О друзьях, врагах и торговле с ними

С кем стоит торговать Израилю, а с кем — дружить

Марк Штоде

В рамках прошедшего в конце марта Форума по развитию торгово-экономических отношений с Китаем премьер-министр Биньямин Нетаниьяху встретился с вице-премьером Госсовета Китая Лю Яньдун. Премьер-министр Израиля и вице-премьер Госсовета Китая объявили о начале переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли между странами. Это является важным шагом в развитии израильско-китайских отношений.

Анализу тенденций в торговом партнерстве Израиля свою статью в российском издании «Эхо Москвы» посвятил Зеев Бен-Арье, бывший глава дипломатических представительств Израиля в Украине (1999-2000) и в Беларуси (2004-2009).

«Нетаниягу выразил мнение, что объем товарооборота между его страной и Китаем, составляющий в настоящее время 8 миллиардов долларов в год, может благодаря режиму свободной торговли удвоится. Сообщается, что уже сейчас половина общей суммы инвестиций из-за рубежа в Израиль (4 из 8 миллиардов долларов), поступает из Китая. Приоритетными областями являются высокие технологии, медицина, сельское хозяйство, транспорт. Израильский премьер отметил и такие экзотические сферы сотрудничества, как дистанционное образование и возделывание морских плантаций. Не забывают Израиль и Китай и про военно-техническое сотрудничество», — констатирует автор.

«Столь стремительные темпы развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем, важные сами по себе, являются и свидетельством более глобальной перемены внешнеэкономической политики Израиля. Охлаждение отношений с США Барака Обамы и дискриминационные меры западно-европейских стран, такие как особая маркировка товаров, произведенных на так называемых контролируемых территориях, заставляют израильское руководство искать рынки сбыта, источники инвестиций, партнеров для сотрудничества в других районах земного шара. И оно ищет, и находит. Тех, на кого обращены взгляды Израиля в этом плане, можно разделить на три группы. Это, во-первых, государства, которые не обусловливают сближение с Израилем в области экономики какими-либо политическими требованиями. Во-вторых, страны, экономические контакты с которыми не могут существовать в отрыве от политической сферы, но в Израиле надеются, что и в области политической он сможет извлечь из такого альянса политические дивиденды. К третьей группе относятся государства, явно Израилю недружественные, однако по своим собственным интересам готовые на некоторое сближение с еврейским государством и дружбу с ним против некой третьей стороны», — указывает Бен-Арье.

«В первую категорию входят страны Азии и Дальнего Востока, в первую очередь, Китай, Япония, Индия, Тайвань, Южная Корея. Их руководители не пытаются вмешиваться в процесс палестино-израильского урегулирования, хотя некоторые их них поддерживают весьма теплые отношения с Абу Мазеном и иже с ним. Но  сочувствие палестинцам с их якобы ущемленными правами — по одну сторону, экономические же выгоды от израильского хайтека и ВТС, а также сбыт в еврейском государстве своих достаточно дешевых товаров – по другую. Наиболее ярким примером в этом плане является, пожалуй, Индия, начинавшая свой путь при Джавахарлале Неру как государство явной проарабской ориентации. Более того, нынешние власти Дели до сих пор стремятся сохранить пропалестинский имидж. Но как побеждать в региональных войнах без военно-технического сотрудничества с Израилем и как без израильских высоких технологий утверждать свои претензии на лидерство в Южной Азии? Между прочим, под влиянием экономических связей постепенно меняется и позиция Индии в палестино-израильском конфликте», — продолжает политик.

«Наиболее ярким представителем государств второй группы является Россия. Здесь Израиль привлекает не только обоюдовыгодное научно-техническое и торговое сотрудничество, но и возможность благодаря этому дистанцировать Москву от ее традиционных мусульманских партнеров. Для этой цели необходима и определенная политическая гибкость. Так, например, Израиль не присоединился к санкциям Запада против России в свете кризиса в украинско-российских отношениях. Оставляя в стороне политическую составляющую позиции Израиля, можно сказать, что в экономическом плане получается весьма неплохо. Объем товарооборота между Израилем и Россией, лишь немного превышавший в 2010 году миллиард долларов, достигает сейчас  3,5 миллиардов.», — пишет автор.

«Третья группа – это Саудовская Аравия и эмираты Персидского залива. Развитие связей с ними стало возможно для Израиля благодаря обострению противостояния этих суннитских арабских стран шиитскому персидскому Ирану, особенно в свете ядерной угрозы со стороны последнего. Интерес суннитских государств к Израилю подогревается ростом их недоверия к США, которые, как считают в Эр-Рияде и эмиратах, ради нормализации отношений с Тегераном готовы закрыть глаза на  ядерную опасность Ирана. В течение последних лет неоднократно сообщалось о тайных встречах израильских и саудовских представителей, включая сотрудников разведки, в Индии, Италии, Чехии. Израильский премьер Биньямин Нетаниягу утверждает, что его страна и суннитские государства находятся по одну сторону баррикады. Генеральный директор МИД Израиля Дори Голд называет суннитов союзниками Израиля. Оценка перспектив нормализации отношений с противоположной стороны значительно более сдержанная. Саудовская же Аравия готова к не афишируемому сотрудничеству с Израилем по определенным вопросам, но продолжает во всеуслышание обвинять сионистов в преступлениях против палестинского руководства. Да, в Эр-Рияде провозглашают, что врагом номер один для них является сегодня Иран, но при этом не забывают отметить, что есть и враг номер два и им остается Израиль. Вероятно, Саудовскую Аравию и эмираты правильнее было бы считать не союзниками, а временными попутчиками, что не исключает возможности и необходимости использовать отрезок пути, на котором их с Израилем свела антииранская планида, для извлечения экономических и политических выгод, что и делает Израиль», — продолжает Бен-Арье.

«В общем и целом, на лицо явная переориентация, производимая не по доброй воле, а, можно сказать, от безвыходности. Конечно, Израиль предпочел бы и политический, и экономически союз с духовно близкими западными демократиями, и пока нет никаких статистических свидетельств, что этот союз нарушен. Около половины израильского и экспорта, и импорта приходится на США и страны Запада. В будущем году Вашингтон намерен не только продолжить финансовую помощь Израилю, но и вероятно увеличить ее, по крайней мере, до 3,6-3,7 миллиардов долларов (с 3 миллиардов), -указывает автор. Но нельзя не замечать нынешних политических тенденций, заставляющих Израиль готовиться к худшему — что делать, когда его западные партнеры настроены сначала «сдать» Израиль, а потом сами погибнуть в сметающем все на своем пути цунами исламского фундаментализма и террора?»

7kanal

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора