По еврейским улицам Европы

Продолжение. Начало в № 744

Сефардская и Ашкеназская общины после 1795 г.

1795 год стал переломным в жизни евреев Амстердама и всей Голландии. Страна была завоевана французской армией во главе с генералом Наполеоном Бонапартом, установившим в стране республику. Главы обеих еврейских общин, сефардской и ашкеназской, выступили против предоставления республиканскими властями общих демократических прав и обязанностей, ибо видели в этом подрыв религиозной еврейской и экономической автономии. Однако ашкеназские интеллектуалы воспротивились решению религиозных верхушек. Они организовали «Революционное еврейское общество» и победили. В 1796 году евреи получили равные с другими гражданами права и обязанности. При этом ашкеназская община раскололась на две части. В 1815 году, после поражения наполеоновской Франции и реставрации монархии, королевская власть признала за евреями права, полученные от Наполеона. Король Вильгельм признал еврейскую общину в качестве религиозной организации и упорядочил ее структуру, которая с тех пор почти не изменилась — вплоть да нашествия гитлеровской Германии. (Нужно отметить, что Екатерина II в конце XVIII века повторила законодательные шаги французских и голландских правителей, но антисемитская страна отвергла начинания либеральной царицы, и правительница вынуждена была сама же фактически и формально ликвидировать равноправие евреев.)

После получения гражданского равноправия усилилась ассимиляция высших слоев еврейского, главным образом, ашкеназского общества. Некоторые евреи получили важные общественные и государственные посты. По статистическим данным, с 1849 по 1899 годы евреи составляли 10 — 13 процентов населения Амстердама.

Еще в XVI — XVIII веках голландская столица была единственным доступным убежищем для тысяч евреев, преследуемых от Испании и Португалии на западе до Польши на востоке. Амстердам стал для беженцев единственным городом, где они могли жить в безопасности.

Памятники еврейской цивилизации и несчастий

Еврейские купцы Амстердама, начав торговлю, пользовались чердаками собственных жилищ. Когда чердаки переполнялись, они строили новые склады рядом с домами. По мере создания больших торговых компаний и установления коммерческих связей со всем миром все больше требовалось складских зданий. Пришлось еврейским купцам сооружать искусственные острова для размещения складов и магазинов. Одним из крупнейших островов, сооруженных более трех с половиной веков тому назад, стал остров Принсенейланд. Купцы предусмотрительно назвали его в честь трех принцев. Поистине монументальная архитектура широких складских фасадов с закрытыми ставнями создает впечатление мощи и динамизма, которых достиг Амстердам в области коммерции благодаря уму и предприимчивости еврейских купцов. Как везде, вдоль каналов города, у набережной острова Принсенейланд, стоят баржи, перестроенные в жилища. Причем дома на плаву стоят очень дорого. Они подключены к электричеству и канализации.

Одной из достопримечательностей Амстердама является кинотеатр, построенный в стиле «арт-нуво» — «Тушинский». С момента своего открытия «Тушинский» не потерял привлекательности. Здание — шедевр архитектуры польского еврея Абрама Тушинского, великого зачинателя архитектуры кинотеатров. Кстати, в планировке многих крупных американских кинотеатров 1920 — 30 годов использованы идеи А. Тушинского. В интерьере установлены три бюста — его архитектора и первых двух совладельцев, также евреев — Эрлиха и Гештановича. Мы не знаем, как ушли из жизни его владельцы, а вот судьба Абрама Тушинского известна — Освенцим, 1942 год.

Есть немало стран, где среди самых почитаемых исторических личностей находятся евреи. А вот в Голландии самым известным и почитаемым человеком, без сомнения, является еврей Харменс ван Рейн Рембрандт (1606 — 69). Художник жил и творил на Еврейской улице в Еврейском квартале Амстердама. Сегодня из еврейских реликвий на Еврейской улице есть всего лишь один старинный четырехэтажный дом-музей Рембрандта, который в ХХ веке застроили с пяти сторон — по бокам и сверху, новым на весь квартал зданием, сзади пристроили новый дом, а снизу соорудили большой подвал. Хорошо, что фасад не закрыли.

В доме-музее есть несколько живописных работ великого художника и множество его гравюр. Рембрандт из семьи крещеных евреев, но еврейские мотивы в его творчестве встречаются на каждом шагу — от знаменитого полотна в Государственном музее Амстердама «Еврейская невеста» до «Еврейского кладбища» в музее им. Пушкина в Москве.

В доме Рембрандта я обратил внимание на необычно короткие кровати, расположенные в нишах. Вначале я думал, что это для детей, но оказалось, что все кровати маленькие. На мой вопрос о длине семейного ложа художника в музее ответили: «В первой половине XVII века считалось, будто все болезни происходят от большого притока крови к голове при горизонтальном положении тела во время сна. Поэтому врачи рекомендовали спать почти в сидячем положении».

Голландское правительство помогает еврейским общинам сохранять свои культурные и исторические реликвии. Еврейская библиотека «Розенталиана», богатейшие отделы иудаики и гебраистики библиотеки Амстердамского университета финансируются государством.

Под охраной муниципалитета находится здание бывшего театра в Еврейском квартале, при гитлеровцах ставшем перевалочным пунктом для депортации 80 тысяч в лагеря смерти. Теперь в этом здании музей, посвященный черным дням голландского еврейства и рядом мемориал Холокоста. В экспозиции на трех этажах фотографии времен оккупации Голландии и трагические реликвии из лагерей смерти, на которые невозможно смотреть без слез.

Спокойная жизнь евреев Голландии была разрушена агрессией фашистской Германии в 1940 году. Три дня хорошо обученная небольшая по численности голландская армия не позволяла полчищам немцев прорвать свои ряды. И лишь преимущество в воздухе позволило фашистам зверски разбомбить Роттердам, оставив от него одни руины и сотни тысяч трупов мирных жителей. Фашистское варварство стало причиной решения королевы Голландии о капитуляции, и для евреев настали черные дни.

В течение двух дней, 22 и 23 февраля 1941 года, немцы арестовали 432 еврея, которые впоследствии были уничтожены в Маутхаузене. 25 февраля в знак протеста забастовали сотни тысяч жителей Амстердама и его окрестностей — почти все работники государственных и частных учреждений. Первыми забастовали работники морских доков. Немцы подавили забастовку оружием, а ее организаторов расстреляли. Вдумайтесь: в маленькой Голландии оказалось порядочных и смелых людей больше, чем во всех остальных оккупированных фашистами странах. Сравните это с СССР, где почти два миллиона человек надели форму фашистской армии или полиции и с удовольствием помогали в уничтожении евреев.

В память о трагической забастовке и ее инициаторах — портовых рабочих и служащих мэрия Амстердама установила около Португальской синагоги памятник под названием «Докер». Каждый год 25 февраля общественность голландской столицы проводит митинг в сквере около статуи рабочего в униформе докера.

Принсенхрахт — самый известный из четырех крупнейших каналов Амстердама. Он окружает остальные каналы, очерчивая границы центра города. Вдоль канала стоят красивые дома, растут высокие деревья. Трудно поверить, что в столь красивом и уютном месте могла случиться трагедия. В доме № 263 на берегу канала Принсенхрахт находится один из самых трагических музеев Холокоста — Дом Анны Франк. Девочка, автор знаменитого Дневника, впервые изданного в Голландии в 1947 году и многократно переизданного во всем мире, жила здесь взаперти со своей семьей и другими скрывающимися от фашистов евреями с 8 июля 1942 г. по 4 августа 1944 г. В тот ужасный августовский день фашисты по наводке негодяя ворвались в тайное убежище и арестовали в нем старых и малых. Затем все арестованные были депортированы в концентрационные лагеря. Анна Франк умерла в концлагере Берген-Бельзен в марте 1945 года. Отец Анны выжил и опубликовал Дневник дочери. Сейчас в здании не только музей, но и обширный архив о нацистских депортациях евреев из Голландии. Дом Анны Франк стал местом паломничества для тех, кто не забывает о зверствах фашистов.

Сейчас в Амстердаме около 20 тысяч евреев. Почти половина из них посещают ашкеназские синагоги и примерно по тысяче евреев являются членами сефардской и либеральной общин, остальные в религиозной жизни не принимают участия.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора