Дональд Трамп — меньшее из двух зол

trump«Мы, нижеподписавшиеся, члены республиканского сообщества национальной безопасности, представляем широкий спектр мнений о роли Америки в мире и о том, что необходимо для ее безопасности и процветания. Мы расходимся друг с другом во мнениях по многим проблемам, включая войну в Ираке и вторжение в Сирию. Но мы едины в сопротивлении тому, чтобы президентом стал Дональд Трамп. Принимая как данность условия американской политики, которые содействовали его популярности, мы тем не менее обязаны ясно заявить о своих основных возражениях».

Это появившееся 2 марта открытое письмо подписали 117 «членов сообщества национальной безопасности», которых собрали авторы Эллиот Коэн — юрист Госдепартамента при Буше-младшем — и Брайан Макграф — глава консалтинговой компании FerryBridge Group, которая работает с военно-промышленным комплексом. «Его образ влияния и мощи Америки в мире дико несостоятелен и, в принципе, неуправляем, — заявляют о Трампе 117 подписантов. — В одном предложении он мечется от изоляционизма к военному авантюризму».

Прочитав это, политический обозреватель и редактор журнала Reason Джейкоб Саллум пришел к выводу, что в качестве президента и главнокомандующего Дональд Трамп будет не так плох, как его малюют ненавистники справа и слева. В поношении Трампа немало горькой правды, но, считает Саллум, «непоследовательный скептицизм по поводу иностранной интервенции лучше, чем никакого», и Саллум не согласен с неоконсерватором Коэном в том, что по большому счету Хиллари Клинтон — меньшее зло, чем Дональд Трамп. Неудивительно, продолжает Джейкоб Саллум, что Эллиот Коэн, всегда выступавший за очередную войну на Ближнем Востоке, сейчас активно предпочитает видеть президентом не республиканца Трампа, а демократку Хиллари Клинтон, главной заслугой которой в бытность госсекретарем было пагубное вторжение в Ливию, которое, как и война в Ираке, «дало возможность исламским террористам заменить диктатуры хаосом».

HillaryВ 2014 году Хиллари Клинтон согласилась, что напрасно поддержала иракскую войну, которая унесла 189 тысяч жизней и обошлась Америке в шесть триллионов долларов. Это запоздалое признание дает право предположить, что по поводу Ливии президент Хиллари Клинтон прозреет ко второму сроку своего президентства, хотя за эти 8 лет успеет совершить множество новых ошибок, начиная с Сирии. Что же до Трампа, то он был против войны в Ираке, хотя и не с 2003 или 2004 года, как он заявил в дебатах претендентов-республиканцев 15 декабря. На самом деле Дональд Трамп за полгода до войны поддерживал наше вторжение в Ирак и стоял на этом четыре месяца после него. Тем не менее он прозрел лет на десять раньше Хиллари Клинтон, осуждая эту войну в нынешней президентской кампании. Эту критику авторы «письма 117» называют изначально нечестной, так как Трамп «пытается отрицать позиции, которые он безоговорочно занимал в прошлом, включая войну 2003 года в Ираке и конфликт 2011 года в Ливии». Члены сообщества национальной безопасности допускают, что взгляды со временем меняются, но «в данном случае это просто искажение».

В дебатах 13 февраля Дональд Трамп заявил, что «Джордж Буш сделал ошибку» и «нам никогда не нужно было попадать в Ирак. Мы дестабилизировали обстановку на Ближнем Востоке. Лгали. Говорили об оружии массового уничтожения. А его не было». Конечно, эта критика войны в Ираке и президента Буша-младшего в значительной мере объяснялась желанием выбить из гонки самого младшего Буша, мол, каков в этой семье поп, таков и приход, но факт остается фактом. Подобного же разноса удостоилась администрация Обамы за свержение ливийского диктатора Муаммара Каддафи и за планы свергнуть сирийского диктатора Башара Асада. «Асад негодяй (bad guy), — сказал Трамп в дебатах 10 ноября, — но мы понятия не имеем, кто эти так называемые повстанцы. Они могут быть еще хуже Асада. Посмотрите на Ливию. Посмотрите на Ирак».

Джейкоб Саллум считает, что начальная мудрость внешней политики велит учиться на ошибках, на что патологически не способна Хиллари Клинтон, которую считают гораздо опытнее Дональда Трампа в международных делах. В отличие от нее Трамп время от времени признает пределы мощи Соединенных Штатов и невозможность творить то, что мы считаем добром, в мире, полном непредсказуемых последствий. К сожалению, продолжает Саллум, лидер претендентов-республиканцев признает это лишь периодически. Дональд Трамп против того, чтобы его страна вмешивалась в гражданские войны за тысячи миль от ее границ, он заявляет, что «мы больше не можем быть мировым жандармом», и диву дается, с какой стати США должны защищать богатые страны Европы и Азии, которые вполне могут делать это сами. И тот же Дональд Трамп говорит о необходимости сделать наши вооруженные силы «больше, лучше и сильнее, чем когда-либо». Эту непоследовательность 117 авторов «антитрамповского» письма называют «метанием от изоляционизма к военному авантюризму».

Из предвыборных заявлений Трампа не очень ясно, что он как главнокомандующий намерен делать с самой большой, самой лучшей и самой сильной военной машиной в мире. Он обещает круто разобраться с бандитским халифатом ИГИЛ и возобновить допросы террористов с пристрастием. Будучи не военным, а гражданским, бизнесмен Трамп путает войну с торговлей, а иммиграцию с интервенцией. С учетом того, что наворотила Хиллари Клинтон, возглавляя Госдепартамент, она куда воинственнее Трампа, и на посту президента ее можно считать не меньшим, а большим злом, чем бизнесмена из Нью-Йорка.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора