Ах, война, что ж ты, подлая, сделала!
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Б. Окуджава
Я уже писал о кошерных поцелуях, кошерных скандалах. Вчера вдруг решил, что самый лучший рассказ напишу о кошерной близости между мужчиной и женщиной.
Тема сегодня очень актуальная. Фрейда цитируют лекторы и даже лекторши. Я решил, найдя на русском языке один яркий комментарий, написать о женщине по имени Яэль, которую пророчица Двора называет благословеннейшей из женщин. Сравнивает ее с праматерями, которые выполняли заповеди в шатрах мужей.
Что произошло в шатре Яэль? У Сисры, военноначальника кнаанцев, чудом было уничтожено все войско. Он бежал. Так как был он символом и героем кнаанских народов, мог собрать новое войско. Чудеса – явление не массовое. Всевышний не обязан их повторять. А, судя по всему, чаши грехов и заповедей у еврейского народа были в то время примерно равновелики. Плеснёт чуть-чуть не туда… И погромы, войны, порабощение или изгнание. Яэль хитростью заманила Сисру в шатер, напоила там молоком, ослабила его силы, а после колом пробила ему голову.
Мудрецы говорят, что этот поступок, совершенный во имя Небес и во имя спасения еврейского народа, был вынужденным. Особенность величия Яэль – то, что она не получила никакого удовольствия даже от выполненной заповеди. Такое подчинение сил зла в глазах пророчицы Дворы возвысило Яэль.
Я нашел в интернете: Яэль жаловалась в еврейском суде, что она чуть не влюбилась во врага. Но, не смотря на это, выполнила свой долг.
Вдруг у меня возникла мысль, что Яэль – абсолютная праведница, ведь она ничему никому не рассказывала. Принесла военночальникам голову убитого врага (кстати, антисемита похлеще многих сегодняшних) — и никаких подробностей. Но — своим пророкам, как Дворе, Всевышний открывает сокровенные тайны.
Не знаю, прав ли я, но мне это сразу напомнило любимый фильм моей молодости :«Сорок первый». Белогвардеец попадает в плен к Красной Армии. Его поручают конвоировать в штаб девушке-снайперу, на счету которой сорок убитых белогвардейцев. Они попадают на остров, влюбляются друг в друга и думают о будущем счастье. К острову приближается корабль, они радуются, он бежит навстречу. Она понимает, что это белогвардейский корабль, стреляет в своего любимого. Говорит: «Сорок первый!» и с диким криком «Синеглазенький мой» бросается обнимать труп своего классового врага. Ее первой и единственной любви после революции.
Какая же подлая вещь – война, если женщины убивают своих любимых!
Вдруг я опомнился. Ведь написано в Талмуде: «Все знают, зачем невеста входит под балдахин, но сквернословящему об этом обращают во зло 70 лет, даже если эти 70 лет записаны ему во благо».
Сама праведница Лея только за то, что, проявив упование, по закону обратилась к своему мужу, чтобы он пришел к ней ночью,- была наказана за свой поступок тем, что изнасиловали ее дочь. Даже несмотря на то, что Лея зачала в ту ночь праведника и великого мудреца Торы Иссахара!
Поэтому писать о том, зачем Мадонна изучает кабалу, или про то, что старик Фрейд – не пророк; изображать, будто я понял, что творится в шатрах праведниц – я никогда не буду. Хотя — я не пророк, не сын пророка, семидесяти лет, записанных во благо, наверное, не имею. И растрачивать особо нечего.
Однако есть нечто, что всё-таки меня беспокоит. Настолько, что приходится забираться в рискованные пограничные области. Говорят, что любовь раскрывает глаза человеку (или же — затемняет, всегда есть выбор) и делает его способным прозревать сокрытое от других многих. Наверное, любовь к Создателю и к людям есть самая сильная творческая энергия? И быть может, именно она — основа мудрости и пророчества? Даже, если перевёрнута ко злу! Злодей и распутник пророк Билам хотя бы одного на свете сильно и преданно любил — себя самого.
Ещё — говорится, что наилучшая тшува, возвращение ко Всевышнемуиз любви обладает такой мощью, что даже прежние преступления делает подобными исполненным заповедям. Наверное, правильнее было бы сказать иначе: Творец, бесконечно и бескорыстно любящий, с радостью «переворачивает» знак прежних поступков — ведь они привели, пусть и кривым путём, человека к самому на свете дорогому — любви! А тому, кому достаётся ласковый взляд Владыки всяческой мудрости — может быть, открывается и иные стороны бытия? Хотя бы такой вот общеизвестный пример: любящие люди часто чувствуют, когда с их любимым случается беда — даже, если их разделяют материки. Родители о детях, дети о родителях…
Поэтому, как перед человеком творческим, передо мной всегда стоит вопрос. Видя сверхъестественные способности некоторых людей, я гадаю, что это – поцелуй Б-га или какая-то заслуга самого человека? А может быть, одно неразрывно связано с другим?
С некоторыми «кошерными колдунами» я близко знаком. Они мне помогают ориентироваться в чисто земных вещах. Мистику, в отличие от меня, не все любят. Поэтому я решил выспросить у своего раввина, как относиться к людям, обладающим сверхъестественными способностями. Уточнил персонально. Рав спросил меня: «Он мудрый?» Я ответил: «Да». – «Прямойчеловек? Он пострадал за хорошее дело?» — «Да и да». – «При всем при этом он скромный?» — «Да». – «Все это черты Всевышнего и обладателям этих свойств он дает особые способности. Так что благодари Б-га за такие подарки».
Сейчас я хочу привести пример другого «колдуна» над своей душой – Булата Окуджаву. Он мудрец, пострадал от Советской Власти за то, что разрешил публикацию в «Литературной Газете» поэмы Евтушенко «Бабий Яр». Человек прямой. Как писал его ученик Высоцкий, «не единою буквой не вру». Он, сын «врага народа», в 17 лет добровольцем ушёл на войну, чтобы защищать людей. Ну а без скромности человек станет воспевать самого себя и забудет о Б-ге.
Так что «кошерные колдуны» в природе бывают. Надо только соблюсти условия моего раввина: мудрость, прямота, готовность пострадать за хорошее дело. А главное – скромность. Ведь самый великий «кошерный колдун» Моше Рабейну был и самым скромным из живущих на земле. И так любил людей, что ради них готов был лишиться не только жизни земной, но и вечности. А он-то хорошо понимал, что это такое!