— Уважаемый рав Эссас!
Известно, что жить на территории Эрец Исраэль — это мицва. В связи с этим у меня возник вопрос: является ли мицвой проживание еврейских семей на территориях, где они находятся в постоянной реальной опасности, нуждаясь в постоянной охране 24 часа в сутки? Например, в арабской деревне Ир Давид евреи не могут ни войти, ни выйти без охраны.
С уважением, Мирьям, Бейт Шемеш
— В своем 14-томном Кодексе всех еврейских законов Мишне Тора великий Рамбам (рабби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания — Египет, XII век) написал: «Навечно установлено, что еврей должен жить в Эрец Исраэль, и даже в городе, в котором большинство — неевреи» (том Шофтим, раздел Мелахим, гл.5, параграф 12).
Слова эти — четкая формулировка, выведенная на основе определений, которые дают наши Учителя в Талмуде (трактат Кетубот, лист 110).
Рав Йосеф Каро (великий законоучитель, составитель основного Кодекса законов еврейской жизни Шульхан Арух; Испания — Португалия — Турция — Эрец Исраэль, конец XV — начало XVI вв.) в своем комментарии к Мишне Тора (под названием Кесеф мишне) оставил эту формулировку без примечаний — в знак полного согласия.
Однако из этого не следует, что существует особая, отдельная заповедь, предписывающая жить в каком-либо конкретном районе Эрец Исраэль. Человек волен выбрать место своего проживания в Эрец Исраэль, руководствуясь различными соображениями — как возвышенными (кто-то считает, к примеру, что в таком-то городе или поселке ему будет легче изучать Тору), так и вполне бытовыми (когда выбирают населенный пункт, расположенный неподалеку от места работы и т. п.).
В ряду соображений может быть и желание расширять наше реальное присутствие на Земле, обетованной нам Творцом мира навеки…
Но все это — индивидуально, общего правила тут нет. Общее правило — одно: еврею надлежит жить в Эрец Исраэль.