За свою долгую историю евреи вели десятки, если не сотни войн. Две победы в них отмечены праздниками, оставшимися в веках, — Ханукой и Пуримом. Эти праздники знаменуют избавление от двух видов напастей, преследующих нас в нашей истории.
Греки-селевкиды, управлявшие Иудеей во II веке до н. э., физически евреям не угрожали. Они лишь пытались привить нам толерантность. Так, в Иерусалимском Храме они установили культ Зевса. Царь Антиох IV Епифан там, на жертвеннике Зевса, собственноручно принес в жертву свинью.
Происходила эллинизация сексуальной морали. В открытых повсеместно гимнастических залах занятия обнаженных мужчин предполагали и гомосексуализм. Было установлено право греческого наместника на первую ночь. Евреи, принявшие мораль эллинов, полностью иудаизм не покидали. Они опускались на уровень, аналогичный сегодняшним реформистам.
Восстание Хасмонеев было войной за ценности иудаизма, против толерантности эллинизма. В 164 году до н. э. евреи отвоевали Храм, очистили его от знаков язычества и восстановили в нем службу.
После победы в той войне проблема толерантности в еврейском обществе не исчезла, но сменила парадигму. Отсутствие толерантности омрачило идейную борьбу двух еврейских сект — фарисеев и саддукеев. Так как победили фарисеи, сохранилась их версия этой борьбы. Трагичным эпизодом ее стала схватка царя Александра Янная и фарисеев.
Царь, завоевавший для еврейского царства территорию от горы Кармель до египетской границы, то есть всю территорию современного Израиля в границах до Шестидневной войны, был саддукеем. Во время одного из празднований Суккота Александр Яннай, исполняя роль первосвященника, вылил воду из серебряной чаши не на жертвенник, как считали правильным фарисеи, а на землю. Собравшиеся в Храме фарисеи стали бросать в царя этроги. 6000 человек были убиты царской гвардией в этом мятеже, и еще 50 000 погибли в последовавшей гражданской войне. Стоили ли таких жертв различия в понимании исполнения обряда?
Унаследовавшая царствование от Александра Янная его вдова Шломцион наладила хорошие отношения с фарисеями, сумела примирить еврейские фракции и осталась в истории как толерантный и успешный правитель. Но после смерти царицы, начиная с ее сыновей и до катастрофы Иудейской войны 68–70 годов н. э., разные фракции евреев постоянно враждовали между собой, даже в осажденном римлянами Иерусалиме. Эта рознь, обычно из-за религиозных разногласий, и стала причиной разрушения Храма, Иерусалима и 19 веков рассеяния.
Ханука возвращает нас к проблеме толерантности. Хотя исторические события, в честь которых был установлен праздник, являлись победой ортодоксальных евреев над реформистами тех лет, Хануку широко отмечают все группы евреев, духовные наследники и победителей, и побежденных. Вмешался в спор, чему же посвящена Ханука, американский президент. На праздник зажигания ханукальных свечей 2015 года он пригласил в Белый дом «раввина» из Сент-Луиса Сюзан Талве. Та в своей речи просветила присутствовавших, включая президента Израиля Ривлина, что для нее с Обамой знаменует Ханука.
Ханука знаменует для них свободу въезда в страну всех желающих, успехи погромщиков движения «Черные жизни важны». «Раввин» зажигала свечи, «чтобы осветить мрак исламофобии, гомофобии, трансфобии» (придумали уже и такую). Ханука, сообщили нам в Белом доме, «это праздник справедливости для палестинцев». Мусульманским восклицанием «Иншаллах», многократно повторенным, завершила свое поучение «раввин».
Мэрия Иерусалима недавно приняла решение переименовать площадь Сиона в площадь Толерантности. Объявлен конкурс на проект ее перепланировки. Который победит — в память ли о поверженных эллинистах, пытавшихся привить евреям свою толерантность, или посвященный гармонии между разными сектами иудеев? В своем проекте перестройки площади Сиона я бы предложил нанять Сюзан Талве служить на площади живым экспонатом толерантности. Это напоминало бы евреям израильским, против чего воевали Маккавеи, и одновременно освободило бы евреев Сент-Луиса от «раввина»-эллинизатора.
Победу в войне иного типа мы празднуем в Пурим. Два с половиной тысячелетия назад в Персии Ахашверош и его первый министр Аман недвусмысленно решили уничтожить всех евреев. Угроза казалась неотвратимой. Спасение пришло благодаря самоотверженности царицы Эстер и превосходной организации ее кузеном Мордехаем военной кампании против наших врагов.
Такая же угроза тотального уничтожения, как на Пурим, преследует нас в наших последних поколениях. Она исходила от Третьего рейха, от СССР, от арабских лидеров, трижды объединявшихся для войны против Израиля. Сейчас эту цель провозглашают правящие Ираном аятоллы.
Война Пурима отличается от почти всех знаменитых военных кампаний в истории тем, что в центре ее была женщина. И это немаловажно. Танах сообщает нам, что по дизайну мы, евреи — народ женский. Подробно я писал об этом в своем старом эссе «Что случилось в Газе?» (http://evreimir.com/82214/chto-sluchilos-v-gaze). Евреи-мужчины несут в своем характере немало женских черт. Но это означает, что нашим женщинам, чтобы уравновесить нас, приходится демонстрировать качества мужские. Армия Израиля — первая в современном мире, которая стала широко использовать женщин в боевых действиях. Я не знаком с историей вопроса, но догадываюсь, что произошло это по инициативе женщин.
Танах и еврейская история немало описывают мужчин и женщин в боевых действиях. Наш самый знаменитый богатырь Самсон вступал в битву только тогда, когда на него нападали: «И дошел он (Самсон) до Лехи, а филистимляне с криком встретили его… И нашел он свежую ослиную челюсть, и протянул он руку свою, и взял ее, и убил ею тысячу человек» (Книга судей, 15:14–15). А вот битва молодого Давида с Голиафом: «И сказал филистимлянин (Голиаф): “Посрамлю я сегодня полки израильские. Дайте мне человека, и мы сразимся один на один…” И сказал филистимлянин Давиду: “Поди-ка ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым”». Только после этого «опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил филистимлянина в лоб» (Шмуэль, I, 17:10–11, 44, 49).
Еврейки же, напротив, в ситуациях почти романтических вели себя куда жестче, чем евреи в ситуациях боевых. Восстание, победу которого мы отмечаем в Хануку, начала Йегудит, сестра братьев Маккавеев. Придя после своей свадьбы к греческому наместнику исполнять обряд первой ночи, она отрезала тому голову.
За тысячу лет до событий Хануки, после проигранной битвы с евреями, бежал военачальник ханаанцев Сисра. «И вышла Яэйль навстречу Сисре, и сказала ему: “Зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся”. И зашел он к ней в шатер, и прикрыла она его покрывалом. И сказал он ей: “Дай мне немного воды напиться, ибо томит меня жажда”. И открыла она мех с молоком, и напоила его, и прикрыла его (по мнению некоторых комментаторов, Яэйль соблазнила Сисру семь раз — прим. авт.)… Яэйль, жена Хевера, взяла кол от шатра, и молот взяла в руку свою, и подошла к нему (Сисре) тихонько, и вонзила в висок его кол, и воткнулся тот в землю, когда он уснул уставший; и он умер» (Книга судей, 4:18–21). Руководившая в то время еврейским народом пророчица Дебора воспела этот подвиг: «Благословенна будь женами Яэйль» (5:24).
Тора содержит две песни по поводу гибели наших врагов. Моше и евреи-мужчины воспели Всевышнего, утопившего в Красном море гнавшуюся за нами египетскую армию: «Десница Твоя, Б-же, прекрасна в мощи, десница Твоя врага сокрушает» (Исход, 15:6). Закончив песню, немедленно «увел Моше сынов Израиля от моря Суф» (15:44), чтобы евреи не любовались поверженными египтянами. Во время пасхального седера установлено отливать 10 капель вина в память о бедах, обрушившихся на египтян во время десяти казней. Никакого ликования в этом нет.
Иная победная песнь пророчицы Деборы. Эта песнь тоже содержит славословия Всевышнему, даровавшему нам победу. Но кончается она глумлением над поверженным врагом: «В окно сквозь решетку смотрела во все глаза мать Сисры: “Отчего долго не приходит колесница его, отчего медлят колеса колесниц его?” Мудрые знатные женщины отвечают ей, и она сама отвечает себе: “Верно, нашли они и делят добычу: по женщине, по две на каждого мужчину; добычу из цветных одежд для Сисры; добычу из вышитой цветной одежды: цветные одежды с разной вышивкой на шею тех, кто взял добычу”» (Книга судей, 5:27–29). Никакого сочувствия.
Голду Меир называли «единственным мужчиной» в первой когорте лидеров Израиля. После убийства израильских участников мюнхенской Олимпиады 1972 года премьер Меир отдала приказ уничтожить всех организаторов теракта и выживших террористов. Операция заняла 20 лет. Через 13 лет после ее завершения Тони Кушнер написал сценарий, а Стивен Спилберг снял фильм «Мюнхен». Авторы фильма сочувствуют жертвам мести евреев и морально уравнивают одних и других. Антисионист из геев Кушнер, очевидно, имеет двойную женскость в душе — как еврей и как гей.
Для меня самое удивительное место в «Мегилат Эстер»: после того как фортуна евреев переменилась и они, руководимые Мордехаем, 13 адара, в день, на который было назначено «окончательное решение еврейского вопроса», убили по империи 75 000 своих врагов, Ахашверош, подпавший под каблук жены, спрашивает ее: «“(Скажи) что же за желание у тебя? И будет оно исполнено…” И сказала Эстер: “Если угодно царю, то пусть бы и завтра разрешено было иудеям, которые в Шушане, действовать по указу нынешнего дня…” И сказал царь, чтобы так и было сделано… Также и в четырнадцатый день месяца адара собрались иудеи, которые в Шушане, и убили в Шушане триста человек…» (9:12–15). Непосредственная опасность миновала, но Эстер не простила людей, готовившихся убивать евреев. Это так отлично от нынешних евреев-израильтян…
Уже почти полгода арабы практически ежедневно посылают своих детей резать евреев, пытаются давить машинами. Арабские члены Кнессета демонстрируют поддержку семьям убийц. Но нынешние лидеры Израиля — и военные, и светские — толерантны в отношении врагов. Начальник Генерального штаба Гади Айзенкот призвал военных «не разряжать магазин своего автомата» в девочку, идущую на них с холодным оружием. На следующий день после этого два 14-летних арабских мальчика зарезали сержанта ЦАХАЛа Тувию Вайсмана и тяжело ранили еще одного человека.
А в Кнессете уже какую неделю ведется обсуждение, как удалить из его состава арабов, поддерживающих террор против евреев. Хотя Дов Конторер в своей недавней статье сообщил, что закон, предписывающий изгнание таких депутатов, давно существует.
Каролин Глик в колонке от 19 февраля рассказывает, что слышала от бывшего начальника операций израильской разведки, будто «99% офицеров МОССАДа и “Шин-бета” — левые. И, по словам бывшего командующего военно-воздушными силами, 99% пилотов — тоже левые». Глик сообщает, что на совещании после окончания последней войны с Газой командование IDF предложило способствовать быстрому восстановлению Газы. ХАМАСу было поставлено 3,4 миллиона тонн строительных материалов. 74% зданий в секторе остаются в руинах, зато ХАМАС, восполнивший свой запас ракет, интенсивно восстанавливает военную инфраструктуру, включая тоннели, тянущиеся к границе Израиля.
Толерантность стала, начиная с договора в Осло 1993 года, политикой Израиля относительно ООП, не сменившего цель — уничтожение Израиля. Сколько своей территории можно уступить врагам? Какой уровень терроризма следует считать «приемлемым»?
Надежды на еврейских мужчин тают. Таится ли среди израильских политиков новая Эстер? Надо повнимательней присмотреться к министру юстиции Аелет Шакед. Она, когда говорит об отношении к арабским семьям, посылающим своих детей резать евреев, о проникающих в Израиль африканцах, о Верховном суде, навязывающем свою власть израильтянам, о Земле Израиля, на которую претендуют арабы, звучит, как новая Эстер.
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
В порядке нетолерантности.
Общее замечание. Написано крайне сумбурно. И при чем Ханука в преддверии Пурима?
Частное замечание. Спецслужбы Израиля рано отрапортовали о ликвидации мюнхенских террористов. К примеру, один из организаторов побоища, террорист по имени Махмуд Аббас, цветет и пахнет. Ведет себя крайне нетолерантно, но рукопожат половиной израильской бомонды.
Потому вас в Израиле и нет. И это прекрасно! Галут, руки прочь от Израиля!
МУЖ
В современном мире идет борьба полов, идет война полов. Женщины, борются с мужчинами, отстаивают права женщин. Феминистки – не только борются с мужчинами, отстаивают права женщин, но и хотят стать мужчинами. Мужчины, представители голубого образа жизни, также отстаивают свое место под солнцем, соревнуются с женщинами – но, они ведь, и правда, не совсем мужчины.
Мужчины проигрывают.
Они и воевать- то не хотят.
Детей поставить в угол нельзя. Ремень применить – вызовут полицию. Кулаком по столу стукнуть – последствия непредсказуемы.
Когда-то в древней Греции при принятии важных для общества решений собирались только женатые мужчины. И никого это не оскорбляло, не обижало. Разве могли эти мужчины, отцы семейств, принять решение в ущерб женам или детям? Нет, конечно.
Для чего же сегодня мужчину стараются всячески уменьшить, снять с пьедестала руководителя жизни?
И падение морали, и неустойчивость семьи, и школьные и не школьные проблемы детей – результат измельчания института мужа. По всем опросам рождаемость падает. Мужская сила в постели падает. Таблетки по на придумывали. Каждый второй брак распадается. Легко стало жить без мужа. Государство помогает, а тем самым поощряет. Мать – одиночка – герой! Отец- одиночка – таких по пальцам пересчитать.
Как же быть? Быть может и правда, что мужчины не нужны больше обществу? Их теперь,
как трутней, надо держать только для продолжения рода. Ну, нет!
Муж – это стена! Это та скала, которая стоит нерушимо на страже семейного порядка, семейного покоя. Капризы, скандалы, — все надо стерпеть, перетереть, уладить. Чтобы ни
стало, при любых угрозах семейной жизни, муж стоит у руля и ведет свой корабль.
Вы скажете, читатель, устарело, банально, скучно, в каком веке живем.
Нет! Не устарело!
При разводе мужчина, как гордый и одинокий рыцарь, должен лишиться детей, квартиры, имущества. Так, «справедливо» решает проблему современное общество. И он, мужчина, уходит! Уходит, не плача, не прося снисхождения, сжав губы. Бой проигран – да! Но это не последний бой.
А вокруг беснуются феминистки, некрашеные, – это ведь оскорбление, в мужской одежде, платье – это ведь сексизм. Равных прав нам, равных зарплат, равного образования! Женщины в армию и полицию. Но не на передовую – это уже тише – против врага и бандита мужчина вперед! И он идет, а кто же пойдет вместо него, не женщину же — красавицу в бой посылать.
Или на стройке. Вы видели, читатель, как в телевизионной передаче «Сделай сам» девушки в желтых рабочих касках пилят, ловко орудуют электродрелью. Но, мы, же все понимаем, что там, за кадром, крепкие парни с натруженными руками, поднимают потолки и стены, стелют полы, устанавливают сантехнику и электрику. Да и не может быть по- другому.
Может — быть, создать общество защиты прав мужчин? Потребовать права рожать, кормить грудью, носить платья, как сторонники однополой любви.
Нет. Мы в эти игры не играем. Не к лицу это мужчине, мужу.
И пусть подпрыгивают феминистки, стараясь, стать с нами одного роста. Мужчины, стоять, не отступать!
Ради жен и детей! Ради семьи!
Только, вот сердце шалит что-то. И жизнь такая короткая.
» Только, вот сердце шалит что-то. И жизнь такая короткая. »
——————————
Так-так, Анатолий ..!
Вот, с этим СПЕШИТЬ НЕ НАДО !
Вы ещё рассказ не написали (о «приклеянных» титулах),
и вторую часть «Колбасной имиграции» …
Кто ж, кроме вас, напишет ?
«Ради жен и детей! Ради семьи! » — никакого упадничества !!!
Спасибо, Яков. Рассказ написан в 2012 году. Жаль, что Ефим сделал вывод о том, что среди евреев нет настоящих мужчин. Жаль, что Ефим считает настоящими мужчинами арабов, не считающих женщин за людей.
Женщины Армии Обороны Израиля — это доказательство мужской силы! Красавицы! Разве можно сравнить с забитыми арабками.
» … арабы: здесь мужчина — это мужчина. Может быть поэтому еврейские феминизированные мужчины уступают им в мужестве, »
————————————
НЕТ, Ефим !!!
Здесь я совершенно с вами НЕ СОГЛАСЕН !
Арабы (с исламской ментальностью, в первую очередь)
сильно УСТУПАЮТ израильским (еврейским) мужчинам, прежде всего,
в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, уважительном ОТНОШЕНИИ К ЖЕНЩИНЕ, как к равной себе,
которую НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ и эксплуатировать как «рожальную машину»
и секс-рабыню .
Остальное — приписывание «чужих грехов» нормальным еврейским мужчинам.
Ефим, понимание того, что никаких «окАнчательных» побед в реальном мире не существует, доступно не многим.
Иначе бы вы увидели, что даже «окАнчательная» победа СССР в 1945 кончилась тем, что русские в 2016 году воюют снова там, где воевали в 1941.
Бесплоден плач ваш, господа евреи;
Страх сушит душу пуще суховея.
Неправда, что мужчина стал слабее!
Болтливей…
Но лишь с ним мы преуспеем!
Ефим, когда наш майор ложится на гранату, чтобы обезопасить раненых, или раненый еврей нейтрализует террориста его же ножом, полагаю большего вам о евреях мужчинах и знать не обязательно.
«Шалиты» в военной истории Израиля случаются редко.
Кстати — из какой страны вы пишите?
Ну, об этом можно было догадаться по уровню не знания.
Спасибо, что подтвердили догадку.
Уважаемый, Ефим !
» … Руси святой. » — это что, фигура речи ?
Или, ваше убеждение в дествительной СВЯТОСТИ Руси ?
В таком случае, человек родившийся в любой (самой задрипаной) стране,
вправе считать её СВЯТОЙ.
Не так ли ?
Благодарю, за подтверждение моих догадок.
» … можно было догадаться по уровню не знания. »
———————-
Не будьте смешным, Эдмонд ! —
В вашем возрасте это уже, как минимум, неприлично …
Незаслуженно укоряя в незнании Ефима,
пишите слово «не знания» (в вашем тексте) СЛИТНО с частицой «не»,
т.е., должно быть — НЕЗНАНИЯ.
Что ж делать, такова грамматика русского языка.
А что для вас главное?
Тема, в данном её варианте, весьма мало комментировалась читателями. Даже создалось впечатление, что темы никто не увидел.
По моему личному мнению, энта самая толерантность проистекает в людях, в большинстве, только из-за отсутствия в них самих чётких систем координат.
В Израиле же, опять же на мой личный взгляд, по реальному видению обстановки на месте, имеет место усиление реалистичности оценки ситуации.. Прочитайте туже последнюю(в ЕМ) статью Гая Бехора.
Чёткий анализ реальности.
«Танах сообщает нам, что по дизайну мы, евреи — народ женский».
Ув. Борис, меня несколько смущает применение этого утверждения в контексте толерантности. Возможно сама специфика существования евреев, как крошечного народа среди массы язычников, поможет понять сущность того, что хотели выразить раввины? Буквальное понимание высказывания «евреи — народ женский» без исторической и психологической подоплеки является неверным. Евреи — прежде всего люди, со всеми присущими им человеческими слабостями.
1. Объяснение, на самом деле, кроется в том, что мы «Евреи — Народ Битый». Я думаю что здесь не возникнут противоречия, примеров из нашей истории достаточно. Согласно проведенного американскими учеными психологического эксперимента, пробанты, которые сами подверглись всякого рода унижениям и насилию, в 75% случаев испытывают сильную эмпатию и толерантность к другим, тогда как в контрольной группе в той же ситуации только 48% пробантов реагировали толерантно.
2. Другой вопрос: «Не делает ли нас толерантностность слепыми?» рассматривает известный американский психолог профессор Paul Bloom (особенно во времена террора и беженцев). Профессор утверждает, что эмпатический рефлекс легко склоняет нас принимать неправильные решения, что вдвойне опасно в политике. Чтобы не делать глупостей, «Битый Еврей» должен различать понятия эмпатии и сочуствия (compassion). Эмпатия значит: Я сопереживаю с другими. Сочуствие значит: Я трезво, без эмоций, оцениваю ситуацию и, в случае надобности, помогаю.
Говоря о настоящих мужчинах, Ефим, я думаю, имел в виду великого мачо Владимира Владимировича Путина, обладателя черного пояса карате, нырятеля, летателя, кидателя. Вот он с обнажённым торсом бросает на ковер в два раза большего соперника. Хотел — послал войска, хотел — вывел. И это правильно. Настоящий мужчина всегда найдет способ показать, кто в доме хозяин. Силища -то какая! Вся Русь Святая содрогается.
А по мне, Израиль нуждается в таком «настоящем полковнике», Почти,
как нарисовал Анатолий.
Думаете, либеральный Запад заклевал бы Израиль ?
А что, с нашими «ни то, ни сё» Израиль долго продержится?
Скажете: ОН поможет!
«Блажен» — кто верует!»
А побеждает тот, кто «каждый день готов идти на бой».