В прошлом материале я написал о том, как Всевышний свел меня с выдающимся русским ученым и педагогом Владиславом Ивановичем Редюхиным, неевреем, живущим сейчас в России.
Я писал о том, что мы с ним совместно исследуем множество важных тем, в том числе изучаем еврейские знания, включая Тору, еврейский календарь и каббалу.
Некоторые читатели меня спрашивают, насколько уместно нам, евреям, выносить свои знания вовне, не могут ли нам навредить подобные контакты с нееврейским миром, представители которого не могут полноценно понять все еврейские особенности, оставаясь внешними наблюдателями.
Настало время пролить свет на этот вопрос — плодотворности и опасности вынесения Торы во внееврейский мир. И прежде всего принципиально важно условно разделить нееврейскую аудиторию на две категории — массовую и элитную.
Массы и еврейский вопрос
Массовая аудитория «питается» массовой культурой, и в ее голове обычно работают штампы и программы медиапроизводителей.
Если медиа кого-то ругают, то и массы будут транслировать эти штампы, если медиа меняют гнев на милость, то и массы будут хвалить тех, кого они ругали при «прошлой политике партии». Вспомним, как благодаря пропаганде при Сталине вокруг были сплошные «враги народа», а потом выяснилось, что главным «врагом народа» был сам Сталин.
С массами должны общаться массмедиа, и, например, если «партия» (в смысле власть) сказала народу через медиа, что евреи хорошие, то и массы станут позитивными.
Кстати, сейчас и в России, и в Украине власти заинтересованы дружить с евреями и даже посылают Познера с Ургантом выстраивать позитивный имидж еврейского народа и Израиля.
Элитное общение
Второй уровень взаимодействия — это контакт еврейских и нееврейских мудрых людей (элиты). Что это нам сулит?
Тора в прошлой недельной главе «Итро» презентовала нам эту модель. Глава названа в честь крупнейшего нееврейского знатока духовных традиций. Итро был также экспертом при фараоне и обладал большим влиянием. Сама Тора в главе про дарование Торы уделяет много внимания Итро. Более того, она сообщает нам, что Итро дает Моше важные и ключевые советы и идеи. При этом Тора очень аккуратно презентует ситуацию. Итро, давая советы Моше, говорит, что тот должен «утвердить» эти советы у Б-га.
В переводе на современный язык можно сказать, что нееврейские мудрецы могут очень многим помочь в изучении Торы, но их советы и мнения необходимо принимать после критического еврейского фильтрования, анализа и осмысления.
Итак, то, что Итро показан в Торе как эксперт по разным духовным традициям, можно интерпретировать как то, что знание других традиций может обогатить изучающего Тору и каббалу. Но, прежде чем принимать, эти знания нужно пропускать через специальную «экспертную лабораторию».
Наши общения с В. И. Редюхиным проходят именно по такой схеме. Из его идей и предложений мы выбираем те, которые уместны и могут обогатить наше понимание. С другой стороны, необходимость объяснять темы мудрому, доброжелательному и любознательному нееврею заставляет нас подбирать формулировки более тщательно, используя универсальный язык. Это также развивает наше мышление. В результате каждый наш разговор становится пространством порождения новых взглядов и ресурсов.
Владислав Иванович также обладает огромными познаниями в самых современных областях изучения сознания. Это помогает нам понять то, как взаимодействует сознание с духовными текстами и концепциями. Чем больше мы познаем человека, тем глубже осваиваем мир Торы и каббалы.