Триумф инсургентов

На сей раз опросы не подвели. Накануне праймериз в Нью-Гемпшире они практически единодушно предсказывали внушительную победу миллиардера-застройщика Дональда Трампа и бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, хотя, как оказалось, несколько недооценили масштабы их триумфа.

У республиканцев Трамп получил более 35% голосов. На втором месте — губернатор Огайо Джон Кейсик с 15,9%. Айовский триумфатор сенатор Тед Круз получил 11,7%, бывший губернатор Флориды Джеб Буш — 11%. Сенатор Марко Рубио, на которого рассчитывал республиканский истеблишмент, боясь Трампа и не вынося Круза, занял всего лишь пятое место с 10,6%.

Как я уже рассказывал, харизматичного Рубио убрал на субботнем диспуте губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, который издевательски обвинил сенатора в том, что тот заучивает наизусть 25-секундные сентенции и потом ими шпарит. Рубио послушно подтвердил это наблюдение, тут же четыре раза подряд повторив заявление, что не надо думать, будто Барак Обама не ведает, что творит.

«Он прекрасно знает, что делает: он вознамерился изменить Америку, чтобы она стала походить на другие страны!» — как попугай повторял молодой сенатор. Это намерение Обамы отрицать сложно. Однако повторы Рубио выглядели ужасно, и их до сих пор крутят по всем кабельным каналам.

В своей итоговой речи в Нью-Гемпшире Рубио сам честно признал, что опростоволосился, и торжественно обещал больше так не делать. Но слово не воробей, тем более четыре сентенции подряд. Не исключают, что сенатор нанес себе незаживающую рану.

Удар, нанесенный Рубио, ничуть не помог самому Кристи, который пришел к финишу шестым и «временно приостановил свою избирательную кампанию», то есть вышел из гонки. То же сделала и Карли Фиорина, в прошлом возглавлявшая корпорацию Hewlett-Packard.

Как пишет Тимоти Ли на либеральном сайте Vox, результаты голосования в Нью-Гемпшире «были полной катастрофой для республиканского истеблишмента» и «лучшими из возможных для Дональда Трампа».

По словам Байрона Йорка из консервативной газеты «Вашингтон экзаминер», если верить экзитполам, Трамп «выиграл среди мужчин и выиграл среди женщин. Он выиграл во всех возрастных группах. В группах всех уровней достатка. Среди горожан, жителей предместий и селян. Среди людей всех взглядов. Владельцев оружия и тех, у кого его нет. Тех, кто называет себя крайним консерватором, и тех, кто называет себя людьми умеренных взглядов. Короче говоря, Трамп выиграл среди всех».

Он не только одержал сокрушительную победу в Нью-Гемпшире, пишет Ли, но и сможет теперь доминировать в Неваде, Южной Каролине и других штатах. Дело в том, что его соперники-республиканцы пришли к финишу в таком порядке, который спутал карты руководству их партии.

1455067934157

Согласно опросам, до 62% республиканцев относятся к Трампу отрицательно. Это самый высокий отрицательный рейтинг среди кандидатов партии. Поэтому есть мнение, что Трамп будет уязвим в единоборстве с любым другим республиканцем. Беда в том, что он борется не с одним соперником, а с группой. Поэтому недруги Трампа отчаянно нуждаются в том, чтобы сплотиться вокруг одного-единственного кандидата. Надеялись, что такого кандидата произведет Нью-Гемпшир. Не получилось.

Джон Кейсик, занявший второе место, хорошо показал себя в Огайо, сбалансировав его бюджет. Но, на вкус многих республиканцев, он стоит на слишком умеренных позициях. Что куда важнее — у него нет ни достаточной походной казны, ни людей на местах, чтобы бороться с Трампом на просторах всей страны. Трамп тем не менее относится к нему серьезно и, возможно, не случайно коверкает его фамилию, произнося ее как Кейсич. Но, быть может, дело просто в его неосведомленности.

По мнению Ли, наиболее сильным противником Трампа является сенатор Круз. Беда в том, что его недолюбливают товарищи по партии, которые сомкнут ряды вокруг него лишь в том случае, если исчерпают все другие варианты.

Джеб Буш был поначалу фаворитом истеблишмента, но бездарно растранжирил это преимущество и кучу денег. В Нью-Гемпшире, например, его предвыборный штаб истратил 36 млн долларов, но Буш не смог прийти даже третьим. Круз, для сравнения, потратил несколько сот тысяч.

Картина для недоброжелателей Трампа безрадостная. Партактив республиканцев не сумел ее предвидеть, поскольку ему до сих пор не попадались сторонники застройщика. Так, во всяком случае, показалось тому же Йорку, который посетил в конце января собрание республиканской элиты Нью-Гемпшира. Трамп был фаворитом с конца июля и в тот момент опережал своих сторонников в этом штате почти на 20%. Журналист опросил многих присутствующих, и большинство из них сказали ему, что лично не знают никого, кто бы поддерживал Трампа.

«Страшно далеки они от народа», — мог бы заключить Йорк, который потом повстречал в Нью-Гемпшире многих фанатов застройщика и не переставал дивиться разнообразию персонажей. Эмиссаром Трампа в одном графстве была, например, Алексис Чипаро, которая четыре года назад являлась членом ультралевой организации MoveOn.org и голосовала за Обаму.

Прогнозы оправдались и у демократов, у которых самопровозглашенный вермонтский социалист, 74-летний сенатор Берни Сандерс, разгромил Хиллари Клинтом со счетом 60,4 : 38 — в основном благодаря своему баснословному успеху среди молодежи. Большинство наблюдателей тем не менее продолжают ставить на Хиллари, поскольку на очереди теперь голосование в штатах, которые ей благоприятствуют благодаря большому проценту нацменьшинств в населении. Многие афроамериканцы, например, по-прежнему отзываются о ее муже Билле как о первом чернокожем президенте в истории. Но нынешний прорыв Сандерса может означать, что он сумеет выйти за пределы своей группы поддержки, то есть белых либералов.

Хиллари Клинтон признала поражение на нью-гемпширских праймериз
Хиллари Клинтон признала поражение на нью-гемпширских праймериз

Демократы голосуют в Неваде 20 числа, а в Южной Каролине, где Хиллари ведет со счетом 62 : 33, 27 февраля. Республиканцы голосуют в Южной Каролине раньше демократов — 20 числа.

Сандерс, чью кандидатуру долго считали безнадежной все, включая его самого, в последнее время вошел во вкус предвыборной борьбы. Был период, когда он мог утешить Хиллари на диспуте, что скандал по поводу секретной информации на ее частном сервере, которым занимаются десятки следователей ФБР, никого не волнует. Сейчас, когда дела у него пошли на лад, он Хиллари больше не утешает. Сандерс критикует соперницу, в частности за то, что она принимает щедрые пожертвования на свою избирательную кампанию у акул Уолл-стрит. Сам он гордо заявил на итоговом митинге в Нью-Гемпшире, что ведет кампанию лишь на индивидуальные пожертвования, что деньги ему прислали миллион сторонников, а размер каждого пожертвования составлял в среднем 27 долларов. Он повторяет эту цифру постоянно, но не по нескольку раз в один присест, как злополучный республиканец Рубио, поэтому повторы сходят ему с рук.

Как пишет Дик Моррис, бывший наперсник Билла Клинтона, разжалованный за адюльтер, выступая недавно «в полупустом спортзале нью-гемпширской школы», бывший президент США обрушился на Сандерса за лицемерие и заметил, что тот тоже берет деньги за свои речи. Это правда, пишет Моррис: в 2013 году Сандерс заработал на речах полторы тысячи долларов и, будучи сенатором, отдал эти деньги на благотворительность. В 2014 году он заработал больше — 1850 долларов — и тоже с ними расстался, как того требует закон.

Хиллари, с другой стороны, заколотила в тот же период более 21 млн долларов и оставила их себе, замечает Моррис, который определенно не жалует бывшую первую чету США. Причем если Сандерс выступал в телепередаче прогрессивного комика Билла Мара, в издательстве Avalon и на встрече со станочниками, то Хиллари услаждала слух сотрудников финансовой конторы Goldman Sachs, крупных банков и фармацевтических компаний.

Таковы будни избирательной кампании, которую, по мнение большинства политологов, Сандерс все же проиграет. Для него самого и тысяч его поклонников, забивающих огромные залы на его митингах, это далеко не очевидно. На руку Сандерсу играет то, что «социализм», более полувека бывший в США ругательным словом, звучит все более привлекательно для американской молодежи, которая выросла уже после окончания холодной войны и отождествляет это понятие не с ГУЛАГом, а с уютной Данией. Поэтому в Айове за Сандерса проголосовали 84% избирателей от 17 до 29 лет. Хиллари забрала в этой когорте лишь 14% голосов. Но она вышла вперед среди айовцев старше 45 лет.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора