Выше голову, еврей! Недельная глава Торы «Ки тиса»

Б-г велит, чтобы каждый мужчина от 20 лет и старше сдал полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа. Затем Он дает указание изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящаться Мишкан (передвижной Храм), его обстановка, а также священники-коэны. Перечислены компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Охолиав возглавят работы по строительству Мишкана. Сынам Израиля вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, — и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить золотого тельца. Б-г велит Моше немедленно вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше собирает Мишкан и просит Б-га показать Славу Свою — механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей милосердие с Небес. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец Исраэль и родниться с ними; запрещено также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри — результат прямого общения с Б-гом.

***

«Когда будешь ты проводить всеобщий подсчет (дословно: «когда ты поднимешь голову») сынов Израиля…» (30:12).
Почему Тора использует здесь выражение «ки тиса эт рош бней Исраэль» — «когда ты поднимешь голову сынов Израиля», имея ввиду указание провести подсчет евреев в пустыне?
Подоплека такова. Б-г объяснил Моше, что евреи оказались в опасности из-за поклонения золотому тельцу и процедура всеобщего подсчета по монетам, которые они пожертвуют, «поднимет их головы» — возвысит их духовно, поможет им выбраться из пропасти, в которой они оказались из-за тельца, и даст возможность искупить свой грех.
Моше подумал, что такое искупление потребует сбора монет очень большого номинала. Возможно, это будет кикар серебра, стоимость которого эквивалентна трем тысячам серебряных монет. Либо, если речь не идет о такой гигантской сумме, Б-г велит, чтобы каждый дал монету достоинством в сто сребреников. Именно такой штраф — сто сребреников — Тора предусматривает для человека, который опозорил свою жену, ложно обвинив ее в недостойном поведении. Поскольку евреи осквернили Имя Б-га, заявив: «Вот твои боги, Израиль», такой могла быть сумма, необходимая для искупления их вины.
Если же речь не шла о монете, эквивалентной ста серебряным монетам, то, как предположил Моше, монета, востребованная Б-гом, могла равняться пятидесяти сребреникам. Именно такую сумму должен был заплатить человек, совративший женщину. Тоже вполне возможный вариант: ведь евреи делали себе идолов вопреки одной из Десяти заповедей: «И не будет у тебя других богов!»
В крайнем случае, размышлял Моше, Б-г потребует монету достоинством в тридцать шекелей. Именно на такую сумму мог быть оштрафован владелец бодающегося быка. Поклоняясь тельцу, евреи променяли Славу Всевышнего на рукотворного тельца.
На самом деле опасения Моше были беспочвенными. Б-г сказал ему: «Вам не потребуется платить Мне монеты — ни в сто, ни в пятьдесят и даже в тридцать сребреников. Я прошу лишь, чтобы вы пожертвовали по одной маленькой монете достоинством полшекеля». Затем Б-г достал монету в полшекеля из-под Своего Трона Славы и показал Моше ее размеры и форму. «Это и есть тот тип монеты, которую они должны давать», — сказал Б-г.
Монеты в полшекеля, собранные во время подсчета сынов Израиля в пустыне, были затем переплавлены и использованы в качестве серебряных подножий — «аданим», в которые вправляли стены походного Храма, Мишкана. Другими словами, Мишкан в буквальном смысле опирался на полшекелевые монеты, пожертвованные еврейским народом. Эти монетки притягивали Б-жественное присутствие, делали Его более явным и ощутимым.

Включите фары

«И сказал (Моше): “Открой мне Славу Твою”. И ответил (Б-г): “Я проведу пред тобою все благо Мое и провозглашу пред тобою Имя Б-га… (но) не сможешь ты увидеть лицо Мое… И будет так: когда станет проходить мимо тебя Слава Моя, помещу я тебя в расселину скалы и укрою Своей ладонью, пока не пройду. И тогда уберу Я ладонь, и увидишь ты Меня сзади — но лицо Мое не будет увидено”» (33:18–23).
Есть в Торе загадочные, мистические эпизоды, которые не могут до конца понять даже мудрейшие из мудрых. Один из этих эпизодов — союз Авраама с Б-гом между рассеченными частями жертвенных животных (Берешит, 15). Еще один эпизод мы находим в сегодняшнем разделе. О какой Славе идет речь? Как можно увидеть Б-га сзади и не увидеть в лицо?
Вам приходилось когда-нибудь вести автомобиль безлунной ночью по незнакомой сельской местности с выключенными фарами? Даже не пытайтесь пробовать. Это очень опасно. Обязательно включите фары! Поразительно, как эти два тонких, как карандаш, слабых лучика способны указывать путь водителю в самой кромешной тьме. Петляя по ухабистой дороге, невольно думаешь: «Неужели нельзя было проложить ее прямо, без этих странных виражей?»
Наш мир подобен ночи. Грядущий мир, в существование которого верят все религиозные люди независимо от конфессии, подобен дню. Ночью можно видеть, только если включить фары. Но поле зрения ограничено лишь теми фрагментами окружающей реальности, которые освещены бледными лучами автомобильных фонарей. Зато днем, при солнечном свете, заполняющем все пространство, видна вся картина, весь пейзаж. При дневном свете вам становится ясно, почему дорога петляет здесь и резко поворачивает там. Почему она круто поднимается вверх, а затем идет под уклон. Потому что там — холм, а дальше — река, слева — забор, а справа — обрыв.
В этом мире мы как будто смотрим сквозь закопченное стекло. Мы замечаем лишь отблески реальности, отдельные детали Славы Творца, Его системы управления вселенной. Все остальное — ночь. Скользя взглядом по поверхности, выхватывая лишь частные фрагменты событийной ткани, мы не в состоянии увидеть всю выпуклую, объемную картину мироздания в перспективе пространства и времени. Мы не знаем, откуда мы пришли и куда идем. Этот мир — ночь. Но в Грядущем мире все сразу прояснится и станет ясным, как день.
Живописное полотно надо рассматривать с расстояния. Глядя издалека на прожитую жизнь, освещенную ярким светом истины, мы поймем, почему Б-г сделал так, а не иначе. Почему кривая жизненного пути совершила вираж, почему мы встретили именно этого человека, а не другого, почему уехали, а не остались.
Вот что имел в виду Б-г, когда говорил Моше: «Лицо мое не будет увидено». В этом мире нам не дано видеть «лицо» — механизм Б-жественного управления историей. Все события кажутся случайными и никак не связанными между собой. Но Его «спину», цепочку следов на бескрайних, девственно чистых дюнах истории, способен видеть каждый. Надо лишь включить фары и заглянуть в карту, которую Он дал нам более 3300 лет назад, в Его Тору.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора