Результаты праймериз в Нью-Гемпшире поразили воображение. Такого никто не ожидал. Демократический социалист Берни Сандерс нанес поражение Хиллари Клинтон, считавшейся лидером президентской гонки, и он не просто победил, а победил с оглушительным счетом: за него проголосовали более 60 процентов однопартийцев, тогда как за Клинтон — только 38 процентов.
Что особо интересно, по данным экзитполов, 74-летний социалист пользуется поддержкой молодежи: в возрастной группе до 24 лет за него было 82%, в следующей группе (до 29) — 85%. Та же картина наблюдалась и на более ранних кокусах в Айове: среди избирателей возрастом до 29 лет за него были 84% (за Клинтон — 14%), то есть тенденция очевидна.
В статье, написанной лет 20 назад, я подметил особенность американских левых: если Ленин, их предшественник и кумир, призывал революционеров захватывать первым делом вокзалы, почту и банки, то они изменили тактику и взяли первым делом под контроль школы и университеты, готовящие школьных учителей. Это принесло более надежный и долговременный успех: молодежи — пусть не всей, но значительной массе — была привита социалистическая идеология. Конечно, с возрастом эта химера пройдет, но болезненно, поэтому урок Нью-Гемпшира должен быть американским обществом воспринят со всей серьезностью. «Скорее головы канарейкам сорвите», — призывал когда-то Маяковский, а дальше я одно его слово переиначу: «чтобы капитализм канарейками не был побит».
Должен признаться, я Сандерса недооценил: в недавней статье писал, что он Хиллари Клинтон не соперник, а как бы подпорка слева, чтобы она казалась избирателям центристкой. Нет, он, как оказалось, соперник, и подпорка слева ей не помогла, а, наоборот, отобрала голоса. Проследим, как это соперничество будет развиваться в дальнейшем, разделяя электорат Демократической партии так же, как уже разделился электорат Республиканской партии.
У республиканцев в Нью-Гемпшире после второго места в Айове восстановил свое лидерство Дональд Трамп, набравший более 35% голосов. На втором месте оказался Джон Кейсик, губернатор Огайо, получивший около 16%, на третье место опустился победитель кокусов в Айове Тед Круз — у него около 12%, у Джеба Буша — 11%, у Марка Рубио — около того.
Когда эта статья выйдет в свет, станут известны результаты следующих праймериз — у демократов в Неваде, у республиканцев в Южной Каролине, а до них прошли дебаты. Кратко остановлюсь на них, ограничившись республиканскими. Из шести участников на фоне относительно миролюбивых, по крайней мере неагрессивных по отношению к своим соперникам Джона Кейсика и Бена Карсона резко выделялись схватки в основном двух пар спорщиков: Тед Круз полемизировал с Марком Рубио, а Дональд Трамп — с Джебом Бушем.
Предмет спора второй пары вроде бы не касался их личного соперничества, но Трамп, заговорив о вторжении в Ирак (после терактов 11 сентября 2001 года), которое он считает ужасной ошибкой и даже преступлением («Они врали, говорили, что там есть оружие массового поражения, но его там не было, и они это знали», — утверждал Трамп), он весь свой гнев жестом и взглядом устремил на Джеба Буша, будто тот ответчик за брата своего. «Я устал от того, что Барак Обама обвиняет моего брата во всех возникавших у него проблемах, и меня не очень волнуют те оскорбления, которые мне высказывает Дональд Трамп», — сказал Джеб Буш, вызвав своей репликой аплодисменты публики.
Да, Трамп напрасно так взъелся. Во-первых, оружие массового поражения в Ираке было. Во-вторых, и это главное, не вторжение в Ирак было ошибкой, а то, что вместо напрашивавшегося разделения страны на три дружественных Америке государства — суннитского, шиитского и курдского — Америка занялась там совершенно безнадежным делом — внедрением демократии в среде, неспособной ее воспринять (как и в Афганистане, кстати). Ошибкой, определившей нынешние беды, был и внезапный вывод войск из Ирака, предпринятый уже не Джорджем Бушем, а Бараком Обамой.
Еще соперники поспорили о Сирии и России. По словам Трампа, Россия может оказаться полезным союзником в борьбе с ИГ. Буш возразил: Россия не может рассматриваться как союзник, «поскольку наносит удары не по боевикам ИГ, а по тем силам, которые получили помощь от США». И то и другое мнение оказалось косвенно подтвержденным Обамой в его телефонном обращении к Путину. По сообщению пресс-службы Белого дома, президент Обама подчеркнул важность того, чтобы Россия сыграла конструктивную роль в борьбе с ИГ и остановила свои воздушные налеты на места расположения умеренной сирийской оппозиции. На Путина это вряд ли подействует так, как хотел бы Обама. Их разговор, как подчеркнул пресс-секретарь Кремля, состоялся по инициативе американской стороны. В чем Трамп совершенно прав, так это в том, что «США должны четко понимать, с кем они воюют в Сирии, прежде чем тратить на войну миллиарды долларов».
На этом пока оставляю Сирию в стороне. В тот день, когда Обама звонил Путину, Верховный суд США и вся Америка понесли тяжелую утрату — скончался один из самых уважаемых членов Верховного суда Антонин Скалиа, назначенный на этот пост еще президентом Рональдом Рейганом в 1986 году и все годы твердо стоявший на страже конституционных установлений. Если Обама пришел с лозунгом изменить Америку (Change, we can!), то в убеждениях Антонина Скалиа была уверенность в необходимости сохранения проверенных временем принципов, обеспечивших стране преуспеяние и величие. Это касалось многих важных проблем. Красочным примером может служить принятое Верховным судом при его участии в самое последнее время решение приостановить план Обамы «Чистая энергия». Что это за план и почему его осуществление приостановлено?
Прежде чем судить об этом плане, задам читателям вопрос, который, на первый взгляд, может показаться не относящимся к теме нашего обсуждения: из-за чего распался Советский Союз? Одни говорят — из-за путча ГКЧП, другие винят горбачевскую перестройку, третьи — хрущевскую оттепель, а я полагаю, что крушение советской империи, которое Путин назвал главной катастрофой ХХ века, началось гораздо раньше — при сталинской диктатуре, когда во главе государства оказался человек необразованный, но возомнивший себя корифеем всех наук — от марксизма до языкознания — и создавший в стране обстановку, в которой генетика и кибернетика официально были запрещены как буржуазные лженауки, когда отвергалась даже теория относительности Эйнштейна, с марксистской точки зрения идеалистическая. Именно тогда остановилось естественное развитие страны и начался ее распад.
Американский образ жизни — рыночная экономика, частная собственность, свободное предпринимательство и конкуренция, не стесняемые государством, — это залог успеха. Поэтому крушение СССР, где эти принципы были заменены вождизмом, для мирового сообщества отнюдь не катастрофа, а важный урок, подлежащий усвоению, в том числе и в США — твердыне капитализма, в последние годы, увы, подвергающейся сомнительным преобразованиям, которые стране по жизненным обстоятельствам противопоказаны.
План Обамы «Чистая энергия» — это вождистский план, навязываемый стране в развитие пресловутой «борьбы с изменением климата планеты». Он предусматривает насильственное разрушение угольной энергетики США, самой дешевой и доступной, обеспечивающей до 40% энергетических потребностей страны. Никакого воздействия на климат планеты этот план в любом случае иметь не будет, а экономике страны он может нанести существенный ущерб. 27 американских штатов выступили против его реализации. Принимая решение о приостановке плана Обамы (пятью голосами против четырех), Верховный суд был намерен выслушать все возражения, имеющиеся у его противников.
И вот теперь мы оказались без Антонина Скалиа. Барак Обама готов выдвинуть новую кандидатуру взамен его, но вряд ли Сенат, в котором большинство принадлежит республиканцам, будет готов ее утвердить. Участники президентской гонки от Республиканской партии высказались за то, чтобы прерогатива выдвижения нового судьи Верховного суда была предоставлена не Обаме, а тому, кто получит президентские полномочия в результате предстоящих выборов. По этому поводу, вероятно, будут ожесточенные споры, причем в обстановке, и без того чрезвычайно обострившейся. Трудно сказать, какие силы возьмут верх в предстоящей борьбе, так что God bless America на скользком поле внутренней и мировой политики.
Заключительный период обамовского президентства, я думаю, будет чреват новыми его инициативами, вызванными неудовлетворенностью тем, что за семь лет правления не всё им намеченное и обещанное ему удалось осуществить, не все задумки удалось провести в законодательстве, например: по усилению власти профсоюзов («школы коммунизма», по Ленину), по социализации налоговой системы, по легализации нелегальных иммигрантов и привлечению новых масс со всего света для коренного преобразования электората, по сближению с режимами наподобие кастровского и т. д. За оставшиеся месяцы он попытается доделать то, что не успел, а также позаботится о своем наследии и грядущем беззаботном существовании с синекурой после тяжких трудов.
В этой связи упомяну новость, принесенную СМИ из Айовы. Когда там во время встречи Хиллари Клинтон с избирателями кто-то из них спросил (возможно, по наущению), не собирается ли она, став президентом, назначить Обаму членом Верховного суда, она с радостью воскликнула: «Замечательная идея, мне этого еще никто не предлагал. У него, правда, могут быть другие дела, но все равно это замечательная идея!» Перспектива не из приятных — как в отношении возможной президентши, так и в отношении ее возможного протеже.
Я слушал дебаты демократов в Нью-Гэмпшире. Сандерс обещал выпустить из тюрем всех, посаженных за марихуану, обещал изменить порядок, при котором черных в тюрьмах непропорционально больше, чем белых, бесплатное обучение в университетах, всеобщую бесплатную медицину и т.д. Клинтонша обещала, по сути, то же самое. Так что, кто из них хуже — это вопрос. Стыдно, что старый еврей Сандерс оказался откровенным недоумком.