Олег Орловский
Аналитики считают это событие историческим – начались, как и обещано было, поставки американского сланцевого газа в Европу.
На причале репортеры ведущих изданий мира наблюдали, как современный газовый танкер длиною 180 м изящно швартуется у приемных механизмов с помощью автоматики.
В течение непродолжительного времени 27.5 тысяч кубометров сжиженного газа, перевозимого при температуре -90 градусов, перемещается в емкости на берегу.
Здесь его разогреют при очень высокой температуре — и он станет этиленом, а потом — пищевым пластиком, оплеткой электрических проводов или корпусом какого-либо механизма.
А теперь – недоумение: Норвегия, 7-я в мире по добыче газа — импортирует газ для своих нефтехимических заводов?
В Северном море, где находятся газовые поля норвежцев и британцев, после 40 лет эксплуатации месторождения истощились: в норвежской — на 60%, в британской – на 80%.
Опасаясь дефицита поставок природного газа, первым в 2010 году забил тревогу, входящий в десятку производителей, транснациональный химический концерн Ineos – у него 65 заводов в 16 странах, в том числе – в Северной Европе.
Было принято решение об импорте сланцевого газа из США, и тогда же начался передел европейского рынка.
Эта идея казалась чисто теоретической, и, по словам одного из директоров крупного нефтехимического предприятия Ineos — безумной.
Безумной, так как США всегда были импортерами, а не экспортерами углеводородов. Они не располагали оборудованием для вывоза сырья за рубеж.
Но передовые технологии сделали свое дело — после заключения контрактов с европейскими покупателями были построены 50 км новых трубопроводов от газодобывающих скважин до накопителей и заводов по переработке газа, и от них – в портовые терминалы.
Один из портов — Marcus Hook в Филадельфии, которому грозило закрытие, был переоборудован под экспорт сжиженного газа.
Но не только Норвегия стала импортировать газ из США — и Турция тоже. Анкара начала закупать сжиженный природный газ в США в обход соглашения с Россией.
Впервые это произошло в январе — Турция закупила в США 83 млн кубометров газа, что составляет около 10% всех поставок газа в Турцию.
На сегодняшний день основным поставщиком газа в Турцию является Россия — до 60% потребляемого природного газа.
После инцидента со сбитым российским истребителем и последующих международных скандалов, Турция объявила, что через 2 года она прекратит импортировать российский газ.
Среди поставщиков, которые потенциально могут заменить Россию на турецком газовом рынке — США, Катар и Иран.
Из США сжиженный газ будет перевозиться с помощью океанских газовых танкеров, из Катара и Ирана природный газ будет передаваться по трубопроводам.
Пока что у Турции мало терминалов по приему сжиженного газа, но уже известно, что американские компании готовы их построить в короткий срок в турецких портах на Средиземном море.
Что касается объемов добычи, то (по данным 2012 года) общая добыча газа (традиционного и сланцевого) в США составила 681 млрд кубометров, в России — 656.
И отдельный вопрос: а куда «примкнет» экспортный израильский газ — к Турции или Греции?
Stop-News
БАГАЦ отклонил газовый проект Нетаниягу
В ходе сегодняшнего обсуждения апелляции абсолютным количеством голосов Верховный суд Израиля отклонил «газовое» соглашение.
Четверо из пяти судей БАГАЦа считают, что параграф о долгосрочном невмешательстве правительства в газовую регуляцию необходимо либо убрать из текста документа, либо утвердить в парламенте.
«Правительство не имеет права ограничивать свободу действий и решения Кнессета. Нынешняя формулировка параграфа о стабильности противна и может нанести урон международному статусу Израиля, так как государству придется забирать назад свои обещания», — заявил судья Салим Джурбан.
Ввиду этого судьи дали год на утверждение параграфа в Кнессете. До тех пор все соглашение будет считаться недействительным.
Кроме этого, Верховный суд отклонил апелляцию о неправомерности применения правительством 52 параграфа антимонопольного законодательства, признав это право за Иерусалимом. Судьи аргументировали такое решение защитой госбезопасности.
Решение суда с воодушевлением восприняли в левом лагере.
«Решение БАГАЦа является историческим и драматичным. Параграф о стабильности газовых компаний был искажен с самого начала и лишен какой-либо конституционной подоплеки. Он лишал газовые компании иммунитета, что просто неслыханно в свободной демократическом мире», — заявила депутат Кнессета от «Сионистского лагеря» Шелли Яхимович.
А ее однопартиец Микки Розенталь назвал это «победой для всех нас».
Прокомментировал это и министр энергетики Юваль Штайниц («Ликуд»). Он назвал решение БАГАЦа неудачным, отметив, что оно может привести к необратимым последствиям на газовом рынке, убыткам казны и простых граждан, а также отрицательно повлиять на энергобезопасности и экономику Израиля.
MIGnews