Комментарий к опросу
Ася Энтова
Опубликованы результаты обстоятельного опроса израильтян независимым американским исследовательским центром Pew. Заголовок отчета «Israel’s Religiously Divided Society» подчеркивает разделение израильского общества по религиозному принципу. Интересно, что в русском переводе подчеркнули другое – то, что большинство евреев одобряет изгнание из страны арабов. Это задело и нашего политкорректного президента, который потребовал от всех нас «глубоко задуматься», хотя его собственная реакция, кажется, не отличается глубиной.
Итак, задумаемся, о чем говорят некоторые из итогов опроса, а именно, какими понятиями и терминами пытаются определить израильтян, и как они сами эти термины понимают.
Оппозиция «светский-религиозный»
Начнем с традиционного деления евреев на «хареди» – верующих ультраортодоксов, «дати» – ортодоксов, «масорти» – соблюдающих некоторые традиции, и «хилони» – так называемых «светских» или атеистов. Но как в очередной раз подтверждается, христианские термины «светский-религиозный» и антитеза «мир-клир» к иудаизму не применима.
Среди евреев светских («хилони») примерно половина, откуда можно сделать вывод, что только половина израильских евреев так или иначе признает связь с еврейской религией. Однако на вопрос о религиозной принадлежности все светские как и все религиозные ответили «иудаизм».
То есть, перефразируя Бен Гуриона, «светские» не верят именно в еврейского Бога. Но и это не так, потому, что следующий вопрос выявил, что 60% из «хилони» таки да верят в Бога! То есть «хилони» надо понимать как «несоблюдающий», в отличие от соблюдающих ортодоксов и частично соблюдающих традиционалистов, а вовсе не как «неверующий».
(В России наблюдается обратный казус – там быть религиозным можно, и при 80 % православных имеется только 20 % верящих в Бога). Кстати, молитва и некоторые другие действия по-видимому не засчитывается светскими за соблюдение религиозных обрядов, потому что выясняется, что 1% светских молится минимум раз в день, а так же 3 % светских не ездит в субботу и 30% светских постятся в Йом кипур.
«Изгнать нельзя оставить»
Большинство евреев Израиля (48% против 46% при 6% неопределившихся) полагает, что арабов следует изгнать из страны. Среди религиозных цифра сторонников изгнания достигает 71%, ультрарелигиозным арабы мешают меньше – 59%, и 54% традиционалистов и 36 % светских готовы насильственно изгнать арабов.
Впрочем, светские не менее религиозных желают избавиться от арабов — не зря же левые идеологи различных «отделений» не перестают твердить: «мы здесь, они там». По-видимому, светские в меньшей степени поддержали изгнание не потому что не хотят его, а просто потому, что не верят в принципиальную его возможность как с практической, так и с юридически-нравственной точки зрения.
В этом вопросе светские больше доверяют БАГАЦу и прокуратуре, которые ставят запятую во фразе «изгнать нельзя оставить» не там, где большинство, и запрещают помощь даже добровольной арабской эмиграции, если она исходит от государства (хотя, как известно, против насильственного еврейского изгнания, например, массового выселения евреев в 2005 году, БАГАЦ не возражал).
Вспомним хотя бы как в 2002 году юридический советник правительства Анна Шнайдер резко выступила против законопроекта Михаэля Кляйнера (Херут) о «корзине поддержки» эмиграции израильских арабов в арабские страны.
Зачем нам государство?
На вопрос необходимо ли государство Израиль для выживания еврейского народа положительно ответили 65% ультраортодоксов, 95% религиозных и 93% светских.
Со светскими и харедим все понятно: ультраортодоксы и в галуте не ассимилируются, а вот светским это угрожает. Но почему религиозные ортодоксы так привержены государству? Ведь они должны были бы считать, что Всевышний, а не светская власть гарантирует выживание еврейского народа.
А потому, что подавляющее большинство из них – религиозные сионисты, считающие, что «медина — решит геулатейну», то есть государство – это символ постепенного наступления эры Машиаха. Возможно «вязанные кипы» просто перепутали понятия «выживание» и «избавление».
Как в анекдоте : «Жив-то, я жив, но разве ж это жизнь?» 🙂
«Правая, левая где сторона»
Ну и наконец, зачем нужны опросы, если не для выборов? Оставим в стороне предпочтения определенных партий – они меняются каждый день.
А вот если говорить о терминах, то выясняется, что благодаря предательскому поведению некоторых ультралеваков и постоянному арабскому террору, сопровождающему «процесс Осло», в народном употреблении слово «левый» стало почти бранным. (Как пишет мой знакомый номинант на Букеровскую премию: «Левый – значит подлый»).
Только 8 процентов евреев относят себя к «левым», тогда как 55% – центристы и, соответственно, оставшиеся 37% — «правые». Понятно поэтому желание большинства партий «косить» под центристские и стыдливо убирать из названия ассоциирующиеся с левыми слова, вроде «Авода», а из обсуждения — проблему арабо-еврейского противостояния.
Побольше бы таких статей!!!