе, пылая праведным гневом и со всеми признаками прямой демократии. Впрочем, поймите меня правильно: тиранам тоже есть чем похвастаться.
Давайте обнюхаем маленький образец сегодняшних противоречий «еврейского» с «демократическим». По-собачьи, внимательно потягивая носом воздух. Благо на предмет сего «образца» только спящий не высказывается. Здесь, в этой стране и на этих страницах, предпочтительно в манере: «фас, ату его!».
На Руси великой большинству двуногих ведомо, что В. В. Путин — паинька. А в наших эмиратах, особливо среди демократов иудейских, общее место, что упомянутый гражданин — бяка. Коррупция, кумовство, зажим несогласных, «вертикаль», ослабление демократии, мелкие войны в разных медвежьих и сайгачьих углах… Не буду нашему герою крылышки пририсовывать, наверное, некий процент претензий небеспочвенен. Хотя, если бы демократию зажимали так, как живописуют, то есть по-чёрному, мы бы об этих зажимах слышали куда меньше. Вон царь-батюшка Александр Второй земство, крестьянскую свободу и прочие шалости учредил — чем это кончилось? А Николай Первый, Угрюм-Бурчеев этакий, кого только к ногтю не прижимал — и процарствовал 30 лет и мирно опочил в бозе.
Не нравится ВВ нашим еврейцам, поборникам народных прав и свобод — что тут сделаешь? Насильно мил не будешь. Правда, большинство этих критиков деспотии граждане или уже крещёные, или к Традиции своего народа безразличные. Но ведь остроумные, за животики схватишься — когда Быков, или Шендерович, иль Губерман с троеточиями сатрапа-деспота припечатывать зачнут.
Кстати, ох и остроумно еврейские журналисты-либералы клеймили в Германии нацистов и прочих беовульф-почвенников! Правы, правы были… да стоило ли в скандалы и парадигмы противостоящего зверья вписываться? Нет, что ли, у евреев своих парадигм и прочих духовных богатств? Ради них, конечно, надо было бы кое-какие книжечки полистать и стиль жизни маленько того… скорректировать. Не модно это было в том месте и в те времена. Надо было спешить — искусство и демократию продвигать, газ «Циклон» для немецкой армии изобретать, предубеждения так называемой скромности опровергать силою кино и прочим живописно-сценическим действием. На чужой, знаете ли, территории шла борьба… продолжение спектакля помните?
Теперь вот немножечко фактов насчёт российских реальностей — не столько «демократических», как «еврейских». В Питере в перестройку подписывать документы на возвращение еврейской собственности ходили обычно не к Самому (Собчаку), а к заму — Путину. Нынче он уже царь вельможный… Напомните, пожалуйста, когда в последний раз российский правитель свою зарплату демонстративно на устройство еврейского Центра толерантности переводил? Позировал с равом Берл Лазаром как дружки-приятели на всяческих раутах. Вызывая этим дикую злобу «истинных патриотов». Когда это предыдущий российский владыка говаривал раввину Москвы (он же сейчас председатель Совета раввинов Европы) Гольдшмидту: «Если будут проблемы — приходите сразу ко мне»? Когда ещё в России шли многосерийные фильмы о евреях и Израиле — в целом окрашенные позитивом? Бывало ли в стране-империи этой, чтобы шло воспитание народа в духе: «еврей — тоже человек, и порой человек выдающийся»? Разве что между 1920-м и 1937-м «жидом» было крыть немодно — но тогда шло всё это под девизом ассимиляции, «несть эллина, несть иудея». А нынче-то шпыняют-пинают ВВ более всего за дружбу и прочие бизнесы с братьями Ротенбергами. Хотя они, прямо скажем, ещё далеко не самые богатые и отнюдь не самые приближённые к их величеству.
Это — демократы. А нацики — те пеняют за Берл Лазара.
И чего наши герои-демократы ищут? Чтобы свалился наконец покровитель их соплеменников в имеющей давние антисемитские традиции стране? Скучно им без «справедливого народного гнева», как называли во властных структурах Российской империи погромы? Царя они хочут на московский трон в духе «невинно убиенного» Николая Второго — официального «патрона Союза русского народа имени Михаила Архангела»? Или мечтают о правдолюбцах типа Навального, не любящих «коррупцию и её еврейских устроителей»?.. Так и гонят волну наши «нееврейские евреи», большие поклонники «демократии для всех». Вона в Ираке и Сирии нынче свободно и демократично, у каждого есть право взяться за пулемёт. Не то что при диктаторах. А мирный сомалиец кого хошь готов на абордаж, свобода, выкуп, равенство, братство — и никаких привилегий.
А не замолчать бы им — или хотя бы сбавить тембр обличительный, возблагодарив Небеса за невиданное на Руси чудо… Забыли, как в начале 90-х свобода запахла жареным-погромным? У меня топорик всегда в кошёлке рядом с входной дверью хранился.
Так как же оно на свете, всегда ли мирно сочетается «еврейское» с «демократическим»? Пусть в тех бичующих фельетонах-поэмах-афоризмах-расследованиях вполне реальные вещи вырисовываются, да и пихать себе в задний карман страну не завсегда гуманно. Только — ругают ведь без пропорций, всякое лыко в строку, о хорошем даже не упоминая. А о своём народе и его будущем и думать забыто? Мои китайские мальчики лет с семи лучше считают варианты. На два хода вперёд.
А теперь проверьте слюноотделительный рефлекс. «Четыре ноги хорошо, две ноги плохо!» Неужели не хочется за «ридну справедливость демократичну» в глупого автора плюнуть? Или укусить? Гарантирую, обязательно на сайте покусают, причём без троеточий, с прямым залихватским (лаем): «Взять его, охальника!»
***
Теперь ставлю три звёздочки, как на коньяке, и попробую перескочить к вопросам более умозрительным и (на словах) глобальным. Спокойнее с ними, меньше лаятельный рефлекс. Мол, мели, Емеля… всё равно дело это абстрактное, умственное, приятно на диванчике сотню красивых слов рассказать-выслушать; ни к чему это меня перед самим собой и тем более соседом не обязывает.
Что такое пасхальный Праздник Освобождения? Освобождения от чего, освобождения для чего? Сегодня модно рассуждать только о первой половине вопрошания. Главное — от чего! Для чего — это мы уж сами как-нибудь разберёмся, вы только «дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить!». Для особых любителей свободы «от чего» без «для чего» рекомендую прогуляться в российские 1920-е или 1990-е или припомнить, сколько месяцев продержалось единственное истинно демократическое правительство сей страны в 1917-м — правительство князя Львова? Не нравится российское — валяйте в Польшу начала XVII века. Или в кромвелевскую Англию…
Была когда-то небольшая ошибочка во втором издании собрания сочинений Владимира Ильича Ленина. На пленуме в 1919-м произносит красный фараон такую фразу: «Кажется, как ни удивительно, но власть мы не только захватили, но и удержали. Надо теперь подумать, что с ней делать?» И в сторону стенографистки: «Не пишите этого!» А та возьми да и застенографируй всё как в полусне, в том числе и данную реплику… Дальнейшие издания мудрых мыслей «а-гройсе учителя» исправили, конечно, недогляд редактора.
Вот такие отношения были у революционных демократов с открывшимися возможностями и самою свободой — «а там посмотрим». Посмотрели… историки спорят — на 60 или 70 миллионов прямых жертв. Да, наберите на поисковике слова «освобождённый труд» — сразу и выскочат «колония для малолетних преступников» и «закладка Ильичём памятника в 1920-м». Вот где оно, оказывается, истинное «освобождение»… по крайней мере в масштабах Интернета.
Еврейский традиционный взгляд синтезирует «от чего» и «ради чего». Мы вышли из египетского рабства — чтобы получить на Синае Тору. Цель была и у рабства — избавление от склонности к непокорству, воспитание умения исполнять чью-то волю, научиться жить не только ради собственных дрессированных привычек и по взбрыкам собственных же настроений. А у освобождения цель — свобода ради ответственности, свобода от подчинения малой воле — для того, чтобы получить возможность исполнить Волю великую. Стать носителем Слова Б-жьего к человечеству.
Здесь основная проблема «демократии». Она может быть хороша или плоха. Ради чего она? Ради самой демократии, как принято возглашать, стоя в боевой стойке? Ради свободного, понимаете ли, волеизъявления и «прав человека»?..
Свобода хороша только для того, кто знает, что с ней делать. Для человека с целью, критериями и стремлением к истинному смыслу. Для того человека, который хоть до какой-то степени знает цену своей жизни. Иначе мы попадаем в объятья старого друга, деревянного, из бревна вырезанного Буратино: «Свобода, свобода, бежим в Страну дураков!» Даже советские коммунисты, строя свои воздушные замки на песке, догадались предложить «маяк впереди». Сподобились камрады изобрести «цель построения коммунизма»: «постоянно растущее удовлетворение постоянно растущих потребностей человека». Бред, конечно, полный, так и видишь растущий огромный живот, всё шире раскрывающийся рот и синхронно растущую перед ним гору тарелок. Но — само то, что «свобода от капиталистической эксплуатации» должна к чему-то вести и не может быть сама по себе целью всей кровавой заварухи — это «провозвестники нового мира» понимали. Не зря кое-кого из них выгоняли из иешив или семинарий.
Обратите внимание, Освобождение мы празднуем в Песах, который начинается с седера (за границей исторического Израиля — с двух седеров) — наиболее строго и детально расписанного действа во всей еврейской Традиции! Какой бокал когда выпивать, на какую руку облокотиться, во сколько минут закончить, где произнести какие слова… Кушать надо строго по системе, особливо мацу и зелень горькую, непременно с аппетитом, но на предельной скорости. Даже то, что ребёнок «ворует афикоман» — давно устоявшийся обычай.
«Так какая же это свобода?» — удивится человек, воспитанный современной западной пропагандой. В лучшем случае ляпнет наш философ нечто из золотого фонда: «Свобода — это осознанная необходимость». За подписью то ли Аристотеля, то ли Спинозы, то ли Гегеля, то ли трёх бородатых классиков «изма».
Да, свобода именно такова. Она требует куда большего, чем «осознанная необходимость». Она требует осознанного стремления. Главный её вопрос: свобода куда? свобода зачем?
И поэтому заостряют это, как всегда, наши мудрецы в старинном мидраше: «Читай не харут (высеченные — слова на скрижалях, принесённых евреям с Синая Моше Рабейну), а херут (свобода)». В жизни появился осмысленный порядок? Есть верная цель? Владеешь инструментами для её достижения? Значит — ты свободный человек.
Свободный от чего? В первую очередь, пусть ты и не полностью свободный, но имеешь верные средства борьбы и защиты — от власти своего дурного начала. Во всех его четырех главных ипостасях: гордыня, страсти, фантазии, лень. Свободный — от собственной механистичности, от склонности бессмысленно проводить и прожигать жизнь. От прессинга среды, примитивных ценностей её и распространённого трусливого безмыслия. Свободный признать себя неправым и менять жизненный путь. Свободный не копировать самого себя, свободный «от позавчерашнего дня».
В конечном итоге — свободный от тотального подчинения правилам этого мира, который наши мудрецы называют «коридором», единственная цель которого — прийти в «залу» под названием «мир будущий», «мир вечный». Причём свободный не как псих или хулиган, которым «закон не писан» — а как разумный, ответственный и творческий человек. Вам мало?
Засим разрешите раскланяться, а то распинаться все мы мастаки, пойду-ка я лучше что-нибудь полезное на практике поделаю. Познаю самоё себя, разберу мешок сорной (некошерной для Песаха) пшеницы. А вы, если увидите, передавайте привет коллективным сумасшествиям типа предвыборного синдрома и националистического энтузиазма. Ну а не увидитесь — так и ладно, так и радостно, давайте-ка лучше вместе рванём от них на свободу.
С Праздником Освобождения, соплеменники!