Владимир Янкелевич
«И все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли его боялись»
Р. Киплинг
ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Жизнь — это прогресс, движение от варварства к высотам просвещённого духа, когда умения человека, от технологических до социальных, используются для улучшения его жизни и обустройства, усовершенствования мира.
Красивая сказка?
Этой сказкой убаюкивает себя Запад. Исламский взгляд совершенно иной. Для мусульманина золотой век ислама сменился эпохой безверия и ереси, и кульминацией этой катастрофы становится борьба «правоверных» за восстановление того «великого и прекрасного времени». Абсолютный эталон исторической личности — Магомет. Единственный путь исправления истории — восстановить власть ислама для начала там, где когда-то уже развевалось зелёное знамя Пророка. Но это для начала, а далее — везде, по всему миру.
Западные интеллектуальные элиты всё больше пасуют перед наступлением ислама. «Может дать им, то, что им хочется, и оставят нас в покое? Может все это от трудного детства? Или из-за Израиля? О! Вот и ответ! Конечно из-за Израиля!»
Этих взглядов придерживаются сегодня самые яркие, наипервейшие, выпускники элитных университетов, мыслители и философы Запада, прошедшие тёмный путь от участия в движении за социальную революцию до конформизма и вынесшие из него лишь смертный приговор своей культуре и своим народам. Интересно, у многих ли открылись глаза после новогодней ночи в Кёльне?
Бюрократическое международное «мировое правительство» — ООН, организация, основанная на прогрессивном мировоззрении, но теперь находящейся под властью левых и их союзников из Третьего мира, стала мощным рычагом регресса. Вот и приходится Премьер-министру Израиля объяснять Пан Ги Муну, что как-то некошерно поддерживать терроризм.
Так получилось, что Израиль находится в центре кипящего агрессией арабского моря. Сегодня слова «международные гарантии» отдают дурной шуткой, международные миротворческие институты политизированы и служат тем, кто платит.
Израиль просто обязан быть в состоянии дать отпор любому агрессору, нанести ему «неприемлемый ущерб». Современный мир все более походит на джунгли, но Израилю нужен мир. Как? Видимо по Киплингу: «и все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли его боялись».
SI VIS PACEM, PARA BELLUM
Готовность к войне сегодня во многом определяется способностью наносить сокрушающий удар с воздуха.
В конвенциальной (безъядерной) войне в настоящее время ВВС выдвигаются на первый план. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий. Это наглядно было показано в операции «Буря в пустыне». Наземные войска в боевых действиях почти не использовались, они вступили в сражение лишь на заключительном этапе, когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 суток, и только 4 суток наступление вели наземные войска.
Не менее ярким примером является и Вторая ливанская война. Боевые действия начались в 7 часов утра 13 июля, а к 15 июля в Ливане не осталось ни одного целого моста через реку Литани и ни одной неповрежденной автомагистрали, были уничтожены все цели, внесенные в «банк целей».
Эти примеры наглядно продемонстрировали как боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта.
Сегодня самым совершенным является боевой самолет пятого поколения. Единственным, стоящим на вооружении таким самолетом пока является F-22 «Раптор». Его приняли на вооружение в США 15 декабря 2005 года. В 2016 году на вооружение будет принят F-35. Именно его и закупил Израиль для дальнейшего развития своих ВВС.
Командование ВВС ЦАХАЛа утвердило название израильской версии истребителя F-35I. В Израиле этот самолёт будет называться «Ади́р», что значит могучий, великий, сильный.
F-35 — МАЛОЗАМЕТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК
F-35 способен наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Сочетает качестваистребителя и фронтового бомбардировщика. Основным отличием от штурмовика является способность вести маневренный наступательный воздушный бой.
Вообще-то, как правило, удары по наземным целям наносятся бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Но истребители-бомбардировщики способны действовать и без прикрытия, так как имеют маневренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО.
F-35 разработан в трех модификациях:
- F-35A — самолёт для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнёрами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырёхствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.
- F-35B — самолёт для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлёта ивертикальной посадки. В будущем должен составить основу авиагрупп новых лёгких авианосцев для высадки десанта типа «Америка».
- F-35C — самолёт для ВМС США. Он имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полётах к авианосцу.
Особняком стоит F-35I, самолёт для ВВС Израиля. Он содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения ракетного оружия израильского производства. Планируется закупка 33 F-35I с доведением их количества до 40-44 единиц к 2020 году. Первые два истребителя поступят уже в этом году.
Четырехствольная автоматическая пушка GAU-22/A калибра 25 мм с вращающимся блоком стволов специально разработана для F-35A фирмойGeneral Dynamics. Скорострельность стрельбы достигает 2700-3300 выстрелов в минуту. Уменьшение количества стволов до четырёх позволило значительно уменьшить массу — примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность. На F-35A орудие будет установлено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.
ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С ПОЛУЧЕНИЕМ F-35I?
В 1977 году в Израиль поступили первые истребители F-15. Первое боевое применение этих самолетов произошло в 1982 году. Тогда в битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Су, без единой потери со своей стороны, и смогли поразить весь мир своим превосходством. Тогда в бою израильский F-15 получил ракету Р-60 прямо в сопло одного из двигателей, был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
Оснастить его новым оружием и электроникой, да и продолжать эксплуатировать дальше. Для чего приобретать F-35I?
F-15I по-прежнему будет в составе стратегической авиации Израиля, но у F-35I свои специфические особенности, главным из которых является его малозаметность.
МАЛОЗАМЕТНОСТЬ В АВИАЦИИ
Над созданием собственного истребителя пятого поколения сегодня работают КБ России, Китая, и Японии.
В создание такой машины, в идеологию пятого поколения, в разных странах вкладываются разные принципы. Основные отличия подходов можно свести к двум направлениям — российскому и американскому.
Россия предъявляет к своему истребителю пятого поколения в качестве основного требования кроме скрытности обеспечение сверхманёвренности, то есть способности самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования.
Американцы после ряда экспериментальных исследований предпочли от этой идеологии отказаться. Это мотивировалось тем, что быстрое совершенствование авиационного вооружения, появление высокоманевренных всеракурсных ракет и новых головок самонаведения, нашлемных систем целеуказания позволяет отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Они считают, что воздушный бой должен вестись на средних дальностях, определяемых возможностями целеуказания и параметрами ракет, в маневренную стадию, к той самой «сверхманевренности» бой может перейти лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».
По американской концепции сверхманевренность перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только «излишнее» качество, но и довольно вредное. Это очень зрелищно на всяческих «показах» для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это «трюкачеством».
Надо отметить, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.
Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек — не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении «сверхманевров» резко снижают возможности пилота, и могут привести к потере сознания и аварии. Так, например, 25 марта 2009 года опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley на F-22 при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g потерял сознание и погиб.
В F-35 и F-22 снижение радиолокационной заметности позволяет реализовать принцип «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманёвренности вполне оправданным.
Но вот если это «что-то не так» происходит, то при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.
Все дело в реальности надежды видеть врага первым, избегая обнаружения, но надежда плохая опора в бою. Российский подход — что никогда не помешает иметь способность к воздушному бою — тоже достаточно обоснован. Вполне возможен момент, когда стелс-самолет будет вынужден вступить в бой, и тогда суперманевренность вступает в дело.
Отметим, что момент истины наступает в бою, а пока все это теории.
Малозаметность достигается применением специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, особой конструкцией сопла, уменьшающей тепловую заметность, размещением оружия внутри корпуса и рядом других методов.
Форма корпуса самолёта очень важна, чем больше в ней прямых углов, тем легче отражается от него сигнал РЛС, а значит — тем больше его ЭПР, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛ сигнал от неё не отражался, а рассеивался. Таким приёмом значительно уменьшается ЭПР, а значит — и дальность обнаружения цели.
Сравнение самолетов по этому параметру производится по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР — Radar cross-section) в различных диапазонах.
Сайт globalsecurity дает следующие данные ЭПР:
Объект | ЭПР в кв. метрах |
B-52 | 100 |
B-1 (A/B) | 10 |
F-15 | 25 |
Су-27 | 15 |
МиГ-21 | 3 |
F-16 | 5 |
F-16C | 1.2 |
человек | 1 |
F-18 | 1 |
Typhoon | 0,5 |
Томагавк КРМБ | 0,5 |
F-35 / JSF | 0,005 |
F-117 | 0,003 |
F-22 | 0,0001 |
То есть ЭПР истребителя F-35 примерно равен размерам мяча для гольфа, а F-22 — размерам металлической бусинки.
Малозаметность F-35 и F-22 имеет разное назначение. F-22 малозаметен, чтоб с бо́льших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может «работать» по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.
Данные по ЭПР приведены для радаров сантиметрового диапазона. При применении радаров дециметрового диапазона ЭПР возрастает, а при использовании радаров метрового диапазона появляется возможность надежно обнаружить стелс-самолет. Применение таких радаров ограничивается размерами их антенн, чем меньше длина волны радара, тем меньше антенна, что важно для мобильных средств ПВО.
В любом случае стелс-технология на самом деле не плащ-невидимка. Так в 1999 году сербской зенитной батареей был сбит стелс-истребитель американских ВВС F-117 . Сербы использовали устаревшую российскую РЛС метрового диапазона П-18 «Терек» и советский зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование комплекса — «Печора»), разработанный в период с 1956 по 1961 годы. Эта техника оказалась в состоянии сбить F-117 в течение 18 секунд после обнаружения.
Понятно, что абсолютной незаметности не бывает, она всегда привязана к конкретным типам радаров вероятного противника и его ракетной технике. Но могут быть и сюрпризы.
УЧАСТИЕ ИЗРАИЛЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ F-35
Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Большую часть средств получили концерн «Израильская авиационная промышленность» (ТАА), производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов. В то же время множество малых и средних фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками ТАА и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все выделенные для него 75 машин, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.
Сегодня, во всем мире только три предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI — израильский концерн Israel Aerospace Industries, на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 млрд долларов США и должна произвести 811 пар крыльев для «Локхид Мартин».
Израильская компания Elbit Systems, специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений, будет производить шлемы пилота для истребителей F-35C совместно с американским партнёром, компаниейRockwell Collins.
Это шлем позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения как бы «видеть через кабину» самолёта. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на щиток шлема пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полёта, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Это и делает фактически самолёт «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз лётчика.
Для подготовки пилотов разработан уникальный тренажер-симулятор.
Этот уникальный симулятор сочетает в себе ряд компьютеризированных методов подготовки и обучения, которые максимально реалистично имитируют весь массив задач, которые предстоит выполнять пилоту.
.
ИЗРАИЛЬСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
После прибытия F-35I в Израиль, израильские специалисты установят на них целый ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Дооборудование будет очень значительным и существенно увеличит возможности самолета для ведения боевых действий против вероятного противника или для обеспечения регионального сдерживания.
Одновременно идет модернизация остального парка ВВС.
В январе первый израильский C-130J Super Hercules, израильское наименование «Шимшон» вполне соответствует его силе, перелетел на завод «Lockheed Martin» в Гринвилле, США, для установки специальных систем. Второй аналогичный самолет так же прилетит на модернизацию в этом году. Третий самолет, который получил Израиль в августе 2015 года и те, которые еще придут, поступят со всеми необходимыми устройствами.
Израиль завершил программу модернизацию парка тяжелых вертолетов Sikorsky CH-53, в ВВС Израиля названные «Yasur» («Альбатрос»). Обновление включает добавление новых операционных систем и авионики, а также защиту и поддерживающий ремонт планера.
ВВС Израиля намерены провести модернизацию истребителей-бомбардировщиков F-15I и истребителей F-16I. Каким именно доработкам будут подвергнуты самолеты, ВВС Израиля не уточняют. Известно только, что на самолеты, помимо прочего, планируется установить новые радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой и обновленные системы защиты от зенитных ракет.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РЕГИОНАЛЬНОМ СДЕРЖИВАНИИ
Ситуация вокруг Израиля безусловно меняется. Нет единого блока враждебных арабских стран, угрозы исламского фундаментализма подталкивают арабские монархии к сотрудничеству с Израилем.
В силу своего географического положения Израиль является интегральной частью Ближнего Востока, и зачастую неформальные связи с государствами региона крайне важны. Эта идея нашла свое практическое выражение в израильской концепции «периферийного альянса», суть которой сводилась к необходимости поиска союзников во враждебном окружении, что имеет не много прецедентов в современной мировой практике.
Наиболее яркими примерами такого рода взаимодействия являются израильско-египетские и израильско-саудовские отношения. Но все это не фундаментальные изменения, а реакция на ситуацию сегодняшнего дня. Демократия у арабов осталась прежней: «Один человек, один голос, один раз».
Угрозы Израилю не снижаются, они меняются, но остаются такими же серьезными. Это сохраняет актуальность израильской военной доктрины: Израиль должен превосходить любой противостоящий ему блок арабских государств качеством вооружений, а также уровнем боевой подготовки военнослужащих.
Именно этой цели служит пополнение парка ВВС Израиля новыми машинами F-35I.
Глава Пентагона Эштон Картер заявил, что «Израиль будет первым и единственным в регионе обладателем стелс-самолетов F-35».
В условиях, когда в регионе у Хизбаллы и Ирана появятся современные системы оружия российского производства, для F-35I работа будет.
А смогут ли наши соколы взлететь со своих баз и аэродромов, которые без сомнения уже давно зафиксированы, как радарами, так и из космоса, а вся страна, как с Юга, так и с Севера насквозь простреливается ракетами, даже на уровне возможностей террористов.