Джон Винокур
The Wall Street Journal
Обычно толерантные голландцы, поддерживающие идеи атлантизма и достаточно крутые для того, чтобы наносить в Сирии авиаудары с F-16 по целям «Исламского государства», в следующем месяце проведут общенациональный «консультативный» референдум по вопросу о том, должен ли Евросоюз предоставить Украине ассоциативный статус. Это выглядит как благородный жест, как сигнал поддержки пожелавшему жить вместе с Западом бывшему советскому сателлиту, которому сегодня грозят российские танки и возобновление боевых действий.
Правда, опросы общественного мнения один за другим показывают, что голландцы в день референдума 6 апреля скажут украинцам, чтобы те катились подальше.
Если говорить о символизме, то это будет отрицательный результат весом с тонну. Он отражает многочисленные потоки презрения к Европейскому Союзу. Более того, такой итог покажет, что в результате неудержимых военных успехов России и эффективных методов гибридной войны (в случае с Голландией это, наверное, будут маленькие оранжевые человечки-дезинформаторы?) эта центральноевропейская страна увидела выгоду в том, чтобы умиротворить и успокоить Владимира Путина.
Голландцы как будто убеждают себя: «Давайте не будем его раздражать. Он за один-единственный день бомбардировок в Сирии может затопить Европу новым цунами мигрантов». Заявив, что «Россия больше всех выиграет» от отрицательного результата референдума, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил голландцев, что отказ от соглашения об ассоциации с Украиной «может положить начало континентальному кризису».
Может быть, и нет, но это наверняка продемонстрирует дисфункцию политических инстинктов и эгоцентризм членов ЕС. В 2005 году голландцы просигнализировали Европе, что она больна, когда в ходе референдума отвергли предложенную им конституцию ЕС. Теперь связь между презрением к Брюсселю и запугиваниями со стороны Москвы, включая угрозы заполонить Европу мигрантами, вышла на новый тлетворный уровень.
Отвратительная мысль, но холодное отношение Нидерландов к Украине может найти широкую поддержку в Германии, где российская аннексия Крыма, а также кража Россией двух грузинских провинций в 2008 году были включены в список напрочь забытых кремлевских завоеваний.
Сегодня в Европе нет последовательных, авторитетных и активных сторонников продления этим летом санкций ЕС против России. Канцлер Германии Ангела Меркель и французский президент Франсуа Олланд имеют весьма потрепанный вид, а недавние раболепные визиты в Москву лидеров немецких партий, составляющих большую коалицию, содействуют новым российским провокациям.
Такие обстоятельства указывают на то, что на европейском континенте нет реального центра власти. Frankfurter Allgemeine Zeitung заявляет, что шанс Германии на европейскую гегемонию ускользнул от нее, когда Меркель из-за проблем с мигрантами лишилась лояльности своих граждан.
А администрация Обамы? Ее добровольный отказ влиять на Европу дал о себе знать два года тому назад, когда Белый дом запряг немецкого коня, чтобы тот занимался украинской дипломатией, но не учел ограничений всадника в отношении России.
Во всей этой кутерьме Украина остается для Европы неприятным уколом совести. «Это невероятный раздражитель, — сказал мне один брюссельский чиновник. — Есть страны, которые думают: а нельзя ли как-то сбыть Украину с рук?»
Есть и знаки, указывающие на это.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его новый французский коллега Жан-Марк Эро на прошлой неделе побывали в Киеве. Как сообщает немецкая пресса, Штайнмайер сказал украинцам, что у них больше «не может быть оправданий» типа того, что ситуация с безопасностью мешает им работать над деталями минского плана по урегулированию конфликта.
Это свидетельствует о настойчивом и неприемлемом требовании к Киеву пойти на уступки Москве, не получив вначале контроль над украинской стороной границы с Россией в Донбассе и не добившись вывода из этих районов тяжелых российских вооружений. Чтобы понять ситуацию, прочтите статью этих двух министров, которая была опубликована на прошлой неделе. Там они требуют, чтобы неназванное «соседнее государство» соблюдало суверенитет Украины. Но какое государство? Молдавия?
В такой обстановке хождения на цыпочках верховный главнокомандующий НАТО американский генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) предостерег мировое сообщество, что не следует «принимать ситуацию на Украине за новую норму».
В своем сделанном на прошлой неделе заявлении Бридлав говорил о «мрачной действительности», о «растущей нестабильности под воздействием российского реваншизма», об экономической и финансовой «стагнации» на континенте, и о его податливости в силу зависимости от российских энергоресурсов.
Но Бридлав — просто военный человек, чей босс, председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд (Joseph Dunford), безрезультатно доказывает «целесообразность» поставки Украине американского оборонительного оружия.
Вполне разумный вывод. Имея общую границу с четырьмя членами НАТО, Киев должен получить американское противотанковое оружие, которое способно нанести Москве неприемлемые потери и убедить ее в нецелесообразности наступления на Украину.
Голландцы, по крайней мере, могут спасти свою честь посредством референдума, который покажет, что они понимают, насколько одинока сегодня Украина. Но передав дипломатию в руки Германии, которая едва не завела ее в тупик, президент Обама по-прежнему отказывается поставлять своему слабо защищенному украинскому другу даже минимальное количество средств сдерживания. Такая позиция показывает, что его администрация играет немаловажную роль в ускоренном геополитическом ослаблении Запада.
Если удалось приклеить(не навесить) Украине лапшу на уши,то не надо думать,что это получится в остальных частях света.