Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении «прокаженного» («мецора»). Этот процесс занимал неделю. «Мецора» должен был принести несколько жертв в Храме и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если «мецора» был беден, ему разрешалось принести в жертву более дешевых животных. Далее описывается «проказа», которой могут быть поражены дома в Эрец Исраэль. Как только на стенах появлялись первые «язвы», из дома выносили вещи, а когда диагноз «цараат» подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких «язв» дом полностью сносили. Следующая тема — «нечистые» половые выделения у мужчин и женщин. Человек с «истечениями» должен был избегать контактов с другими людьми и предметами. Детально описан порядок очищения.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: “Да будет это законом о прокаженном (мецора)”» (14:1, 2).
Комментаторы поясняют: «мецора» означает «моци шем ра» — злословящий (дословно — выносящий плохое имя).
Чугунные ворота завода распахнулись с пронзительным скрипом. Бледно-серые блики выхватили из пещерной тьмы полированные бока могучих машин. Эти стальные великаны уходили в черную глубину цеха стройной и грозной чередой. Их безмолвная мощь внушала страх и трепет. Величественная и пугающая картина. Одна, две, три… двести сорок восемь машин.
Дежурный мастер вел по главному проходу нового работника. Они молча прошли до конца цеха. Казалось, что их прогулка длилась целую вечность. И вот они у цели. В самом конце этого парада индустриальной мощи возвышалось главное чудо техники. Эта махина выделялась на фоне других машин, как Моби Дик среди обычных китов. Стальное чудовище, наводящее священный ужас на всякого, кто видит его впервые.
«Ну вот мы и пришли, — сказал дежурный мастер. — Перед вами наша главная машина. Без нее все прочее оборудование не стоит потраченного на него металла… ровным счетом ничего. От нее зависит план завода, само существование нашего предприятия, его жизнь и смерть…»
Наш язык — самая могучая в мире машина. На гигантском заводе под названием «Человек» работают двести сорок восемь всевозможных машин и приспособлений, обеспечивающих жизнедеятельность сложнейшего «предприятия»: 248 органов тела, соответствующих такому же количеству повелительных заповедей Торы. Но язык сильнее их всех.
Одно слово, произнесенное языком, может поразить человека со снайперской точностью на любом расстоянии, недоступном даже межконтинентальной ракете. Одно слово способно вызвать эпидемию, более страшную, чем сибирская язва и холера, вместе взятые.
В то же время одно-единственное слово может вылечить человека быстрее и успешнее, чем операция на открытом сердце. Одно слово становится порой более желанным подарком, чем «миллион алых роз».
Наш мир был сотворен словом: «Вначале создал Господь небо и землю». Всевышний сотворил всю вселенную, саму жизнь, пользуясь двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. И Он же одарил человека невероятно могучей «машиной» — языком и другими органами речи.
В мире много умных животных, но ни одно из них не может говорить. Животные ревут, шипят, пищат и стонут — нечленораздельно. Еще ни одна даже самая умная собака не сочинила хотя бы простенькое стихотворение.
Западная материалистическая культура называет двуногих бесхвостых особей homo sapiens — человек разумный. В еврейской традиции человек — это «медабер» — человек говорящий. Ему доверена машина, более могучая и более опасная, чем расщепляемый атом. Ибо, подобно самому Творцу вселенной, каждый из нас может одним словом разрушать миры и созидать их.
Три части тела
«И возьмет коэн крови повинной жертвы, и помажет коэн мочку правого уха очищаемого, и большой палец правой его руки, и большой палец правой его ноги» (14:14).
Человек делится на три части, говорил Эшель Авраам (рабби Авраам-Давид из Бучача, 1770–1840): верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя часть тела — это голова, в которой находится мозг, наш мыслительный аппарат. В средней части расположено сердце. А нижняя часть включает в себя более прозаические органы.
Вот почему коэн мазал кровью три места на теле, перечисленные в приведенном выше стихе: ухо прокаженного («мецора»), поскольку, по мнению мудрецов Талмуда, слух является самым важным чувством; палец на руке, потому что руки выполняют самую активную функцию, находясь в средней части нашего тела; и палец на ноге, ибо ноги обеспечивают движение, находясь в нижней части тела.
Объясняя аналогичный отрывок из раздела «Цав», в котором описывается посвящение коэнов, рабейну Бахье добавляет, что голова соответствует миру ангелов, сердце — миру планет, а нижняя часть тела — нашем материальному миру.
В любом случае, заключает Эшель Авраам, помазав кровью и маслом особые места на трех частях тела раскаявшегося прокаженного, коэн исправляет тем самым его тело, которому тот нанес духовные увечья своим злым языком.
Награда за верность
Суббота раздела «Мецора» — предпасхальная. Ее традиционно, по целому ряду причин называют «шаббат а-гадоль» — «большая суббота».
Первый «шаббат а-гадоль» сыны Израиля отметили в рабовладельческом Египте за пять дней до Исхода, 10 нисана. В тот день они получили свою первую заповедь. Это была одноразовая мицва, не распространявшаяся на будущие поколения. Евреям было велено привести домой овцу в качестве пасхальной жертвы. Сам факт публичного принесения в жертву этого животного, обожествленного египтянами, свидетельствовал о духовном раскрепощении недавних рабов. Сбросив с себя оковы страха, евреи сделали первый шаг на пути к свободе. Воистину «большой», великий день.
В «шаббат а-гадоль» после недельного раздела Торы в синагогах читают специальную афтору, отрывок из Книги пророка Малахи, в котором говорится о грядущем приходе Машиаха и наступлении «Большого дня Б-га». В той же афторе пророк напоминает евреям о необходимости отделять десятины от полученных урожаев. Согласно традиции в Песах всему миру устанавливается норма урожаев. Говорили мудрецы: «За несоблюдение законов десятин небеса замыкаются, наступает скудость, люди безрезультатно ищут заработок, и начинается голод…» Но если евреи выделяют на общественные нужды десятую часть от своих урожаев (и прочих доходов), то, как возвестил пророк Малахи, нас ждет процветание: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, — сказал Господь, — не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?»
В принципе, нам запрещено испытывать Всевышнего. Вот вы просыпаетесь в субботу утром и говорите себе: «Сегодня шаббат. На море я не поеду, а схожу разок в синагогу. Посмотрим, как Б-г вознаградит меня за этот подвиг». Нет, скорее всего, не вознаградит. Всевышний (как и любое начальство) не любит, когда Его шантажируют. Но в данном случае Он прямо говорит: «Испытайте Меня. Пожертвуйте десятой частью своего заработка и увидите, как ваша щедрость окупится сторицей. Кто дает — тот не теряет».