Неожиданный исход голосования в Айове нанес удар по престижу авторитетных политологов, которые на сей раз просчитались.
Легендарный эксперт Нейт Силвер, который одним из немногих верно предсказал результат президентских выборов 2012 года и с тех пор основал широко цитируемый политический сайт FiveThirtyEight, заявил накануне кокусов, что, по его выкладкам, миллиардер Дональд Трамп имеет 54-процентный шанс на победу, а сенатор Тед Круз — 33-процентный.
Эталоном айовских опросчиков считается пожилая Энн Зельцер, которая несколько десятилетий изучает общественное мнение для главной местной газеты «Демойн реджистер». Результаты последнего она объявила в субботу в 17:45 по местному времени в радиостудии, которую агентство «Блумберг» оборудовало в демойнской гостинице Marriot, сделавшейся неофициальным журналистским штабом.
Как писала «Нью-Йорк таймс», выступления Зельцер ждали, затаив дыхание, поскольку принято считать, что ее опросы имеют почти аптечную точность. Они предсказали уверенную победу республиканца Трампа и демократки Хиллари Клинтон.
Два дня спустя Трамп с треском проиграл, а Клинтон победила, но со скрипом и с микроскопическим перевесом. На шести избирательных участках ее сторонники и болельщики самопровозглашенного вермонтского социалиста Берни Сандерса разбились на абсолютно равные группы. Выход из ничьей был найден подбрасыванием монетки.
Было общим мнением, что если на кокусы в этот раз придет много избирателей, которых раньше туда нельзя было заманить калачом, то это сыграет на руку инсургентам, то есть, прежде всего, Трампу и Сандерсу. Явка оказалась рекордной. Например, если в 2012 году на кокусы пришли около 120 тысяч республиканцев, то сейчас явились больше 180 тысяч.
Беда Трампа в том, что среди новых избирателей, которые пришли голосовать в большей степени благодаря ему, было не только много его обожателей, но и, очевидно, немало его недоброжелателей.
Кому-то из айовцев не понравилось, что Трамп самонадеянно проманкировал последним диспутом со своими соперниками. Кто-то, возможно, не простил ему того момента, когда Трампа начал теснить в прошлом году в Айове нейрохирург Бен Карсон и миллиардер в сердцах публично обвинил айовцев в глупости. Кто-то считает его вульгарным хамом.
Так или иначе, наплыв новых избирателей помог не столько Трампу, сколько другому республиканскому инсургенту — сенатору Крузу, который, по общему мнению, умница, блестящий спорщик и тонкий стратег. Его беда в том, что он далеко не шармер. Круз также весьма непопулярен среди руководства своей партии, считающего его смутьяном и узревшего в его крайне консервативных взглядах опасность того, что он сделается вторым Барри Голдуотером.
Сенатор Голдуотер, автор книги «Совесть консерватора», баллотировался в 1964 году в президенты, но потерпел сокрушительное поражение от демократа Линдона Джонсона. Умеренное крыло Республиканской партии было уверено, что Голдуотер оттолкнул избирателей своими чересчур правыми взглядами.
Консервативные республиканцы, с другой стороны, объясняют последние поражения своей партии на президентских выборах в первую очередь тем, что она выставляла слишком умеренных кандидатов, таких как Боб Доул, Джон Маккейн или Митт Ромни.
Сын пастора Круз ориентировался на многочисленных в Айове евангелистов, пересыпал свои речи цитатами из Святого Писания и задействовал в своей избирательной кампании десятки священнослужителей.
Евангелисты, которые в этом году составили 64% избирателей Айовы, не подвели. Круз забрал 34% их голосов, а Трамп — лишь 22%. 21% достался сенатору Марко Рубио, который, вопреки прогнозам, набрал изрядное число голосов и наступил Трампу на пятки. Республиканский партактив давно видит в Рубио спасение от Круза, а тем паче от Трампа и теперь сплотится вокруг него еще теснее.
Как заметил консервативный журнал «Уикли стэндард», еще одна оплошность политических предсказателей была в том, что они не ожидали такого наплыва евангелистов на кокусах.
Следующее голосование состоится 9 числа в Нью-Гемпшире, известном в США как «гранитный штат» и имеющем более светское население, чем Айова. Там Крузу придется труднее, тем более что Трамп лидирует в этом штате с гигантским отрывом, который он сам оценивает в 28%.
Было время, когда безусловным фаворитом среди республиканцев считался Джеб Буш. Он получил сейчас 2,8% голосов, конкретно 5165. Как заметил леволиберальный телеканал MSNBC, он истратил в Айове 14,8 млн долларов. Иными словами, каждый голос обошелся ему в 2884 доллара.
74-летний Сандерс, который характеризует себя как демократического социалиста, заявил, что считает результат кокусов своей победой, и отметил, что в мае прошлого года он отставал от Клинтон на 50%.
До сих пор общим местом было то, что неухоженного на вид социалиста с сильным нью-йоркским акцентом, который режет слух части провинциалов, никогда не выберут в президенты.
Публицистка Молли Болл описывает в либеральном журнале «Атлантик», как лауреат «Оскара» актриса Сьюзан Сарандон доказывала при ней демократам айовского городка, что это представление неверно.
«В прошлый раз народ Айовы не послушал машину, — говорила Сарандон, имея в виду пропагандистский аппарат истеблишмента. — Вам говорили, что чернокожего со странной фамилией никуда не выберут. Ну сейчас мы снова столкнулись с машиной».
По словам Болл, в глазах актрисы вермонтский сенатор, который призывает на митингах к «политической революции», является Бараком Обамой образца 2016 года.
Проблема в том, что если Обама звучал умеренно и апеллировал к людям разных рас, то Сандерс — левый догматик и популярен в основном среди белых либералов. Неясно, сможет ли он тягаться с Клинтон в Южной Каролине, где у демократов голосование состоится 27 февраля. Большинство тамошних избирателей составляют афроамериканцы, у которых давняя слабость к семейству Клинтон. 1 марта голосуют сразу несколько южных штатов со значительным афроамериканским населением. Принято считать, что это еще один брандмауэр, защищающий Хиллари от Сандерса.
Разум велит многим демократам ставить на Хиллари, у которой, по их мнению, больше шансов победить республиканца на всеобщих выборах. Но их сердца тянутся к Сандерсу, который воплощает протестные движения 60-х и импонирует Демократической партии, сильно полевевшей в последние годы.
Но немало демократов считают, что республиканцы выставили в этом году никудышных кандидатов, и уверены, что любой демократ их уничтожит. Почему бы тогда не выдвинуть человека по велению сердца, раз он все равно победит?