«Как съесть слона? — спрашивают американцы и отвечают: — Кусочек за кусочком!» Для достижения больших, кажущихся непреодолимыми препятствий требуется шаг за шагом. Не случайно психологи разработали популярные методы, помогающие человеку как бы начать жизнь сначала, переродиться, избавиться от дурных привычек и зависимостей — 12 этапов реабилитации.
В еврейской традиции существует своя система обновления человека — «арба паршийот». Это четыре этапа обновления, четыре субботы, каждая из которых имеет определенное имя.
Первый этап — любовь к добру. В преддверии адара, последнего месяца еврейского года, читают раздел «Шкалим», который повествует о том, как каждый еврей должен был выделить полшекеля на строительство Храма в пустыне. Почему полшекелея, а не целый? Чтобы мы помнили: каждый из нас — половина, часть целого. Размышляя на тему «я и Всевышний, я и мой народ», человек пробуждает в себе любовь к добру.
Второй этап — ненависть к злу. В преддверии праздника Пурим мы читаем отрывок из «Зогара», напоминающий о вероломном нападении Амалека на евреев в Синайской пустыне — что учит нас ненавидеть зло.
Кто-то возразит: «Я не хочу ненавидеть». Возможно, тот, кому некого ненавидеть, никого и ничего не любит. Мать, любящая своего сына, ненавидит угрожающего его жизни преступника. Не будем кривить душой: чувство ненависти является одним из сильнейших чувств. Следует научиться правильно использовать это чувство. Всевышний дал нам чувство ненависти для вполне определенной цели, которую мы можем реализовать, сделав правильный выбор, и направлять ненависть только на зло.
Рав Гедалия Шор, связывая чувства любви и ненависти, упоминает слова царя Давида, который писал в своих псалмах: «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!»
Обратите внимание, что пробуждение, обновление души человека начинается с любви к добру. Ненависть к злу вторична, она как следствие любви. Возможно, вы возразите, вспомнив другие слова царя Давида: «Уйди от зла и твори добро!» Недопустимо, например, грабить, а потом часть награбленного направлять на добрые дела. Сначала прекрати творить зло и наносить ущерб, а потом занимайся филантропией и добром.
Царь Давид не противоречил себе. Там, где речь идет о поступках, конечно же, следует сначала прекратить творить зло. Но, когда мы говорим о чувствах и возрождении души, следует в первую очередь наполнить свою душу любовью.
Третий этап — отличать добро от зла. В предпоследнюю или последнюю субботу адара читается раздел «Пара», повествующий о законах ритуальной чистоты «красной коровы». Пепел красной коровы помогал преодолеть нечистоту столкновения со смертью. Смерть — следствие греха первого человека, который смешал в запретном плоде добро и зло. В духовном смысле победить смерть — значит разделить то, что Адам смешал. При этом не только разделить на уровне интеллекта, но и ощутить, что такое хорошо и что плохо! Иногда мы понимаем разумом, что это плохо, но сердце не соглашается. В этом смысле научиться любить добро и ненавидеть зло (прежде всего, недостатки в нас самих) — это соединить разум и сердце. И если человек начинает жить в соответствии с этим обновленным пониманием добра и зла, он очищающе воздействует на свою душу. Добра в ней становится все больше и больше, а зла — меньше и меньше.
Четвертый этап — обновление. В преддверии нисана, первого месяца еврейского года, читают отрывок «Аходеш», повествующий о том, как Всевышний впервые обратился к евреям в Египте, призвав их отсчитывать дни от новолуния (начала еврейского месяца) и приготовиться к Исходу из рабства.
Луна исчезает с небосвода и наступает самая темная ночь месяца. Именно в это время необходимо верить в то, что тьма рассеется и наступит свет. Евреи в Египте должны были найти в себе силы поверить в то, что рабство закончится и придет освобождение! Так же и мы в нашей жизни должны обрести веру в обновление души и, подобно царю Давиду, обратиться с мольбой: «Чистое сердце сотвори мне, Всевышний, и сильный дух обнови внутри меня!»
Итак, если в сердце человека пробуждается любовь к добру и неприятие зла, то он очищает свою душу и с помощью Небес обновляется.