Совесть — это психическая функция, специфически присущая нашему биологическому виду. Она, как музыкальный слух, варьируется по размерам у разных индивидов, социальных и национальных групп. Как и музыкальный слух, она может при определённых задатках развиваться. Как музыкальный слух на звук, совесть направлена на справедливость. А справедливости в мире нет. Но совесть её жаждет и потому стремится установить.
Люди рождаются разными. Одни — здоровыми, красивыми и талантливыми, другие — не совсем такими. Но самая очевидная несправедливость — половая. Не может быть, чтобы быть мужчиной и женщиной было одинаково хорошо. Кем-то из нас — не пойму пока кем — быть лучше. Феминистки считают, что лучше быть мужчиной. И потому требуют, чтобы женщинам позволили заниматься тем же, чем занимаются мужчины. Так, для пожарников в английском языке даже поменяли название. Теперь они не firemen, как в старых книжках, а firefighters. Правда, в дискуссии, которую я как-то слышал, одна несознательная гражданка сообщила, что предпочла бы в случае несчастья быть вынесенной из огня мужчиной. Такое мнение называется сексизмом и очень осуждается. Но для экзамена на профессию пожарника действительно пришлось снизить нормативы: какой вес пожарник может поднять и нести, как быстро бежать. Это потому, что в целом женщины физически послабее мужчин. Мир, как я уже заметил, несправедлив.
Легко эту несправедливость устранил Голливуд. Сейчас в американских фильмах пигалицы легко дубасят бугаев-мужиков. Как сознательный зритель, я при просмотре, конечно, болею за пигалиц. Но немножко свербит: из школьной физики — а у меня по ней была хорошо заслуженная четвёрка — я помню, что сила удара зависит от массы тела. И бугай в реальной жизни мог бы и не заметить, что его лупит пигалица.
Конечно, несправедливы анатомические различия полов. Чтобы снизить их значение, в общих туалетах, становящихся принятыми в университетах и других прогрессивных заведениях, полы уравняли, убрав столь удобные писсуары — очевидные знаки мужского шовинизма.
Глубоко несправедлив институт семейной жизни. Иному мужчине достаётся в жёны умница, красавица и с хорошим характером — я одну такую знаю, а другому — фурия. Однажды, много лет назад, я зашёл к своему знакомому. Через полчаса подумал: «Почему он её не ударит?» Так позже эта фурия — жена моего знакомого — его же и бросила.
В романе Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» я когда-то вычитал: «Философ Клеанф учит: “Горе тому, кто попадет на ложе гедонички” <…> тем, на кого свалится такая напасть, он рекомендовал искать исцеления в общественной деятельности, в борьбе за свободу и родину». Из этого рассуждения становится понятным источник бед нашего мира по части «борьбы за свободу и родину».
Великие мыслители — Платон, Кампанелла, Чернышевский — считали путём разрешения несправедливости семейной жизни обобществление женщин. В современном либеральном обществе с его кризисом института семьи, обыденным рождением детей незамужними женщинами нечто похожее и происходит. Хотя скорее обобществляются мужчины. Феминисткам удалось угрозами уголовного преследования мужчин за «сексуальные домогательства» заметно поменять традиционные роли полов.
Несправедливо поделена между народами наша планета. Эскимосы Гренландии страшно мёрзнут, а в расположенной неподалёку Исландии из-под земли бьют горячие гейзеры и обогревают удачливых исландцев. Впрочем, исландцы это заслужили. Они — бывшие норвежцы, обнаружившие во время своих плаваний замечательный остров (он, мне говорили, назывался в старину, как в сказке Пушкина про царя Салтана — остров Буян) и переселившиеся туда. А эскимосы, возможно, проморгали момент, когда их остров, из-за недостаточного выброса человечеством в атмосферу углекислого газа и наступления из-за этого глобального похолодания, перестал быть «грин» — зелёным — и обледенел. Хороший урок для сегодняшних борцов с глобальным потеплением.
Справедливость — важнейшая тема еврейской духовности. Царь Давид в псалме 99 говорит, что Всевышний «сделал правосудие и справедливость законом для Яакова». Тора посвящена большей частью инструкциям по установлению справедливости. Что будет справедливым, если ваш бык забодал соседского быка? А если ваш бык и раньше имел репутацию бодливого? Тогда справедливо другое решение.
Интересна в Торе такса за воровство. Укравший барана должен выплатить хозяину как штраф четыре цены украденного, а укравший корову — пять цен. Комментаторы объясняют разницу тем, что так как похищенная корова бредёт сама, а барана вору приходится тащить на себе, то за такое унижение вор по справедливости получает скидку.
Но есть одно положение иудаизма, звучащее для многих евреев невыносимо несправедливым и служащее для них источником больной совести. Это обещание Всевышнего: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранными из всех народов» (Шмот, 19:3); «Тебя избрал Б-г среди всех народов» (Дварим, 14:2). В Израиле 80% евреев в той или иной степени верят в Б-га, 65% считают Тору и её заповеди Б-годанными, но только 30% называют себя религиозными, то есть соблюдающими эти Б-годанные заповеди. При этом 67% израильских евреев верят, что принадлежат к Б-гом избранному народу. И поэтому по меньшей мере 37% израильтян мучаются совестью из-за того, что пользуются благами избранного народа, не выполняя контракта, зафиксированного в Торе.
А блага избранного народа, которыми пользуются евреи Израиля, велики. Тут и выигранные сверхъестественным образом войны, и расцветшая пустыня, и невероятные технологические прорывы израильских стартапов. В последнюю войну с ХАМАСом сотни тонн металла — сбитых арабских ракет — падали на головы израильтян и непостижимым образом практически никого не зашибли.
Даже негативные процессы в мире касательно израильтян носят мистический характер. Почему почти все народы, даже такие, среди которых никто никогда не видел евреев, объединяет вражда к Израилю? В иных странах людей продают в рабство, вырезают целые религиозные общины, изгоняют миллионы беженцев, просто занимаются людоедством, но волнует человечество только Израиль — одна из самых цивилизованных стран мира с защищёнными правами человека. Это не объяснить рационально.
И вот, осознавая такую свою выделенность, евреи, чувствующие незаслуженность её, страдают «больной совестью». Крайний случай её — профессор Шломо Занд, своим мировым бестселлером «Когда и как был изобретён еврейский народ» отказавший нам в существовании. К профессору хорошо подходит старый анекдот о привидении: «“Евреев нет”, — заявил лектор… и растаял в воздухе».
Эффект страдания от незаслуженной награды описан Зигмундом Фрейдом в его книге «Патология обыденной жизни». Чтобы снизить такие страдания, человек, страдающий больной совестью, подсознательно стремится причинить себе вред. Этим, возможно, объясняется то, что израильтяне позволяют продолжаться чуть не полгода последней волне терроризма — «интифаде ножей». Может быть, она подсознательно воспринимается частью светских евреев заслуженным Б-жьим наказанием за нарушение ими условия Всевышнего: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой…»?
Характерно, что в противостоянии арабскому терроризму религиозные сионисты, живущие «по Торе», настроены значительно решительнее, чем их секулярные соотечественники, и готовы эту волну погасить. Так, рациональный способ прекратить «интифаду ножей» предложил Пинхас Полонский. Он рекомендует высылать в Газу семьи, посылающие своих детей резать евреев. Такую же санкцию Пинхас предлагает применять и против семей, дети из которых швыряют камни в машины евреев. Газа, по мнению ООН, находится под контролем Израиля — евреи поставляют туда воду и электричество. И поэтому вполне естественно могут ссылать туда, к их собратьям, арабов, вовлечённых в терроризм. Такая мера, считает Полонский, закончила бы интифаду в пять минут.
Это предложение обсуждалось и, как сообщил министр внутренней безопасности Израиля Гилад Эрдан, было отвергнуто двумя юридическими советниками правительства — уходящим в отставку и сменяющим его. Юристы нашли такую меру противоречащей закону. Встаёт вопрос: законы для людей или люди для законов? Чтобы спасти жизни, и не только евреев, но и арабов, гибнущих при совершении терактов, закон можно изменить. Внести поправку, дополнение или мало чего ещё?
Президент Рузвельт во время Второй мировой войны, имея основания предполагать, что среди американцев японского происхождения скрываются японские шпионы и диверсанты, интернировал до конца войны всех этих граждан. Причём ни одной их диверсии к тому времени ещё не состоялось. Сорок лет спустя президент Рейган принёс интернированным извинения. Но зато за время войны ни одной диверсии со стороны японцев в США не произошло. В Израиле же от терроризма практически ежедневно страдают люди.
Во все времена преступники наказывались настолько жестоко, насколько серьёзно их действия угрожали обществу. В благополучных скандинавских странах убийства, редкие в их обществе, караются не строже, чем десятилетним заключением в комфортабельных тюрьмах. Но в Средние века в Европе фальшивомонетчиков, никому физического ущерба не причинявших, варили в кипящей воде или заливали им в горло расплавленный металл. Их деятельность, непрерванная, грозила крахом экономической жизни.
Израильский секулярный истеблишмент, в первую очередь его юридическая система и Верховный суд, считает определённый уровень терроризма приемлемым. Так, даже не рассматриваются напрашивающиеся действия, такие как закрытие арабских институтов, пропагандирующих убийства евреев, вроде телестанций, газет, школ, мечетей. Такое отношение к терроризму в какой-то степени утоляет больную совесть секулярных евреев. Бывший премьер Израиля Эхуд Барак даже заявил как-то, что, будь он арабом, сам пошёл бы в террористы. А президент Израиля Реувен Ривлин недавно призвал премьера Нетаниягу не ущемлять права членов Кнессета, поддерживающих террористов. Определённо, этих лидеров мучает больная совесть.
Поэтому звучащие нелогично рецепты некоторых раввинов, рекомендующих как лучшее средство против арабского терроризма ревностное исполнение евреями заповедей Торы, получается, реально является наиболее действенным методом. Излечив свою больную совесть, евреи смогут адекватно реагировать на арабский терроризм и покончить с ним.
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Уважаемый Борис, такую трактовку «избранности» и вытекающим отсюда «комплексом вины» видимо нельзя признать верной для верующего еврея.
Всевышний подарил нашему народу Тору и избрал его носителем своего слова для всех народов. Лучше всех эту идею высказал замечательный знаток Библии, профессор Pinchas Lapide:
„Christen haben sie (die Erwählung) seit eh und je als elitären Selbstruhm gedeutet, der die Juden sozusagen zu den Günstlingen Gottes erheben will, ja, zu seinen angeblichen Vorzugsschülern macht. Im jüdischen Selbstverständnis aber geht es dabei nicht um eine Gabe, sondern um eine Aufgabe; nicht um einen Vertrag, sondern um einen Auftrag; und nicht um Würde, sondern um eine Bürde. Da auch diese Fehldeutung bis auf den heutigen Tag viel Missgunst und Vorurteil in breiten christlichen Volksschichten hervorruft, sollte es unser aller Anliegen sein, auch hier aufzuklären und richtig zu stellen.“
«»Христиане, с давних времен, интерпретировали эту избранность, как элитарное самовосхваление, которое поставило евреев на ступень любимцев Всевышнего, делающего их мнимыми любимчиками Учителя. В еврейской самопонимании, однако, дело обстоит совершенно иначе: Речь идет не о Подарке, а о Задании. Не Привелигированный Договор, а Задача. Не подаренная Честь, а Бремя. Неверное толкование по сей день вызывает много обид и предубеждений среди широких христианских слоев. Cовершенно необходимо для нас всех правильно объяснить и ясно растолковать (этот феномен)».(Из книги «Jesus- ein gekreuzigter Pharisäer?», стр. 15)
Спасбо, Fritz, совершенно согласен с Вами и беру эти цитаты на вооружение
Фриц, понимание избранности евреев, о котором я пишу, действительно создаёт для некоторых неудобство при общении с христианами, даже «больную совесть». Я основываю это своё понимание на пророчествах Хошеа. Когда-то я посвятил пророчествам Хошеа эссе, и допускаю, что если перечитать то эссе сейчас, то можно найти перепевы каких-то идей из того эссе в этом.
Ув. Борис, мне несколько неясно, почему теологическая догма «создаёт для некоторых неудобство при общении с христианами, даже «больную совесть»»? Дело в том, что эти «некоторые», в массе своей убежденные атеисты. Поэтому теологический базис для их больных фантазий в религии искать совершенно нерационально, как «черную кошку в темной комнате». С равным успехом можно утверждать, что непонимание или неправильное толкование Талмуда служили причиной убеждений и действий Бесноватого Адольфа и его клики.
В числе последних книг, которые он приобрел мой покойный отец, кстати Ваш тёзка, находилась Ваша книга «Мир Еврея». В главе «Сущности», (стр. 103) Вы пишете: «…Таким образом человек, обладая сильным интеллектом А , может быть, например, выдающимся психолингвистом, как Ноам Хомский, но в то зе самое время иметь ущербный интеллект Б и поддерживать убогие социальные и политические идеи, как тот же Ноам Хомский».
Я не могу согласиться с Вашим утверждением о том, что причины «больной совести» Наших Потцев кроются в рациональных причинах. Я практически полностью убежден, что причина иррациональная. Дело кроется, видимо, в ПОДСОЗНАНИИ, а не в СОЗНАНИИ. Т.е. причину «Больной совести» нельзя обосновать рациональными рассуждениями и убеждениями, она находится вне понимания и осознания «Больного индивидуума».
Я не знаю, правильно ли перевести Ваше понятие «Больная совесть» из теологической категории в психологическую категорию «Еврейской Самоненависти»?
Ув. Борис, сегодня, по пути на работу, я увидел предвыборный плакат SPD (Социал-Демократы) к предстоящим в марте выборам (Landtagswahl 2016 — выборы в 3 Федеральных Землях): «Rassismus bekämpfen durch mehr Bildung» («Бороться с рассизмом оружием образования»). Еще раз убедился в наивности и пустословии политиков.
Гулько предлагает «… рациональный способ прекратить «интифаду ножей» предложил Пинхас Полонский. Он рекомендует высылать в Газу семьи, посылающие своих детей резать евреев. Такую же санкцию Пинхас предлагает применять и против семей, дети из которых швыряют камни в машины евреев. Газа, по мнению ООН, находится под контролем Израиля — евреи поставляют туда воду и электричество. И поэтому вполне естественно могут ссылать туда, к их собратьям, арабов, вовлечённых в терроризм. Такая мера, считает Полонский, закончила бы интифаду в пять минут». Если бы на израильском ответе всё закончилось, было бы замечательно. Я обеими руками «ЗА!!!». Но вот беда сердобольные союзники Израиля — США, Англия, Франция и т.д. тут же прекратят поставку коплектующих к израильской военной технике, промышленным изделиям и др. Увы, мы знаем это по предыдущим столкновениям с бандитами из Газы и войнами против Хизбаллы. Вот почему руководство Израиля, к сожалению, не поступает вопреки идиотской логике западных правозащитных организаций от носительно Израиля. Даже с Китаем Израилю нельзя сориться, ибо Китай главный поставщик изделий электронники с редкоземельными металлами, а он всегда голосует в ООН против Израиля. В самом Китае на права своих граждан плюют, а вот «права» арабов в отношениях с евреями, Китай понимает однозначно: дави Израиль. И Россия прекращает поставки титана Израилю, когда «обижают» исламских уродов. Такова жизнь… Слушать лекции Полонского по иудаизму интересно, но следовать его советам в политике — глупо.
Fritz, о расизме (Ваше второе послание) будет моё эссе на этом же месте на следующей неделе. Я с Вами совершенно согласен: «больная совесть» — в иной ситуации проявляющаяся как самоненависть — феномен подсознания, а не рациональный. Но происходящее в подсознании тоже имеет рациональные причины. Об этом — весь Фрейд.
Я не верю в существование «убеждённых атеистов», особенно в Израиле. Во всё том же подсознании есть догадка об иррациональном. Я недавно поминал в эссе о фильме, как атеист Познер стоит перед Стеной Плача и восклицает: «Я ничего не чувствую!» То есть допускал, что у стены можно что-то почувствовать.
Поэтому еврей-атеист, допускающий, что выделен, боится, что это несправедливо. И из-за этого у него образуется «больная совесть».
Ув. Борис, иррациональность «Больной Совести» видимо действительно входит в разряд больной психики. У немцев существует поговорка о человеке, у которых, как говорят русские, «не все дома»: «Еr hat nicht alle Tassen im Schrank» («У него не хватает чашек в шкафу»). Причем эту пословицу они переняли в у наших Идн: Слово в Jiddisch «Тoshia» (Ум) воспоизвели в немецком варианте как «Tasse» (Чашка).
Я попытался в силу своих скормных возможностей, разобраться, каких именно «Чашек» недостает нашим пациентам:
1. Весь мир твердит о порочности иудеев и слабые со временем воспринимают это за чистую монету:
Феномен «Каскад доступной информации» — самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторяйте нечто достаточно долго и это станет правдой»).
2. Феномен «Стадный инстинкт» — распространённая тенденция принимать мнения и следовать за поведением большинства, чтобы чувствовать себя в безопасности и избегать конфликтов
3. Феномен «справедливого мира» — тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».
4. «Эффект Понтия Пилата» — воображаемая связь между моральной и физической чистотой, побуждающая людей, испытывающих чувство стыда, вымыться, «смыв» с себя воображаемую грязь.
Список патологий можно наверняка продолжить, но излечить их невозможно, т.к. евреи всегда будут изгоями и меньшинством в огромном и несовершенном мире.
Фриц, несогласен с Вами, что патология больной совести неизлечима. Лекарство против неё есть. Это — Израиль. Религиозные сионисты там — это новые евреи без больной совести. Их молодёжь устраивает конкурсы в боевые части, организует «еврейские ядра». Об этом удивительном феномене я писал в одном из своих эссе.
Гулько, подлинный патриот Израиля, религиозный еврей, бывший отказник, шахматный чемпион СССР и США, умеет считать на много ходов вперед. Однако же в обсуждаемой статье его советы показались мне недостаточно дальновидными и не шибко моральными. Он пишет: «Характерно, что в противостоянии арабскому терроризму религиозные сионисты, живущие «по Торе», настроены значительно решительнее, чем их секулярные соотечественники, и готовы эту волну погасить. Так, рациональный способ прекратить «интифаду ножей» предложил Пинхас Полонский. Он рекомендует высылать в Газу семьи, посылающие своих детей резать евреев. Такую же санкцию Пинхас предлагает применять и против семей, дети из которых швыряют камни в машины евреев. Газа, по мнению ООН, находится под контролем Израиля — евреи поставляют туда воду и электричество. И поэтому вполне естественно могут ссылать туда, к их собратьям, арабов, вовлечённых в терроризм. Такая мера, считает Полонский, закончила бы интифаду в пять минут.»
Красивое предложение моего однофамильца по матери Полонского. Что-то напоминает. Было в стране моего исхода в сталинские времена слово ЧЕСИР – член семьи изменника Родины. Супругов и родителей предполагаемого врага народа за родство с ним в лучшем случае сажали в непионерские лагеря, а о вражеских детях лучше всего рассказал Приставкин в «Кукушкиных детях». Чтобы избежать аналогии, предлагаю пользоваться в случае реализации предложения Пинхаса словом ЧЕСВЕН – ЧЛЕН СЕМЬИ ВРАГА ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА. Заменим всего две буквы – и никаких аналогий ни с режимом Сталина, ни с режимом… Мне возразят: Пинхас рекомендовал высылать в Газу семьи, ПОСЫЛАЮЩИЕ детей резать евреев или швырять камни. Только кто станет разбираться, действительно посылала ли СЕМЬЯ детей на ЗАКЛАНИЕ или поступок несовершенного идиота был полной и трагической неожиданностью. Гордилась семья шахидом или кляла себя за трагедию. Родители отвечают и должны отвечать за своих детей! По идее да, только на подростков влияет интернет, радио, среда, мечеть, привлекает любой протест и «героизм шахидов». (Если бы родители, хотя бы наши еврейские мамы и папы могли реально контролировать поступки своих детей, не было бы среди израильтян ни наркоманов, ни насильников, ни педофилов, ни хулиганов, ни мафиози. Следуя логике Пинхаса родителей наших еврейских преступников тоже надо бы забрасывать камнями или наказывать как-то иначе за то, что их дети выросли не хайтековцами). Однако вернемся к нашим арабам. Ну, удалось, как-то обошли израильские и международные законы, выслали семьи террористов в Газу. А Газа не выслала их обратно (как это сделали немцы и поляки накануне Хрустальной ночи), Более того, приняла как героев борьбы с сионизмом, Катар или еще кто-нибудь тут же даст им деньги на новый дом в Газе, почет и службу и прочее. Прежние невыселенные соседи получат не только лишний повод для подстрекательства против ненавистной власти евреев, но и путь решения материальных затруднений. Так что, интифада ножей таки закончится в 5 минут? Или обострится и перейдет в гражданскую войну между еврейскими и арабскими гражданами Израиля вместе с арабскими негражданами. Коли так, то соседей террористов и соседей соседей тоже следует выслать — только не в Газу, а на луну и заблокировать связь луны с землей Обетованной.
Кабы был бы я религиозным, то должен был бы обвинять в продолжении и повторении интифады своих религиозных коллег. Столько юношей (вместо того, чтобы расставить их с оружием и в бронежилетах на каждом подозрительном перекрестке) освободили от армейской службы и финансировали их сидение в ешивах, а они НЕДОСТАТОЧНО молятся и все никак не могут донести до Всевышнего настоятельную просьбу ЕГО народа, ЕГО союзника. Или бы я смирился с угрозой террористического нападения на дом моих детей, внуков и правнуков и не роптал и не давал советов силовикам и политикам – ЕМУ виднее, ОН знает, за что и как наказать. На все ЕГО воля. Или обрушился бы на безбожников, не блюдущих заповеди, из-за чего ОН наказывает меня праведного.
Но я секулярный. Как валенок, не правый и не левый. Не аналитик, не психолог, знаю лишь то, что показали по зомбиящику и написали по-русски умные и не очень умные люди. Информации из Шабака не получал. Из правых-левых организаций тоже. Думается мне, непросвещенному, что для успешной борьбы с интифадой надо понять – какие цели преследуют ее инициаторы. Почему они посылали смертников с поясами, а не подкладывали бомбы с часовым механизмом или дистанционным взрывателем. Почему идут убивать евреев не в темный уголок, а туда, где есть камеры и вооруженные солдаты и шансы на выживание и обеспеченную жизнь в комфортабельных еврейских тюрьмах минимальны. Не на рынки, не на станции, не на стадионы. Почему бросают камни и бутылки, а не гранаты. Надеюсь, что специалисты из силовых структур располагают нужной информацией, анализируют ее и знают, что и как следует делать. А нам – читателям, посетителям Изнета не гоже бросать камни в наш Шабак, нашу полицию, наших генералов и политиков, провоцировать их на неразумные действия в угоду толпе. Товарищ Волк сам знает, кого кушать первым и как скушать, чтобы не подавиться.