Иерусалим ‐ не оккупированная территория
Эли Е. Герц
Резолюция 242 была принята после Шестидневной войны 1967 года, в которой Израиль подвергся нападению и захватил территории Египта, Иордании и Сирии.
Тем не менее, в этой резолюции ни разу не упоминается Иерусалим. Резолюция 242 ООН также нигде не призывает к полному выводу Израиля с захваченных территорий, говоря лишь об отступлении к «безопасным и признанным границам», которые должны быть предметом переговоров между заинтересованными сторонами.
Палестинские арабы не были субъектом этой резолюции.
Артур Голдберг, бывший посол США в ООН (в 1967 году), который участвовал в разработке резолюции, говорит о том, что Иерусалим не упоминается в резолюции 242:
«Я никогда не называл Иерусалим оккупированной территорией. Резолюция 242 никоим образом не относится к Иерусалиму, и то, что он не упоминается в ней, было преднамеренным».
Для заключения о роли, которую могут сыграть ООН и международное право в определении будущего Иерусалима, можно еще раз процитировать судью Лаутерпахта:
«(i) Роль ООН в определении будущего Иерусалима и святых мест ограничена. В частности, Генеральная Ассамблея не имеет полномочий распоряжаться Иерусалимом и не имеет прав устанавливать правила для Святых мест. Совет Безопасности, конечно, сохраняет свою власть, в соответствии с главой VII Устава, относительно угроз для нарушения мира и актов агрессии, но эти полномочия не распространяются на принятие какого‐либо общего положения, касающегося будущего Иерусалима и Святых мест.
(II) Меры, предпринимаемые правительством Израиля в отношении Иерусалима, как Старого, так и Нового города, законны и действительны.
(III) Будущие постановления о Святых местах ‐ это вопрос, определяемый совершенно отдельно от политической администрации Иерусалима. Идея о возможности установления международного контроля над Иерусалимом мертва, но возможна его функциональная интернационализация. Последнее означает, по сути, признание всеобщего интереса к святым местам, расположенным в Иерусалиме, и признание связей между Израилем и мировым сообществом для формального выражения этого интереса.
Перевод: Елена Любченко Источник