Не хочу быть евреем — хочу быть вольною птицей

Есть замечания, даже случайно брошенные, которые так точно бьют в цель, в такие глубины подсознания заглядывают, такие характерные национальные черточки подмечают, что стоят целой книги.

Валентин Гафт
Валентин Гафт

Сколько бы ни писал Александр Генис о себе, сколько бы ни объяс­нял свое отношение к еврейству, так и не смог прояснить до конца. А тут бросил фразу мимоходом — и все стало ясно: «Вот это меня и не устраивало. Я хотел быть всем сразу, а не кем-нибудь одним…»
Действительно, почему такой прославленный писатель должен себя ужимать, ограничивать и укладываться в неудобное прокрустово ложе еврейства — не лучше ли стать «гражданином мира» и быть всем сразу.
И что самое любопытное: фраза Гениса — не просто исповедальная деталь человека, отрекшегося от еврейских корней — в ней заключена модная сегодня философская концепция современных евреев-космополитов, отвергающих «гнет» еврейства.

<< У меня есть подозрение, что национальность — это атавизм, доставшийся людям от животных предков» 

Речь идет о евреях, проживающих в разных странах, но озабоченных общей для всех идеей: вырваться из тесных рамок еврейской семьи и проклятья происхождения, обрести свободу вероисповедания, перенять обычаи другого народа и стать наконец не «презренными евреями», а вольными птицами мира.
Если бы такая странная идея посетила одну голову, пусть даже гениальную, вряд ли стоило обращать внимание. Но, когда явление из единичного переходит в разряд массовых, когда выкресты сплошь и рядом афишируют свои заветные мысли, хочется как-то отреагировать.
Присмотритесь к русским евреям, входящим в элитный круг избранных. По разным причинам, под разными соусами, в разные стороны бегут с еврейского корабля олигархи, артисты, писатели, ученые. Если бы дело ограничивалось только элитой (повторимся мы) — сбрасывают с себя надоевшее еврейство и самые обычные люди. Данные за 2004 году говорят о том, что 27% евреев из 100% опрошенных перешли или готовы перейти в православие.

<< У меня очень простой и конкретный вопрос: как отказаться от еврейства?!»

Константин Райкин
Константин Райкин

Кому-то «проклятье еврейства» мешает свободе религиозных порывов, как писателям: Александру Кабакову, Дмитрию Быкову, Владимиру Сорокину, Татьяне Устиновой, Дмитрию Пригову, Людмиле Улицкой, Марии Арбатовой. Олигархам еврейство мешает свободе накопления капитала. Хотя Ходорковский, Гусинский, Абрамович, Смоленский, Авен, Фридман, Раппопорт, Малкин, Дмитрий Каменщик вряд ли бедствуют. Третьим еврейство как камень преткновения в политике: Чубайс, Ясин, Каспаров, Жириновский, Явлинский. Ну а представителям искусства еврейство, наверное, мешает свободе самовыражения: Константин Райкин, Лариса Долина, Александр Ширвиндт, Леонид Ярмольник, Этуш, Юрский, Винокур. Перечислять всех не хватит ни времени, ни места, ни желания — отметим лишь сам факт.

<< Евреи называют меня христианином, христиане — евреем, немцы — русским, русские — немцем» (Антон Рубинштейн)

Та же история с американскими, канадскими, австралийскими и европейскими евреями, считающими еврейство «атавизмом». Об этом и пишет американский еврей в статье «Как я перестал быть евреем»: «Оказалось, что все, что у меня с ними общего, не имеет никакого отношения к еврейству как таковому. Точно такие же общие черты есть у меня и с друзьями других национальностей. Не еврей я».
Слышали ли вы, чтобы представители других наций так охотно и в столь массовом порядке выпрыгивали из своей национальной шкуры и пытались нацепить на себя иную национальную одежду? Почему даже не думают менять национальную принадлежность представители как больших, так и малых народов? Потому что такое и в голову не придет. Ведь родившись сербом или албанцем, тебе никогда не «переделаться» в немца и шведа.
Объяснение столь странному еврейскому обычаю — смене национальности — я нахожу в двух чертах еврейской ментальности. Первое — ни в одной стране, за исключением Израиля, нет точного и однозначного понимания, что такое еврей. Второе — кажущаяся легкость выхода, когда бремя еврейства ты думаешь сбросить одним взмахом руки: «Зачем мне оно сдалось, если я не чувствую себя евреем? Запишусь лучше русским, украинцем, немцем, канадцем, французом».
Представьте себе, не только где-то там, за океаном, сбрасывают с себя еврейство, как надоевшую несвежую одежду, — у нас, в Израиле, есть такие, кто готов отряхнуть прах с ног, запачканных «проклятым еврейством». Правда, такое желание — пока еще явление исключительное, но кто может ручаться, что пример этот не будет заразителен?
В 2011 году был создан судебный прецедент, когда израильский писатель Йорам Канюк незадолго до смерти подал в БАГАЦ иск против Министерства внутренних дел и главы МВД. В иске было указано, будто бы те требовали от писателя удостоверения личности, для того чтобы записать его человеком без религии. Йорам Канюк же считал, что достаточно написать декларацию отказа с просьбой «освободить его от оков еврейской религии», чтобы избавиться раз и навсегда от еврейства.

<< Ну что вам сказать? Я воспитан в русской культуре, это родной мой язык, и православие очень не рано выбрал, а значит, поступил так осознанно» (Константин Райкин)

Шломо Занд
Шломо Занд

Не исключено, что созданному Канюком прецеденту последует и другая «жертва еврейства», израильский историк Шломо Занд. «Занд использует лондонскую презентацию для официального объявления о начале процедуры отказа от записи “еврей”, а точнее “иудей” (“иегуди”), в документах МВД Израиля», — писал «Курсор».
Но за кажущейся легкостью перехода стоит железное правило: сброшенное еврейство никуда не девается. Для остального мира ты как был евреем — так и им и остаешься. Потому что еврейство не есть твой индивидуальный выбор. Еврейство не просто набор генов, не национальные традиции, язык или культура. Еврейство есть приговор, вынесенный миром. Приговор, подписанный, веками освещенный и пересмотру не подлежащий.
С другой стороны, еврейство можно уподобить прочной сети. Сети, сплетенной твоим прошлым из воспоминаний, привычек, родителей, знакомых, из полузабытых песен, житейской мудрости, семейных обедов, старых тетушек, двоюродных братьев. Невидимой сети из обрезаний, свадеб, свечек, камушков на могиле. Ты можешь подать иск самому Господу, сделавшему тебя евреем или попытаться порвать ту неразрывную цепь поколений. Ты станешь, конечно, свободен, но в то же время бесконечно одинок, превратившись в отринутого всеми изгоя.
Легко и просто объявить всему миру: «Я не еврей». Вот только чрезвычайно сложно, чтобы мир признал тебя неевреем.
Зато всякий, рискнувший отбросить надоевшее и ненужное еврейство, подобен глупой старухе из сказки Пушкина, которая тоже не хотела быть крестьянкой, а вознамерилась стать владычицей морскою. В итоге же очутилась в мерзкой землянке с разбитым корытом.

Яков БЕНДЕРСКИЙ
http://mnenia.zahav.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

5 комментариев к “Не хочу быть евреем — хочу быть вольною птицей

  1. Дорогой аффтор! Неаккуратным подбором персонажей — записыванием в евреи всех, кого не лень — вы сделали статью негодной для перепоста.. Надо сверять свои предположения с реальностью, даже если это трудоёмко..

  2. Много эмоций, мало смысла. Тупая пропаганда, я бы сказал.
    Особо зацепили 2 цитаты:
    1) «родившись сербом или албанцем, тебе никогда не «переделаться» в немца и шведа» — тебе, может, нет, а детям — да. В Америк «коренных американцев» с фамилиями МакВильямс, Шварценеггер, Зюдоф и Сталлоне (ну, условно говоря) намного больше, чем Чингачгук. В Германии полно стопроцентных немцев с фамилиями типа Трептов.
    2) «ни в одной стране, за исключением Израиля, нет точного и однозначного понимания, что такое еврей» — а что, в Израиле оно есть??? Если да, то где и кем это понимание сформулировано и озвучено? А если имеется в виду «еврей — это человек, родившийся от матери-еврейки, не переходивший в другую религию и соблюдающий заповеди» — то что в этой формуле сугубо израильского?
    Бессмысленная статейка.

  3. лично я не усмотрел избытка эмоций. Есть, но не через край.
    Главное, однако, в другом — нюренбергские расовые законы признавали евреем человека даже с 25% еврейской крови. Следовательно, по этому пункту — о трудности ухода от еврейства, автор прав.
    Не следует забывать, что и многие русские патриоты разного «разлива», любят «ездить» по еврейскому вопросу сразу в обе стороны — с одной стороны — «и Ленин такой молодой …», а с другой — «еврей Бланк».
    Самое же трудное в этом вопросе то, что ВСЕ евреи, «сбросившие с себя иго», одновременно сбрасывают с себя и некоторую долю и разума и порядочности.
    Тот же К. Райкин никогда не сможет в логичных категориях обосновать своё принятие христианства, кроме как, о чём он не скажет, как покупку «входного билета».

  4. Владислав Фельдблюм

    МОЙ ПУТЬ РУССКОГО ЕВРЕЯ

    Страсть к познанию — вот источник высоких радостей,
    уготованных для благородных душ.
    Густав Флобер

    Итак, мне стукнуло 80. Пора подводить итоги жизненного пути. Мне крупно повезло! Нет, я не выиграл миллион, не заполучил груду имущества или кучу денег. Я не стал начальником, академиком, заслуженным деятелем или почётным членом. Я — обычный профессор. Но у меня есть нечто большее, чего никогда не было у многих: мне посчастливилось испытать те высокие радости, о которых сказал великий Флобер.
    Мне повезло в главном: судьба позволила мне прожить с чистой совестью. Я не угодничал, не выпрашивал послаблений и привилегий. Не растрачивал силы и время на поиски выгоды, на обзаведение нужными знакомствами, на интриги и всё такое, без чего не пробиться в сильные мира сего. Конечно, не всегда бывал до конца откровенным, не резал правду-матку, но не врал, не льстил, не пресмыкался. Никому не сделал подлостей, но и не прощал, когда пакостили мне. Людям останутся мои книги, изобретения, публикации в журналах, статьи в интернете. Я испытал радости от любви и дружбы, от научных находок, от искреннего уважения подчинённых, от воспитания молодых учёных, от общения со студентами, от встреч и совместной работы с очень интересными людьми.
    Как химик и технолог я успел сделать всё, что запланировал. Но судьба преподнесла мне сюрприз: я увлёкся исследованиями на стыке наук, созданием современной общеэкономической теории, новой политической экономии, междисциплинарной и математической по своей сути. На этом поприще удалось сделать то, чего даже не ожидал от себя. Я не ограничился научными исследованиями и внёс свой вклад в общественную практику, повлиял на весь ход нашей жизни.
    Я это не афишировал. Только благодаря многолетней закрытости мне удалось на протяжении десятилетий сосредоточенно работать над важной и сложной проблемой, без помех, ни на кого не оглядываясь, не спрашивая ни у кого разрешения. Иначе я не смог бы сделать ничего. Не смог бы на протяжении достаточно продолжительного времени проверять, как работает моя общеэкономическая теория, согласуется ли теория с практикой, подтверждаются ли мои выводы и прогнозы реальной жизнью. Оказалось — подтверждаются! Это главный мой итог. Я работал как вол, выложился полностью, не требуя ничего взамен. Люди ещё вспомнят обо мне и, может быть, скажут спасибо.

  5. У меня нет «претензий» к автору, как у некоторых комментаторов …
    Статья ПРАВИЛЬНАЯ, призывающая к одному — оставаться ЧЕЛОВЕКОМ,
    НЕ «РАЗМЕНИВАТЬСЯ» на какие-то «выгоды» от отказа …
    Мне глубоко ОМЕРЗИТЕЛЬНЫ «бывшие евреи», кем бы они ни были.
    ——————
    Когда-то в моей жизни был грех желания «сбросить надоевшее ярмо» еврейства …
    Узнав о моих планах, одна моя родственница (светлая ей память!) решила со мной поговорить.
    Нет, меня не убеждали разговоры типа :
    » Бьют не по паспорту, а по твоей жидовской морде.»
    Она поступила по-другому — просто спросила : «Ты знаешь, кем были твои дед Яков и бабушка Бася ?
    И, что с ними случилось ? »
    Да, я знал, что они погибли (как и многие евреи) в Бобруйске в 1941-ом …
    Но, я не знал страшных подробностей …
    Потом она сказала, что совершая такую глупость, ты не просто останешься «в дураках» — ты ещё
    » ПЛЮЁШЬ НА МОГИЛЫ » своих погибших родных.
    Если ты сделаешь это, превратишься не в человека — в ХАЗЕРА (в свинью).
    Подумай, и ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ.
    Я счатлив тем, что «остался …», что потом, призывал и призываю к этому других.

Обсуждение закрыто.