Курды — древний народ, грубо говоря, затертый на проблемном перекрестке между турками, персами и арабами. Их национальные устремления были веками ущемлены под властью Османской империи, потом под властью Великобритании и Франции на подмандатных им территориях, затем в искусственно ими начертанных государствах Ираке и Сирии. Этому, однако, приходит конец.
Национально-освободительное движение курдов может изменить границы государств и общую ситуацию в регионе.
Начну с Турции, где гремят взрывы — то в Анкаре, то в Стамбуле. Это террор, к которому прибегают экстремисты. Не исключено, что они из боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК). Эту партию я отнес бы к запоздало-коминтерновским образованиям с понятными истоками, с поддержкой извне, но брошенным на произвол судьбы в силу резких изменений общей ситуации после развала СССР.
Лидер РПК Абдулла Оджалан из-за опасений относительно своей безопасности перебрался из Турции в соседнюю Сирию, откуда руководил ее отрядами, пользуясь покровительством Хафеза Асада, отца нынешнего сирийского президента. Естественно, это обостряло сирийско-турецкие отношения, и Хафез Асад предложил Оджалану покинуть Сирию. Но куда? Его попытка найти политическое убежище в России не удалась — обращение депутатов Госдумы к президенту Ельцину с соответствующим ходатайством было им в 1998 году оставлено без рассмотрения. Вскоре Оджалан был похищен турецкими спецслужбами, вывезен в Турцию и осужден на смертную казнь, замененную затем на пожизненное заключение.
Несмотря на репрессии и даже на призывы Оджалана к РПК прекратить террор, диверсии продолжаются, и президент Турции Эрдоган теперь обвинил в поддержке терроризма европейские страны, которые, по его словам, не спешат осуждать преступления курдских боевиков. «Нет причин, — заявил он, — по которым взрыв, произошедший в Анкаре, не может повториться в Брюсселе. Ведь там сторонникам террористической организации была предоставлена возможность маршировать в центре города». Для Эрдогана курды и террор, похоже, синонимы, он воюет с курдами как в Турции, так и в Ираке, тем более в Сирии. Из-за поддержки сирийских курдов Америкой он и с американской администрацией разругался.
Отношение к сирийским курдам, я думаю, сейчас находится в сфере того соглашения (или, если точнее сказать, соглашательства), которое намечается в переговорах Обамы с Путиным по телефону, Керри с Лавровым в Москве, а также и на переговорах в Женеве. Неожиданное для всех заявление Путина о выводе войск из Сирии, значимое, на мой взгляд, и тем, что сделано без предварительного уведомления американской стороны, сулит, по-видимому, нечто новое по отношению к курдам.
На эту мысль наводит и заявление Сергея Лаврова о том, что Россия будет жестко настаивать на участии курдов в женевских переговорах по Сирии: «Мы считаем, что процесс, который начинается в Женеве, должен обязательно включать курдов, если все мы подразумеваем то, что говорим, когда заявляем о приверженности суверенитету и территориальной целостности Сирии». «Сирийские курды должны были участвовать в переговорах в Женеве с самого начала», — добавил он, отметив, что единственной страной, блокирующей участие курдов в межсирийских переговорах остается Турция.
Курдов на минутку оставлю ради представления израильского комментария о ситуации в Сирии в связи с выводом российских войск. Цитирую newspress.co.il: «Еще несколько дней назад сирийские алавиты превозносили Россию, русских и Путина. В дамасских кафе висели российские флаги и портреты российского президента. Менее чем за сутки ситуация развернулась на 180 градусов… Среди асадовских властных структур и в среде военнослужащих армии Асада она близка к панике. Силы гражданской обороны Сирии начали организацию демонстраций протеста в связи с неожиданным, судя по всему, и для самого Башара Асада решением России о выводе своих войск… Алавиты и прочее проасадовское население проклинали русских, рвали портреты Владимира Путина, параллельно с этим воспевая Иран».
Последний нюанс тоже существенен, ибо отражает тот факт, что интересы России и Ирана с «Хизбаллой» в придачу в Сирии и во всем ближневосточном регионе отнюдь не совпадают. Кстати, Лига арабских государств назвала «Хизбаллу» террористической организацией, Иран также обвинен ею в поддержке терроризма, и Россия, стремясь к восстановлению прежнего, с советских времен, влияния в арабском мире, не может этого не учесть.
Возвращаясь к заявлению Лаврова о приверженности суверенитету и территориальной целостности Сирии, ради чего, как он считает, необходимо участие курдов, замечу, что относительно этого участия позиции России и американской администрации до сих пор решительно расходились. Одним курды нужны были для поддержки режима Асада, другим, наоборот, для его свержения. И о чем бы высокие стороны ни договорились — хоть в Москве, хоть в Женеве под эгидой ООН, — в конечном итоге свою судьбу решат сами курды, а стремятся они к образованию своего национального государства — независимого Курдистана.
Независимый Курдистан — вековая мечта курдов, разделяемая и провозглашаемая не только вышеупомянутой Рабочей партией Курдистана, но и в неменьшей мере курдской Демократической партией, возглавляемой в настоящее время Масудом Барзани, президентом Иракского Курдистана. Эта партия, основанная в 1946 году Мустафой Барзани, отцом нынешнего ее главы, одно время была марксистско-ленинской (как и РПК), но затем переориентировалась на демократию западного типа.
Я не раз писал и до сих пор не понимаю, почему Джордж Буш-младший, разгромив Саддама Хусейна, массово убивавшего курдов химическим оружием, не помог Барзани провозгласить независимость Курдистана, на первых порах хотя бы на территории Ирака. Боялся Турцию обидеть? Но вот читаю на турецком сайте статью политолога Гёкхана Баджика двухлетней давности, где он утверждает: «Регион, который мы называем Ближним Востоком, в любой момент может породить независимое курдское государство. Уже ни для кого не секрет: региональная политика создала практически все условия для рождения государства курдов».
Турецкий политолог полагает, что независимый Курдистан, если бы его провозгласил Масуд Барзани, был бы признан США и, конечно же, Израилем, который даже заранее об этом объявил. Да, для Израиля дружественное и солидарное курдское государство в регионе было бы очень кстати. Но вот что особенно интересно в его статье: «У Анкары нет альтернативы, кроме как признать независимый Курдистан… А учитывая деятельность таких экстремистских структур, как ИГИЛ, можно утверждать, что единственный союзник Турции — курды».
С мнением Эрдогана это утверждение расходится, да и сам он в поддержке курдской независимости замечает два неприятных Турции момента: возможна негативная для нее реакция на «арабской улице» и неизвестно, «как появляющийся на свет Курдистан повлияет на курдов в наших вилайетах, расположенных с ним по соседству». «Пытаться задушить ребенка, который неизбежно родится, ошибочно, — заключает политолог, — но радоваться больше его родителей также неверно».
Теперь откроем статью «Кому выгоден независимый Курдистан» на российском сайте mirprognozov.ru.
Читаем: «Парадокс: образование независимого Курдистана выгодно не только курдскому народу, но и многим “сильным мира сего”. По разным тактическим соображениям в независимом Курдистане заинтересованы многие геополитические соперники: США и Россия, Израиль и Иран, Сирия и Саудовская Аравия, монархии Арабского залива, Евросоюз и даже Турция. Тем не менее при столь уникальном совпадении геополитических интересов независимый Курдистан до сих пор так и не состоялся на политической карте мира. Почему так? Во-первых, каждая из великих держав в курдскую государственность вкладывает свой интерес, пытаясь встроить курдский проект в собственную геополитическую стратегию». «В нынешних условиях, — констатирует автор сайта, — для современной России “курдская карта” стала предметом торга в противостоянии с Западом». Ну что ж, посмотрим, как США с Россией сторгуются. И станут ли курды дожидаться их сговора?
«В 2016 году Масуд Барзани объявит независимость Курдистана», — заявил Сирван Барзани, один из командиров пешмерга (курдских вооруженных сил), крупный курдский бизнесмен, племянник Масуда Барзани.
Кстати, в мае этого года исполняется ровно 100 лет соглашению стран — победительниц в Первой мировой войне, пообещавших курдам освобождение от тирании, но так разделивших наследие Османской империи между Великобританией и Францией, что курды в итоге остались ни с чем. Двадцатимиллионный народ оказался разделенным произвольно начертанными границами нескольких государств. Образование независимого государства курдов с перекройкой границ, вероятно, создаст новую и, возможно, более стабильную обстановку в ближневосточном регионе, чем та шаткая, что сложилась теперь.
По уверению Сирвана Барзани, «большинство стран изменили свое отношение к Курдистану в положительную сторону, особенно это касается Соединенных Штатов и соседних стран, в частности Турции». Он сообщил также, что в ходе своего недавнего визита в Европу встречался с представителями ЕС и они обещали военную поддержку курдским силам в борьбе с ИГИЛом. Как видим, курды нарасхват, всем вдруг понадобились, только у всех интересантов своё на уме, и, удастся ли курдам на их интересах сыграть, это еще вопрос. Но и то заметим, что этот вопрос уже на повестке дня.
Асад, ещё 5 лет назад, МОГ предотвратить сегодняшнюю реальность, простым провозглашением федеративного устройства государства, с чётким административным выделением этнических районов, с одновременным снижением уровня правового беспредела своих карательных служб.
Однако, он на это не решился тогда, не пойдёт и сейчас.
Арабы, как кластер, тоже могли бы решиться перебросить эту «горячую картофелину» в руки Турции и Ирана одновременно, сами объявив о готовности содействовать созданию курдского государства, но, они этого не сделают тоже.
Турция — Эрдоган, также понимая все плюсы подобного решения, так же не решится на подобный шаг, по внутриполитическим соображениям.
Что касается сегодняшних действий России, то она снова «продаст» курдов, по достижению своих собственных целей, как делала это уже не раз.
Есть проблема и самих курдов — если сирийские курды позиционируют себя, как вненациональную политическую доктрину, то курды Ирака пошли по пути Кадыровской Чечни — власти «одного тейпа».
Таким образом, может сложиться такая ситуация, как и показал автор, что курды снова останутся ни с чем.
Вообще-то евреи Израиля не разобщены. Процент отщепенцев, ушедших в христианство не велик. Реформистов тоже маленькая, просто крикливая, кучка.
И своё государство евреи именно вырвали.
Аналогия, на мой взгляд, не уместна.
«…каждый курдский фюрер в свое части территории сам хочет окучивать свою поляну…» — Ефим.
Существуют конфедерация, коалиционные правительства и пр.
Возможно, курдов одновременно манит и пугает израильский опыт. Они не хотят оказаться в кольце ненавидящих их стран и остаются изгоями в каждой из 4-х стран.
Господа, курдов, как это было и раньше, «кинут» непременно и в этот раз.
До тех пор, пока Россия не озвучит на достаточном дипломатическом уровне — именно Россия, если кто понимает почему, что она сторонник создания независимого государства курдов, все граждане, интересующиеся этим вопросом, могут «спать спокойно» — независимость курдов НЕ согласована среди «больших собак».
«Господа, курдов, как это было и раньше, «кинут» непременно и в этот раз» — Эдмогд.
Во-первых, уже кинули — падением цен на нефть.
Во-вторых, более других это должно печалить Израиль, поскольку создание большого Курдистана улучшило бы геополитическую обстановку на Ближнем Востоке, от чего выиграл бы Израиль.
Марк, я отличаюсь реалистичностью. Стенать о маловероятном бесполезная трата времени. И к мечтательности я не склонен. С меня вполне достаточно (пока) ряда процессов, которые этим вопросом уже запустились.
Эдмонд, подумайте, разве кого-нибудь интересуют мои или ваши отличительные качества?
Марк, так зачем тогда вы публично сообщаете о своих мыслях -«печалях»? Вот мне и приходится говорить, что я «печалиться» не намерен.
«Марк, так зачем тогда вы публично сообщаете о своих мыслях…»?
— А как ещё искать единомышленников?
Послушайте, мы, скорее всего, всё-таки, единомышленники. Только нам ещё надо стремиться к сходству наших выводов по практическим вопросам, не рассуждая в категориях сожалений о фактах. Факты надо принимать.
«Факты надо принимать».
А что есть факт, который должен быть принят? Вот суд вынес решение: Игаль Амир убил Рабина. Для Вас это факт, который должен быть принят. А я и многие мои единомышленники не верят. Суд признал Задорова убийцей 13-ти летней школьницы, а я верю, что его оправдают. Президент и мин. обороны назвали мальчишек-евреев поджигателями арабского дома, а я им не верю, для меня это не факт. Сейчас пытаются обвинить солдата в убийстве террориста. Для Вас, возможно, и это является фактом, а для меня — предательством, возможно, более страшным, чем привлечение солдат к изгнанию евреев из Гуш-Катифа, поскольку тогда речь шла о поселенцах, к которым отношение значительной части израильтян негативно, а сейчас о солдате, действовавшем по инструкции. Как же отпускать детей в армию: не убьют враги, так посадят свои. Сажать надо армейское руководство за отсутствие четких инструкций. Посадили бы мин.обороны, нач.генштаба и никаких бы демонстраций в их защиту не было бы.
Г-н Аврутин, вы, по уже известной схеме ваших действий, пытаетесь превратить полемику по любой конкретной теме, в данном случае по теме курдов, в попытку «наездов» на правящую в Израиле политическую команду.
Это, по меньшей мере, не этично. У нас вопрос о курдах — в данном материале, а не ваших политических предпочтениях.
Не выявляйте так наглядно свою ангажированность.
Если вам нечего сказать о курдском вопросе, не превращайте эту тему — курдов, в площадку для своих действий по внутриполитической ситуации в Израиле. Это пожелание.
Безусловно, как отмечали уже многие юзеры вашу такого рода направленность, моё пожелание может вас и не остановить.
Но, тогда, вы очень откровенно покажите своё сходство с Эскиным. А это тоже полезно.
Вместо ответа на отношение к фактам, Вы начали меня обвинять в вымышленных «наездах», в поддержке мне практически неизвестного Эскина. Пытаетесь приписать мне групповщину. И, наконец, Вы же поставили вопрос о фактах.
Что же касается вашей реплики: «Если вам нечего сказать о курдском вопросе…», то можете полюбобытствовать
«Ближневосточные проблемы: как мы их видим (дискуссия)»
http://cdialog.org/?p=1568&lang=ru
Из чего можно понять, что мне есть таки, что сказать, и я это сказал, но не в комментах.
Я не помню, чтобы многословие было сестрой таланта. Компиляция, ничего больше, на мой взгляд.
Другими словами, лично вы, по вопросу курдов, ничего больше сказать не можете? Чтобы коротко и чётко? Реалистичный прогноз, так сказать?
«Реалистичный прогноз» — предоставляю это сделать Вам коротко, чётко и талантливо. Я же считаю прогнозы делом неблагодарным.
На этом предлагаю обмен «любезностями» закончить.