Удар, нанесенный израильской демократии Верховным судом в вопросе о газовом соглашении, отвлек внимание общественности от не менее важного события, которое почти не получило огласки в средствах массовой информации.
Министр культуры Мири Регев подписала компромиссное соглашение с хайфским театром «Аль-Мидан». Согласно соглашению, администрация театрального коллектива вернет в казну треть суммы, которую театр должен был получить в виде государственной финансовой поддержки.
Речь идет о трехстах тысячах шекелей. Наряду с готовностью выплатить штраф театр согласился сменить руководство и позволить министерству культуры проводить проверки, касающиеся деятельности художественного коллектива. Однако важнее всего в этом соглашении не его содержание, а то влияние, которое данный документ окажет на судебную систему.
Второй израильский телеканал представил ситуацию так, будто юридический советник правительства Авихай Мандельбаум навязал Регев эту договоренность. Как известно, на Регев оказывали давление, требуя отказа от требования выплаты штрафа и перевода субсидий театру в полном объеме.
Если бы Регев обратилась в Верховный суд, то вероятно проиграла бы дело – судьи обязали бы министерство культуры выплатить полную сумму обещанных субсидий арабскому театру «Аль-Мидан», выдвинув проблематичное постановление, связывающее свободу слова со свободой получения финансирования. Поэтому компромисс, на который пошла Регев, представляет собой логичный, в сложившейся ситуации, маневр и демонстрирует внушительное умение Регев решать властные задачи.
Причина, по которой театр «Аль-Мидан» был подвергнут штрафным санкциям, не связана напрямую со спектаклем «Параллельное время», поставленному около года назад по мотивам записок террориста Валида Дака, приговоренного к пожизненному заключению за убийство солдата ЦАХАЛа Моше Тамама. После того, как министерство культуры ознакомилось с переводом пьесы, стало ясно, что речь идет о посредственном спектакле, в котором не содержится призыв к насилию. Стало также ясно, что в той судебной реальности, в которой мы существуем, суд может потребовать от государства субсидировать деятельность театра.
Когда Регев поняла ситуацию, она стала дейстовать в двух направлениях. Во-первых, она начала продвигать законопроект, позволяющий лишать государственных субсидий культурные учреждения, поддерживающие террор, оскорбляющие национальные символы или призывающие к насилию. Во-вторых, Регев приняла решение о проведении тщательной проверки происходящего в театре «Аль-Мидан», который финансируется государством. Проверка выявила весьма печальную картину: театр, получающий государственные субсидии, провел в своих стенах несколько политических конференций партии БАЛАД, а также мероприятия в поддержку террористов.
Несколько лет назад полиция распорядилась закрыть театр, поскольку проходившее в нем мероприятия было определено, как террористическая сходка. Поэтому Регев решила лишить театр «Аль-Мидан» государственного финансирования за 2015 год. Но именно в этот момент Верховный суд выступил против этого решения министра культуры.
Решение подписать компромиссное соглашение (и таким образом лишить Верховный суд возможности установить параметры, определяющие соотношение между правом израильского общества не финансировать учреждения, поддерживающие террор, и судебным толкованием «свободы творчества») является верным и идет в одной связке с законодательным процессом, инициированным Регев. Такого рода решения должны принимать не судьи, а избранные народом депутаты кнессета.
Зив Маор, NRG, 05.04.2016
Cursor