на месте (но в феврале командование на два года перейдет к итальянцам), а итальянцам – руководство военно-стратегическим звеном, которое будет руководить из Нью-Йорка, располагаясь в штаб-квартире ООН. Двойственное командование миссией, которое будет опираться на два контингента, французский и итальянский, численностью 2 тыс. человек каждый. Ситуация изменилась в 20:00, когда Ширак выступил с обращением к нации. Первая реакция – вздох облегчения: французы в игре, наконец можно идти дальше. «Теперь, – говорит министр обороны Италии Артуро Паризи, – есть все предпосылки, чтобы начать действовать. Мы считаем очень позитивным решение Франции. Миссия продолжает оставаться рискованной, но необходимой». Итальянцы уверены: европейских партнеров убедила твердость Проди. Перед лицом стремительного изменения ситуации, после преодоления некоторого разочарования предшествовавшими шагами французов и сомнений, высказанных испанцами по поводу военно-дипломатических способностей итальянцев, быстрое изменение претерпевает и позиция Италии. Вновь всплывают сценарии, которые были отметены в период французской «потери речи». Так вот: Италия настаивает в ООН на создании командной цепочки более эффективной, чем использовавшаяся ранее «голубыми касками» . На практике это означает создание своего рода генерального штаба – с современным оборудованием, с подготовленным персоналом – для оказания поддержки командованию на месте (в Ливане). Поскольку идея – чисто итальянская, Рим хочет возглавить эту структуру. И это приведет к двойному командованию. «Генерал Ален Пеллегрини возглавляет UNIFIL и будет продолжать оставаться командующим, пользуясь сильной поддержкой генерального секретаря, – заявил вчера пресс-секретарь генерального секретаря ООН Стефан Дужаррич. – Он провел чрезвычайно важную работу».
Но (француз) Пеллегрини должен будет подчиняться генералу более высокого ранга – итальянцу. Когда? Секретариат Кофи Аннана полагает, что это произойдет, как только будет созданj военно-стратегическое звено. Тот же генеральный секретарь осознал, что миссия в Ливане рискует провалиться еще не начавшись, если права и обязанности будут слишком ограниченными, а командная цепочка увязнет в лабиринтах бюрократии. Поэтому был подготовлен доклад Совету Безопасности о создании при военном отделении Департамента миротворческих операций ООН той самой «стратегической ячейки», которая будет укомплектована сотрудниками ООН и усилена высокопоставленными офицерами «из стран, выделивших самые многочисленные контингенты» и перед которой будет стоять задача «военного руководства многонациональным контингентом на стратегическом уровне».
Но французы пока не дали окончательного ответа: «Поговорим об этом в предстоящие недели». Некоторые итальянские генералы также не скрывают своих сомнений: «Это должен быть самый настоящий генеральный штаб, а не комнатка с географическими картами на стенах». Италия, кроме того, требует более четко обрисовать ее роль на политическом фронте. Итальянцам очень бы понравилось, если бы их соотечественник стал эмиссаром Кофи Аннана на Ближнем Востоке. В настоящее время, как известно, этот пост занимает норвежский социолог Терье Род-Ларсен. Будет видно. Переговоры начались.
В министерстве обороны ситуация мгновенно изменилась. От нервозного ожидания там перешли к оперативной фазе. В состоянии повышенной готовности находится бригада морских пехотинцев, в состав которой входят бойцы полка San Marco и полка Serenissima – 800 солдат, которые могут быть в кратчайшие сроки на военно-морских кораблях доставлены к месту назначения. Но это легкая пехота, идеальная лишь на самом начальном этапе первой волны наступления. В дальнейшем их сменят военнослужащие из кавалерийской бригады Pozzuolo del Friuli, имеющие в своем распоряжении надежные бронированные средства Centauro, которые прекрасно подходят для перемещения по открытой местности. «Вооруженные силы, – говорит заместитель министра обороны Лоренцо Форчиери, – готовы. Существуют различные технические варианты, но решение должно принимать политическое руководство. В любом случае, всем должно быть ясно, что мы никогда не выдвигали предварительных условий по командованию. В отношении условий пребывания контингента – да. Что касается командной цепочки, она должна действовать».
Опубликовал: