Продолжение. Начало тут
Преемники Омара продолжили арабскую экспансию на запад, они прошли вдоль северного побережья Африки и в 90-х годах VII века вторглись в царство берберов — Магриб. Там проживал уже с давних пор многочисленный и зажиточный еврейский клан Кагина, вожди которого властвовали над местными берберами. В период первого арабского вторжения царицей берберского Магриба была иудейка Кагина Дагия бинт Табинаибн Тифан.
Арабские войска под предводительством опытного полководца Xасана ибн Нумана в 694 году овладели береговой полосой Северной Африки. Берберы отступили в глубь страны, и там, в Атласских горах, царица Кагина, командовавшая их армией, умело построив свои войска, встретила арабские полчища.
Генеральное сражение произошло у безымянного источника. Арабская конница врезалась в центр боевого порядка берберов, которые по сигналу царицы расступились и, пропустив арабов в глубь кончавшегося тупиком ущелья, замкнули кольцо. Началась беспощадная сеча. В первых рядах, во главе отборного отряда еврейских воинов, сражалась сама царица. Арабы были разгромлены наголову и почти все истреблены, к побережью пробились всего несколько сотен. Но и Кагина, получив смертельное ранение, скончалась на поле битвы, у источника. Ее подвиг стал бытующей до сих пор у берберов легендой, а источник, у которого произошла битва и умерла царица, и теперь носит ее имя — Кагина.
Это была последняя битва, в которой евреи сражались в рядах своего единоплеменного войска. Во тьме веков первого тысячелетия не сыскать уже чисто еврейских боевых формирований. Загнанные в гетто, ограниченные в средствах и занятиях торговлей или ремеслами, униженные специально придуманными шутовскими одеяниями, евреи, полунищие, отмеченные к тому же специальными знаками, не воспринимались как воины, как люди, способные сражаться с оружием в руках.
Мусульмане, к примеру, запрещали им ездить верхом на лошади или верблюде — только на осле, да и то без седла. Какой уж тут воин на осле! И тем не менее исторические хроники и лаконичные, маловыразительные строки иных документов неопровержимо свидетельствуют, что евреи всегда были в первых рядах вооруженных защитников той страны, где довелось им жить. Конечно, в том случае, когда их в эти самые ряды допускали, доверяя оружие, а это бывало не так уж часто, и еще реже об этом говорилось потом и стократ реже — писалось. Вот потому-то теперь большого труда стоит отыскать письменные упоминания о фактах еврейской доблести или хотя бы об участии воинов евреев в многочисленных битвах тех далеких и темных веков.
И все-таки… В 700 году арабы, переправившись через Гибралтар, вторглись на Пиренейский полуостров, арабская конница одержала верх над христианской пехотой, и взятие мусульманами Толедо в 712 году знаменовало окончательное изгнание готов за Пиренеи. Воцарилось мавританское владычество в Испании, во времена которого евреям там жилось сравнительно свободно, и эта относительная свобода обеспечила здесь расцвет иудейской религиозной и философской мысли, науки, врачебного искусства.
Были евреи и министрами у арабских эмиров и халифов. Вместе с тем очень мало удается разыскать данных о еврейских военачальниках арабской армии, хотя есть сведения, что таковых там было, и немало, сравнительно, конечно. К примеру, есть лаконичное упоминание о том, что вестготских рыцарей в битве при Хересе в 711 году наголову разгромила мавританская легкая конница, которой командовал иудей Каула ал-Нахуди, полководец эмира аль-Хурра.
И еще одно свидетельство дошло до наших дней из 788 года. Именно тогда тунисский эмир имам Идрис отложился от Багдадского халифата, и халиф, узнав об изменнике, немедля послал весьма сильное войско в непокорную страну. Имам Идрис знал, конечно, что халиф не оставит его в покое, но надеялся очень на своего высокоталантливого и многоопытного полководца Вениамина бен Иошафата, иудея по крови и по вере. И тот не подвел своего благосклонного властителя. Вениамин бен Иошафат весьма хитроумно рассчитал план сражения, и, поскольку его глубинные лазутчики своевременно донесли о количестве и боевом порядке халифской конницы, он сумел упредить ее в развертывании и ударил первым.
Конница халифа была еще на марше, и нападение сплоченных рядов тунисских войск было неожиданным и гибельным. Разгром получился невероятный. Знаменательно, что полководец выставил перед арабами один-единственный полк, пехотный, целиком сформированный из евреев — жителей Бизерты. И арабы попались на приманку, всей массой навалились на пехоту. Но евреи выдержали удар лихих наездников. Они стояли каменно, выставив длинные копья, и, когда на арабов обрушилась тунисская конница, контратаковали сами. Хоть и потеряли больше половины из тысячи бойцов, но не подвели земляка. Эмир Идрис в награду за доблесть и самопожертвование даровал евреям вечное владение городом Бизертой. Насчет вечности он, конечно, хватил, но уж больно хотелось этому властелину отблагодарить таких мужественных воинов…
Хазарский халифат
В середине VII века на обширных территориях Северного Кавказа и Нижнего Поволжья зародилось могучее государство — Хазарский халифат. Хазары были мирным и многочисленным племенем тюркского происхождения, и зачатки государственности у них были от тюрок Центральной Азии, которые правили ими, составляя военную и государственную элиту.
Однако начиная с VIII века в Хазарии стало появляться все больше евреев. Собственно, имелось там две ветви еврейских поселенцев. Еще в IV веке многочисленные беженцы из Персии, после разгрома восстания Маздака, поселились на территории нынешнего Дагестана. Среди них было немало евреев из той же Персии. А в VIII веке к ним присоединились беженцы из Византии, где евреи в то время подвергались жестоким преследованиям. В их числе было немало раскольников, тех, кого в наше время называют караимами.
Среди местных малоразвитых племенных объединений евреи весьма быстро приобрели немалые вес и влияние. Уже вскоре после того, как в Хазарии собралась тысячная община, они стали контролировать почти всю торговлю, ремесленные промыслы и межгосударственные отношения, постепенно вытеснив тюрок из этих отраслей и структур.
В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему экономическому и интеллектуальному могуществу прибавило и политическое. Власть тюркских ханов была ими низложена, и верховным правителем — каганом — стал еврей Обадия Первый, изгнавший из страны восточных тюрок, составлявших основную силу в военном отношении. При этом он опирался на воинские формирования, составленные из евреев, печенегов и огузов. Военные действия против тюрков, пытавшихся вернуть себе утерянное влияние в каганате, продолжались почти 20 лет. Тюрки были окончательно разгромлены и почти полностью истреблены, а те, кто сумел спастись, отступили на территорию нынешней Венгрии.
Необходимо особо подчеркнуть, что военное руководство борьбой с тюрками осуществлялось еврейскими военачальниками как в виде общего управления всеми вооруженными силами каганата, так и в виде командования чисто военными формированиями. При этом территория каганата сильно выросла и распространилась почти на все Восточное Причерноморье, включая Терек, Кубань, Таврию и Крым.
Еврейские правители Хазарского каганата почти непрерывно проводили военные операции, стремясь расширить его территорию, прежде всего на юг и запад. Для этой цели использовались главным образом иностранные наемники, так как собственно хазары были народом мелкорослым и невоинственным. Наемники призывались из воинов так называемого Гургана, земли которого простирались на восток от Каспийского моря. Отряды, руководимые еврейскими полководцами, одержали немало побед над огузами, проживавшими у реки Яик, над сабирами у реки Донец, над буртасами на Каме и Сакмаре. Эти народы были обращены в данников Хазарского каганата.
Марк Штейнберг
Окончание тут
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий»