6.9.06 Показанный вчера ливано-французский фильм о захвате боевиками Хизбаллы трех израильских солдат в 2000 году сделал излишней следственную комиссию. Невооруженным глазом видно, с какой ужасающей легкостью боевики за три минуты подорвали одинокий патрульный джип и ограждение, заволокли солдат в свою машину и скрылись с места. Все это они засняли на видеопленку, и так несчастные родители увидели последние минуты жизни своих детей. Армия не сделала ни малейших выводов из этой истории: шесть лет спустя точно таким же способом Хизбалла захватила еще двух солдат, из-за которых и началась война.
***Те, кто видели документальный эпос Клода Ланцмана «Шоа» («Катастрофа»), на всю жизнь запомнили главного героя – польского еврея Шимона Сербника из лагеря Хелмно. Помню потрясающие начальные кадры фильма, когда Сербник плывет на лодочке по тишайшей реке среди прекрасных польских лесов и поет песню, которую любили слушать нацистские охранники. Песни спасли его от смерти. В лагере, где его держали в цепях, Сербник разбирал личные вещи прибывших евреев и в одной сумочке нашел документы своей матери. Кроме того, он вырывал золотые коронки убитых евреев. В 1945 году немцы уложили оставшихся евреев на землю и по очереди стреляли им в затылок. Сербник был среди них. Пуля вышла у него изо рта и он остался жив. Их последних сил Сербник дополз до амбара польского крестьянина, который сохранил его цепи и тридцать лет спустя вернул владельцу. Сегодня их можно увидеть в музее «Яд-Вашем». Вы спросите, почему я об этом написал?
Потому что вчера Шимон Сербник умер в возрасте 76 лет, успев рассказать всему миру, какое чудовищное зло было совершено над евреями среди прекрасных польских лесов.
***До сих в Америке не знали, что надо бояться израильского сленга. Да и сами израильтяне этого не знали. Но стоило молодому сабре, прилетевшему в Коннектикут, сказать в аэропорту сотруднице автосервиса: «Если мне тут же не дадут машину, я всех перестреляю», как он оказался за решеткой. ФБР арестовало его по подозрению в попытке совершить теракт в аэропорту.
Никакие уговоры не помогли, пока матери арестованного не пришло в голову обратиться к специалисту по сленгу Рубику Розенталю, пославшему в американский суд экспертное заключение. Из него следовало, что, когда израильтянин говорит: «Я всех перестреляю», он вовсе этого не подразумевает. Это выражение носит иронический характер и в Израиле его никто не принимает всерьез.
Опубликовал: