– Как-то я работала бебиситером у одной женщины, которая удочерила девочку из Азии. Женщина еврейка, а новорожденная нет. Какой национальности в данном случае девочка?
Юля
– Законы Торы не делают различий по цвету кожи или этническому происхождению. Расизма в еврейской традиции нет. Разница между евреем и неевреем только в одном: у еврея есть «дополнительная еврейская» душа. По сути своей, эта душа – потенциал осознания Торы. Передается она по материнской линии. Или обретается в результате пройденного по всем установленным Торой правилам процесса гиюра. А теперь – о ситуации, которую Вы описываете.
Удочеренная девочка, конечно же, нееврейка (дополнительной души у нее нет). И может стать еврейкой, если пройдет гиюр (в возрасте 14 – 16 лет – раввинский суд установит это индивидуально). В любом случае ни цвет ее кожи, ни разрез глаз не будут иметь никакого значения.
У этого ребенка может возникнуть другая, очень серьезная проблема. Если женщина, удочерившая девочку, не живет по еврейским законам: не соблюдает субботы и кашрута, не ходит в синагогу – о каком гиюре ее приемной дочери может идти речь? Очевидно, что всерьез задуматься о гиюре эта девочка сможет уже совершеннолетней и станет жить самостоятельно.
К сожалению, на практике мы наблюдаем, что очень многие израильтяне, усыновив (удочерив) ребенка из другой страны (нынче «в моде» привозить детей из Бразилии, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы), всеми правдами и неправдами стараются приобрести документ о «гиюре», хотя сами не «обременены» ни еврейским мировоззрением, ни еврейским образом жизни.
А в результате в среде нашего народа увеличивается число «скрытых неевреев». И это – отнюдь не безобидный факт. Трагичность этого явления, как уже было сказано, не имеет ни малейшего отношения к цвету кожи, разрезу глаз и любым другим «признакам» этнического характера. Она обусловлена исключительно отсутствием еврейской души, что приводит к понижению общего духовного потенциала нашего народа. Чтобы закончить свой ответ на оптимистической ноте, замечу: исправлять ситуацию надо всем нам. И мы сможем это делать, если будем сознательно работать над повышением духовного уровня народа Израиля.