Возьмемся за руки, друзья! или Пурим на Брайтоне

В прошедшее воскресенье на Брайтоне, в «Мастер-театре», играли пуримшпиль — веселый капустник о чудесном спасении евреев Персии от происков злодея Амана.

Вдохновитель, организатор и ведущая спектакля Рита Каган задумала нынешний праздник как смотр детских музыкальных коллективов. Но постепенно идея трансформировалась в праздник для всей семьи: детей, родителей, бабушек, дедушек.

Михаил Брацлавский в роли Ахашвероша
Михаил Брацлавский в роли Ахашвероша

«Все шло довольно трудно, — рассказывает Рита Каган. — Несколько раз я даже хотела закрыть спектакль. Но, когда казалось, что все рушится, происходило маленькое чудо — помощь приходила, откуда не ждали. Нас поддержали наши друзья — артисты, радиоведущие, руководители музыкальных школ. Вместе мы занимались поиском реквизита, подбирали музыкальное оформление, редактировали тексты. Царь Персии Ахашверош — всеми любимый радиоведущий Михаил Брацлавский — примчался на одну из репетиций прямиком из бухарской общины, где ему одолжили шикарный расшитый золотом халат. Но, когда за неделю до представления заболел исполнитель роли Амана, у меня совсем опустились руки. Положение спас доктор Эяль Левит: решился сыграть в спектакле вместе с женой Еленой, исполнительницей роли Эстер, и собственными детьми, Сэмюэлем и Софией, совершающими путешествие в древний Шошан в машине времени. Иными словами, сама подготовка праздника стала торжеством дружбы, поддержки, взаимовыручки. Наш выход на сцену в воскресенье — лишнее тому подтверждение».

Эяль Левит в роли Амана
Эяль Левит в роли Амана

Во все времена Аманы тенью следовали за евреями и в пуримшпилях изображались портретно похожими на местных злодеев и гонителей. На Брайтоне обошлось без подобных аллюзий. Не потому ли, что сюда Аманы не захаживают?
Доктор Эяль Левит убежден в том, что рано или поздно Аманы появляются везде, исключение составляет лишь одно место на свете — Израиль.

Рита Каган и Елена Левит
Рита Каган и Елена Левит

«Я считаю Израиль своей родиной, — говорит Эяль, совершивший алию из Черновцов восьми месяцев отроду. — Перед Израилем я навсегда в большом долгу. Эта страна воспитала во мне любовь и гордость за свой народ. Благодаря Израилю я горжусь тем, что я — еврей, что я — Эяль, что я — Левит. Конечно, тут, в Америке, это легко. Хотя я убежден, что, как бы нам ни было комфортно, удобно, это временное явление. Надо смотреть правде в глаза и отдавать себе отчет в том, что ситуация неминуемо изменится к худшему. Мне будут говорить, что Америка — иная, ее не надо сравнивать с Европой, с Россией… Но мы же помним, что «иными» были многие страны. Нам поначалу было комфортно в Египте — пока не пришел «плохой фараон», мы процветали в Испании, нам было вольготно в Германии… Но либо нас так сильно не любят, либо Б-г так хочет, либо это сочетание множества факторов, однако есть только одно место, где мы будем всегда свободны и сможем решать свою судьбу, — это Израиль. Когда еврей в галуте совершает неблаговидный поступок, вина падает на всех евреев, какие бы должности они ни занимали. Так что я убежден: мы живем спокойно только благодаря тому, что есть Государство Израиль».

Елена Левит в роли Эстер
Елена Левит в роли Эстер

Таково свойство всех еврейских праздников, даже самых веселых: радость соседствует с грустью, безудержная легкость сменяется серьезными раздумьями.
Это звучало и в разговорах с участниками брайтонского пуримшпиля. Было очевидно, что артисты с удовольствием выходят на сцену, увлеченно перевоплощаются в своих персонажей, с наслаждением исполняют любимые шлягеры. Но невольно закрадывалась мысль: не все так просто. Взять хотя бы Михаила Брацлавского, многолетнего радиоведущего, который к тому же регулярно устраивает массовые мероприятия, фестивали в городе. Что для него этот праздник?

DSC_3511
«Я прожил десять лет в Израиле, — говорит Михаил, — видел там шумные карнавальные шоу на Пурим, привык. Однако в последнее время мое отношение к иудаизму начало меняться, я больше читаю, думаю, анализирую. И сегодня для меня честь участвовать в пуримшпиле. Считаю своей миссией донести до людей смысл этого праздника. Стараюсь делать это и через радио, и со сцены “Мастер-театра”. Хочу напомнить, что в Пурим впервые в истории возникла идея полного уничтожения всех наших собратьев исключительно за то, что они евреи. Тогда Аман, воспользовавшись словом царя Ахашвероша, решил уничтожить всех евреев во всех странах, входивших в Персидское царство. Второй раз подобный план возник у Гитлера.

DSC07502

Считаю важным рассказать о философском аспекте праздника: про жребии — на иврите “пурим”, которые выпадают людям в жизни, и про то, какова роль человека в принятии важных решений, и насколько закономерны кажущиеся случайности. Наш пуримшпиль не отягощен сверхсложными репризами, текст спектакля написан в форме веселой сказки, но он, убежден, не лишает зрителя пищи для размышлений. В спектакле мне досталась роль царя, в жизни — роль довольно популярного члена общины. И в этом качестве у меня есть возможность не только участвовать в пуримшпиле, в пасхальном седере, в зажигании ханукальных свечей, но и рассказывать об этом. В последний Йом Кипур я взял на себя обязательство каждый день накладывать тфилин. Это мое новое решение — еще один шаг, приближающий к еврейству. Тогда же я прибил мезузы на все дверные косяки у себя дома. По всем правилам. И мне стало легче. Этим я тоже хочу и могу поделиться с близкими, хочу нести эти свои открытия дальше».

DSC07464
Мысли доктора Эяля Левита созвучны словам Брацлавского.
«Мне пришлось согласиться исполнить роль злодея, чтобы не лишить остальных радости участия в пуримшпиле, — рассказывает Эяль. — Я знал о подготовке к празднику из первых рук: в представлении участвуют не только мои дети, но и жена, и когда я пришел на репетицию, то понял, что их усилия не должны пропасть. В последний раз я выходил на театральные подмостки в старших классах школы. Да и там дело было не в каком-то особом актерском таланте. Как я понимаю, учителя пытались ставить меня в пример другим детям, поскольку я всегда считал профессию учителя одной из самых уважаемых, важных и нужных. И хотя сам я стал врачом, но стараюсь передавать людям свои знания и опыт, и не только медицинский».

DSC07467
Пример тому — книга «Этюды врачебных будней», которую недавно выпустил доктор Левит. (Главы из книги будут публиковаться в ближайших номерах газеты. — Редакция.) Откуда у доктора, встречи с которым пациенты ждут по нескольку месяцев, время на литературное творчество?

DSC07490
«Мне показалось это очень важным, — объясняет Эяль. — Ко мне начали обращаться люди, тоже врачи, с предложением помочь пациентам избежать обмана, научить их распознавать шарлатанов от медицины, которых, к сожалению, на “русской улице” немало. Поначалу была идея издавать журнал, в котором сертифицированные специалисты вели бы рубрики, описывая случаи из своей практики. Идея такого журнала лопнула, а ему на смену пришло похожее издание — ежемесячный журнал “Медицинский офис”. Я согласился не только писать в журнал истории из своей практики, но и давать деньги на их издание, поскольку верю в важность просвещения нашей общины.

DSC07379
Однако со временем и в этом журнале начала появляться ложная информация о недобросовестных, неквалифицированных врачах, и я прекратил с ним сотрудничать. Тогда и возникла идея книги: мне посоветовали собрать свои истории в отдельное повествование. Я посвятил книгу своему деду, доктору, которому я обязан тем, кто я есть, кем стал.

DSC07468
Мой следующий проект — двухгодичный курс в Wexner Foundation, предназначенный для лидеров еврейских общин. Надеюсь узнать там много нового о нашем народе, нашей истории, наших чудесах. А потом непременно найду средства донести эти знания до других. Это интересно, важно, нужно, это обогащает нас, делает нас лучше. А это и есть наша миссия — сделать мир добрее, приветливее, человечнее. Мечтаю еще снять блокбастер про Маккавеев. Подумать только: какой невероятный сюжет — первая операция “Энтеббе” в еврейской истории! Мало кто знает, что тогда, во времена Второго Храма, под угрозой смерти оказались ассимилированные евреи, жившие вдали от Израиля. Греки намеревались их уничтожить за то, что их соплеменники в Израиле подняли восстание против эллинов. И вот Маккавеи прошли многие-многие километры, чтобы спасти собратьев, чтобы освободить их и возвратить в Израиль. Эта история — свидетельство мужества, красоты нашего народа, любви и гордости за свой народ. Это была первая война за свободу религии, в которой мы одержали победу. И человечество должно знать об этом!»

DSC07387
Наоми ЗУБКОВА
Фото Леонида ЛАЗНИКА и Бориса ТАЛИСА

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Возьмемся за руки, друзья! или Пурим на Брайтоне

  1. Такого благожелательного Аммана я еще не видел.

Обсуждение закрыто.