«Супервторником» был назван первый день марта, когда праймериз и кокусы прошли в 11 штатах. А до «суперсупервторника» 8 ноября — дистанция, как говорится, огромного размера, да не только в смысле продолжительности, но и в предвидении сопутствующих обстоятельств, которые, с одной стороны, будут воздействовать на ход президентской гонки, с другой же стороны, от нее — если гонка не шоу, а политический процесс — можно ждать определенного на эти обстоятельства воздействия.
Под обстоятельствами я имею в виду те, что в первую очередь касаются актуальных проблем внутренней и внешней политики США. Как ни странно, участники президентской гонки, увлекшиеся порицанием соперников-однопартийцев на личностном уровне, программные темы предпочитают пока не педалировать. Значит, настоящая и принципиальная борьба еще впереди: четыре месяца до партийных съездов и столько же после них.
Что это за борьба? Она в выборе дальнейшего пути. Демократическая партия на развилке дорог. Одна из них, это уже ясно, порочная, поскольку ведет под уклон, и на восьмой год следования по ней страна уже заведена в опасные дебри. Казалось бы, хватит, но Хиллари Клинтон с этой дороги не свернет, поскольку иной не знает. Другую дорогу, еще левее и круче, на которую тянет Берни Сандерс, давно опробовали в разных вариантах многие народы и, убедившись в ее безнадежности, пошли назад.
Что касается Республиканской партии, то она неудачами в последних выборных кампаниях, как мне кажется, дезориентирована, не имеет ясной программы действий и кадрового резерва для ее осуществления. Ее ватага несговорчивых претендентов на пост президента страны, явившаяся с перебором, поубивала друг друга еще на первых подступах к цели и сократилась до нынешней четверки еще уцелевших бойцов, включая Дональда Трампа, Марка Рубио, Теда Круза и Джона Кейсика, между собой, к сожалению, непримиримых. Поначалу, когда претендентов на высший пост у республиканцев было много, я мысленно составлял из них команду, намечая, кого в президенты, кого в вице-президенты или на министерские посты, но, увы, команда не состоялась, и вот оставшиеся соревнуются. Не в идеях, а больше пока в нападках друг на друга.
Итоги «супервторника» я склонен видеть приблизительно так, как их представила своим читателям газета The Washington Post — масштабно в виде «графика», выстроив участников гонки как бы по ранжиру и снабдив «график» рубрикой: Who’s winning the presidential election, то есть кто (на сегодня) побеждает. У республиканцев это явно Дональд Трамп.
Я о нем уже писал, если не ошибаюсь, дважды. В первый раз давненько, восприняв от многолетнего приятеля и, смею сказать, единомышленника, ныне, к большому сожалению, уже ушедшего от нас, писавшего и выступавшего по радио под псевдонимом Виктор Вольский, идею о том, что Трамп, если не будет номинирован республиканцами, может выступить как независимый кандидат. В этом случае, отняв от республиканцев голоса, он приведет в Белый дом Хиллари Клинтон точно так, как в 1992 году другой миллиардер, Росс Перо, подкузьмив Буша-старшего, сделал президентом Билла Клинтона, и она стала тогда первой леди. Второе пришествие в Белый дом этой «сладкой парочки» пугает, но теперь подобный подвох со стороны Трампа мне уже не представляется возможным, и недавно, в статье «Барышня и хулиган», я уже без сомнений склонился к поддержке «хулигана».
Одно дело, когда в начале кампании, ощутив со стороны партийной верхушки неприязнь, он мог пригрозить переходом в независимые, другое дело, когда успех придал ему силы — теперь он с дороги не свернет. Для истеблишмента он все еще чужак, это понятно, но, когда залётный, как оказалось, массово поддерживается республиканскими избирателями, боссам пора бы это осознать и прекратить на него нападки. Уж от кого эти нападки особенно несуразны, так это от Митта Ромни и Джона Маккейна, в прошлом выдвигавшихся в президенты и бездарно проваливших свои кампании против отнюдь не сильного соперника, которого должны были победить, но слабы оказались в коленках, побоялись называть вещи своими именами и упустили победу. Их выступления против Трампа, я думаю, ему не повредят.
Интересно заметить, что сенатор Тед Круз, главный соперник Трампа, выступая перед «супервторником», предсказал, что, если Трамп в «супервторник» одержит победу, «паровоз Трампа» уже не удастся остановить. И вот смотрите: в этот день Трамп победил в семи штатах из одиннадцати — в Джорджии, Алабаме, Массачусетсе, Вирджинии, Вермонте, Теннесси и Арканзасе; Круз победил в трех штатах — в Техасе, Оклахоме, Аляске; Рубио — в Миннесоте. Антитрамповские прогнозы не оправдались, и он, очевидно, имея в виду критикующих друг друга Круза и Рубио, торжественно заявил: «Я — объединитель. Когда все это завершится, огонь критики будет направлен только на одного человека — на Хиллари Клинтон».
«На одного человека…» Но если Трамп получит номинацию, то еще неизвестно, с кем ему придется сразиться, и не исключено, что с Сандерсом. Хиллари Клинтон в качестве соперницы для него, очевидно, предпочтительней, чем Сандерс, вот он на нее и нацелился, мысленно уже ее побивая. А между тем Сандерс во всеоружии марксизма-ленинизма для миллиардера на публике более опасен. Но предположим, что Трамп угадал верно, и Сандерса из гонки вышибет мадам Клинтон. Предвидя это, Трамп еще в январе резонно обвинил Хиллари Клинтон в том, что это она вместе с Обамой создала ИГИЛ. Этот тезис наряду с массой других обвинений (не стану перечислять все, что в шлейфе, тянущемся за нею, накопилось) в последующих дебатах, несомненно, будет звучать со все возрастающей силой, и ей перед неполиткорректным Трампом не устоять. Более вежливых оппонентов она сама способна забодать, и если судить о республиканцах, еще остающихся в президентской гонке, по их бойцовским качествам, то преимущества, важные для победы, мне кажется, у Трампа.
Бойцовские качества важны не только в ходе президентской гонки, они будут нужны и тому победителю, который станет президентом. А как у Трампа с другими качествами, кроме бойцовских? Насколько он подготовлен и осведомлен? Этого мы не знаем. Но если Обама как-то справляется, то почему не справится Трамп? Он явно того не глупее. Но отойдем от культа личности. Успешный человек не творит в одиночку. Царя делает окружение, короля играет свита, президента делает и играет его партия с ее идеологией, программой и элитой. Все это в Республиканской партии сегодня противоречиво и шатко, однако формируемо и заново создаваемо. Пока же ей надо победить, чтобы таки да, вернуть Америке величие.
Демократическая партия, отступив от американской традиции, завещанной отцами-основателями США, как мне представляется, разочаровала свой электорат. Уже то, каких горе-политиков она выдвинула в качестве все еще возможных ее кандидатов в президенты страны, говорит о том, что король-то голый, и электорат, как тот честный андерсеновский мальчик, раскрыл глаза и наконец это увидел. Не случайно наблюдается, что в электорат республиканцев переходят традиционно голосовавшие за демократов. В их числе и сам Трамп, в прошлом бывший демократом, за что теперь его клеймят, будто прокаженного.
В чем сходство Сандерса и Клинтон? Они леваки. В чем их различие? Первый относительно идей социализма погряз в глубоком заблуждении, вторая использует их как камуфляж, прикрывающий лишь тягу к власти и деньгам. Разница между ними (повторю когда-то уже высказанное сравнение) примерно такая, как между двумя технологиями варки раков: одни кладут их в холодную воду и варят на медленном огне, другие бросают в уже кипящую воду. Результат тот же: раки получаются красные. И в пролетарском смысле.
«Красным» революционером ворвался в американскую историю Барак Хусейн Обама. Затянувшийся срок его подходит к концу, но он, как отнюдь не случайно на днях сообщил, не собирается покидать Вашингтон. Не потому, что его 14-летняя дочь там учится и, по его словам, «перевести ее в другую школу будет жестоко», а потому, я полагаю, что он мечтает остаться почитаемым в столичном мемориале. Для этого ему в качестве преемницы предпочтительна Хиллари Клинтон, и он, по-видимому, будет поддерживать ее всей силой своего административного ресурса. Она, вероятно, заверила его в своей вечной преданности, да и Билл Клинтон, если помните, наведав президента на курорте, чтобы поиграть с ним в гольф, заодно, наверно, пообещал ему лояльность, а верить им или не верить — у Обамы не оставалось выбора. А не то может случиться, как в России, где все бывшие, за исключением людоеда Сталина, у власти не в почете: Ельцин за «лихие девяностые», Горбачев за перестройку, Брежнев за застой, Хрущев за ХХ съезд…
А раз я по логике повествования заглянул в Россию, то не могу не коснуться ужаснувшего ее теракта: в Москве некая Гюльчехра Бобокулова, 38-летняя мигрантка из Узбекистана, нанявшаяся няней к четырехлетней девочке, отрезала несчастному ребенку голову и вышла к станции метро, размахивая ею, как бомбой, которую под выкрики «Аллах акбар» грозила взорвать. Арестованная полицией, она сказала, что действовала «по приказу Аллаха», а затем на допросе заявила, что таким образом «отомстила Путину, который бомбит мусульман». Хотя для российских властей гласность по этому поводу нежелательна и центральное телевидение эту новость проигнорировало, страшная весть широко распространилась и вызвала в российском обществе понятное волнение.
Возвращаясь в американские заботы, напомню, что предложение Дональда Трампа остановить прием мигрантов-мусульман до проверки их благонадежности, на мой взгляд, в данных обстоятельствах вполне разумное, вызвало почему-то гневные протесты, обвинения и издевки в его адрес. Будто его критики не допускают, что подобные Гюльчехре Бобокуловой могут оказаться и нашими соседями.
В заключение еще раз скажу: наш путь до «суперсупервторника», то есть до выборов 8 ноября, еще далек и сложнее, чем порою кажется, поскольку он по бездорожью. Еще неизвестно, что по дороге случится и как мы вырулим. А случиться может всякое. Уже через несколько дней после победного для Трампа и Клинтон «супервторника» Тед Круз обогнал «паровоз Трампа» на голосовании республиканцев в Канзасе и в штате Мэн, хотя и отстал от него в Луизиане и Кентукки, а у демократов Хиллари Клинтон выиграла в Луизиане, а в двух штатах — в Канзасе и Небраске — неутомимый Сандерс нанес ей поражение. «Улица полна неожиданностей».
Спасибо Семён за отличную статью!