Сидит мужик на дереве, рубит сук, на котором сидит. Проходит мимо другой: «Что ты делаешь, упадёшь же!» — «Проходи, не мешай работать». Ещё удар — сук ломается, мужик падает. Вскочил и грозит вслед уходящему кулаком: «У, колдун проклятый!»
Сей длиннобородый анекдот приходит мне на ум столь часто, что решил наконец поделиться им с драгоценным читателем. Тем более оба вида деятельности — трудовая и критико-аналитическая — так в народе популярны…
Древний пророк печально констатирует: говорить прямо бесполезно. Но лишь: «слово за словом, намёк за намёком… Коверкая речь, затемняя язык… Нет, чтобы сказать просто…» Он пробовал, не слушают. У всех свои «высшие понимания» и жизненные позиции.
Ваш покорный слуга, к несчастью, не пророк. Так себе, рядовой необученный, «два солдата из стройбата заменяют экскаватор». И оттого убедиться в бесполезности прямой речи пока не сподобился.
Давайте, попробую-ка ещё разок, а ты, милый читатель, уж коли особо занедужится, отыщи мою физиономию в Интернете, принтером отпечатай, повесь в сарае на стеночку — и пуляй себе в неё. Хоть из рогатки, хоть, как было до исторического материализма, слюной. Говорят, помогает.
Итак, начнём. По сайтам и периодике, из речуги министра в поэму посла-консула блуждают ветвистые обороты. За то они, как несправедливо нас, евреев: там не любят, здесь хочут обидеть, те науськивают, а энти прямо с ножиками и автоматами-ракеточками-бутылочками напрыгивают. Какие они всё-таки бяки-закаляки и что делать так нехорошо.
Видеть фотографии похорон, чудесные лица убитых, плачущих детей и грозно возглашающих премьеров — увольте, лично мне настолько тяжко… У кого сердца, быть может, поменьше, тот грозные реляции живописует и панацеи от бедствия и террора типа «всех замочить!!» или «воспитать личным примером!!» — на Всемирной паутине подвешивает. Я этого не могу. Слёзы мешают.
Мне, некогда написавшему песню «Молитва о прекращении террора», которая покуда, увы, не работает, да и не особо народным массам приятной кажется — просмотров её пара тысяч, а кое-какие мои прибауточки на десятки и сотни тысяч тянут, — всё неймётся. Мне мечтается найти средство понадёжнее. Ибо от того, что ты в тысячный раз грозно пролаешь: «Интифада — это джихад!», «ИГИЛ — злыдень!» или «Радикальный ислам виноват!» — во рту слаще не станет. И ещё, извините, от всей этой пустобрешности, которая едино тем и полезна, что отвлекает от плача и страха и успокаивает нервы по типу грохочущей музыки, лично у меня уши давно завяли.
Здесь вы можете перелистнуть страницу, поскольку отныне говорить я намерен о том, чем нынешние бедствия являются с точки зрения Торы. В силу, разумеется, моего весьма ограниченного понимания сей позиции.
Общеизвестно, что бедствия перед приходом Машиаха названы «родовыми схватками». С тем, что сейчас эпоха «эквита демашиха», «пятка Машиаха» — в смысле падение морали мира перед самым Освобождением, — согласны, насколько могу судить, все мудрецы Торы. Что уже само по себе есть чрезвычайное чудо для каждого, кто знаком с нашим «жестоковыйным» и во всём искренне желающим доползти до самой сути племенем. Так что, хотя бы из уважения к чуду, примем сиё как данность.
А теперь давайте помчимся галопом по общеизвестному, не прибегая даже к столь популярному, выгодно продаваемому средству, как каббала. Сказано в самой Торе, что «за то, что вы гневили Меня не-богом, Я буду гневить вас не-народом, народом-извергом буду Я мучить вас». Подбавим в кастрюлю: «Эсав (столицей которого сперва гора Сеир была, затем город Рим) ненавидит Якова». Размешаем ложечкой с гравировкой: «Ишмаэль (прародитель бедуинов, шире — мусульман) — дикарь-человек, рука всех на нём, рука его на всех». Подсолим из солонки: «Почему он назван Ишмаэль (услышит Б-г)? Потому, что его потомки будут так в конце времён мучить детей Израиля, что они возопят к Б-гу — и услышит Б-г». В качестве специи прыснем в варево: «Я вас бью — а (вы говорите, что) вам не больно, и вынуждаете Меня (чтобы разбудить) бить ещё сильнее». И наконец, чтобы сделать суп современности понаваристей, растопим в нём замороженное: «Не придёт сын Давида (Машиах), пока не исчезнут лицемеры в народе Израиля». Назовём же мы итоговую солянку вполне традиционно: «Я — Б-г ревнивый… славы Моей не отдам идолам». Кушать подано.
Чего же вы, милейшие, с такой кулинарией хотите? Давайте поэкспериментируем. Повернёмся спиной к Книге книг, станем шельмовать «пейсатых» и «диких жуликоватых раввинов». На сей мудрой основе «мы наш, мы новый мир построим», в коем «кто был ничем» (в смысле ума и праведности), «тот станет всем». В собственных глазах для беспардонных массмедиа.
Дальше — воспитаем поколения, в чьи головы вбито «отделение религии от государства» и кому куда привычней «Плейбой», чем псалмы. Сделаем вид, что Б-га нет, не было и не предвидится. Начнём поклоняться «мне и силе руки моей», смиримся с беспределом аморальности и бессовестности; слюбимся с грязной склокой политиканов, где вчерашнего «друга и соратника» завтра клеймят чем под руку попадёт. Отвергнем как «расистский» термин «избранный народ» — и также величайшую ответственность, за этим понятием стоящую. Вырастим своих, незалежных еврейских антисемитов, которые при слове «Тора» хватаются за пистолет или клавиатуру с видом разящего презрения. Разделим народ на партии, группки и тусовки. Приплюсуем сюда: «мы народ, как все народы» (хотя нет, не как все — на 3 еврея 5 мнений и двести десять маханий руками). Устроим скандалы с брызганьем слюной промежду «право-левыми», где одни — «изверги и предатели», а другие — «психопаты и фанатики». (Кого куда впишете, так тому и быть). Для круглого счёту подменим «монотеизм» «манетеизмом».
Проведём парочку Парадов (особой, ниже пояса) гордости в Иерусалиме, примемся искать причины проблем и неудобств где и в чём угодно, только не в себе самом. Заместо покаянной молитвы: «Творец, мы грешили, преступали…» — возьмёмся пропагандировать виртуальные планы «трансфера арабов», наказания зловредных янки и европейцев. Изобретём «светский сионизм» (по сей день меня ставит в тупик оное словосочетание — что бы это значило?). Примемся проклинать Б-га за Холокост и прочие ужасы. Ну того самого, которого нет и на кого со всеми его законами мы чихали с высокой горки. Вовсе не интересуясь, конечно, той странностью, что слово «Шуа» («Катастрофа», «Холокост» на иврите) зашифровано элементарным «шаговым» кодом в отрывке, где ещё сказано: «И забудешь ты Б-га, создавшего тебя, и станешь служить богам иным — дереву и камню».
А уж коли добредёшь с запиночкой до синагоги… Давайте общаться с приятелями во время молитвы или чтения Торы, явно этим показывая, что Творца в обозримой окрестности нет. Станем быстрёхоненько проговаривать полагающиеся слова, изредка перемежая их парой-тройкой случайных мыслей и привычных эмоций. Время нужно экономить для «более важных дел»! При благословениях — настропалимся столь поспешно их бормотать, чтобы благодарность относилась к огурцу, а не к Тому, кто его создал. Давайте вместо серьёзной учёбы и, что ещё более важно, вдумчивой и упорной работы над собой перемывать кости знакомым, политикам и раввинам, блистать (перед зеркалом) собственными шуточками и сугубой «образованностью».
А также крепко стоять на правоте своей лично и собственной компании. Давайте считаться самыми умными. Уж точно умнее какого-то Моисея и тем более Рамбама.
В общем, сделаем всё то, что стало очевидной обыденностью. Ещё — давайте гордиться. Собой. Нет, не «тем, что понимает и знает Меня» — единственной в Торе достойной формой гордости, — а чем угодно. Дипломом, хитростью, талантом сморкаться в платок, преимуществом перед глупыми ешивобохурами, кому забыли преподать «Камасутру» и «Песни южных славян». Знанием истории революционного движения и формулы момента маховой лопасти турбогенератора. Количеством отжиманий от потолка и съедаемых натощак сосисок.
Всем чем угодно, кроме цели, смысла и цены твоей собственной жизни. Всем, кроме достойно исполняемой на Земле миссии твоей и народа твоего. Миссии всего человечества.
Короче говоря, как приговаривает умный старый еврей: «Мечта рабов — рынок, на котором продаются хозяева». В переводе на «старосовковый»: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока».
Что скажете, не так мы в большинстве своём живём? Без Б-га — в лучшем случае заточив Его «в сердце» или в обыденный механичный ритуал. Полагая человека «высокоразвитым животным». Профукав жизнь в гонке от страхов и за бегущими по экрану, как в фешенебельном тире, целями. Не думая вовсе о том, что «этот мир — очень дорогой отель». И в конце концов (или намного раньше того) — за всё придётся заплатить. За мишурную дребедень самолюбования и лени — драгоценной вечной валютой. Так уж устроено, что самое дешёвое в мире истины стоит особенно дорого.
Говорят, во времена пророков стоило людям услышать слова обличения или поддержки, и они задумывались, меняли свой путь. Или же шли на всё ради утверждения собственной правоты. В общем, реагировали. Не только на щекотку.
И вы полагаете, уважаемые, что Всевышний, который настолько к людям расположен, что хочет, всеми силами стремится по заслугам наградить их вечностью, мудростью и счастьем — станет терпеть наше духовное самоубийство? Бросит нас на произвол нашего дурного начала — лени, похоти, пустых фантазий, глупого чванства?.. Нет, конечно. Хотя бы из «экономических соображений». Стольких усилий Ему стоило создать этот мир и нас самих в нём! И после мгновения длиной в несколько десятков лет, проведённых в суетливой погоне за ветром и пропитанием, выбросить это «чудо природы» на помойку?!
Конечно, Всевышний будет нас будить и оживлять. Кто попонятливей и поживее — того чаще фиалковой веточкой или максимум «шнурками от ботинок». Кто поупрямей и погорделивей — того розгой. Степень нашей зашоренности и упрямства нередко можно оценить по силе звука будильника.
Правда, теперь нам придётся слегка отойти от математики первого класса церковно-приходской и почитать на досуге учебник второго класса. Когда копилка «заслуг» переполняется и наступают времена не розы, а розги — вступает в действие принцип коллективной ответственности. Как бы мы не делились на группки и партии, но еврейский народ — это, как и прежде, единый Израиль. Названный так по имени нашего праотца Якова-Израиля, который был — один в своём поколении. И который, говорят наши мудрецы — «не умер». Хотя похороны его подробно описаны в Торе. Но слова «иг’а» («умер») к нему Писание не применяет — а только «приложился к народу своему». И в этом намёк, что духовная сила (ответственность!) праотца Якова всегда объединяет наш народ, куда бы его блудных сыновей ни заносили скитания в потёмках.
И вот в этом-то единстве скрыты не только сила и опора — но и проблемы. В «не-розовые времена» вступает в действие закон меры справедливости: «когда ангел смерти получает разрешение действовать — он имеет право не разбирать между правым и виноватым». В определённых пределах, конечно, для знания деталей которых едва ли хватит человеческого ума. Моего ума на сегодняшний день — уж точно. И потому вместе с отступниками, повествует Талмуд, при разрушении Иерусалима погибают мудрецы Сангедрина и коэны — работники Святого Храма… Нередко они — даже первыми. Ибо кровь праведников на весах всемирной справедливости стоит очень дорого.
Но я обещался бормотать лишь на языке начальных классов. Про банальное, общеизвестное и очевидное. Так что (бесконечную) цепочку причин-следствий, внутренних смыслов и внешних их выражений остановим здесь.
Зададимся вопросом: если всё это так просто и общеизвестно — почему происходит то, что происходит? Отчего глупцы притворяются, что «нет суда и нет Судьи» — после всего, нам известного из истории? В эпоху стремительного прогресса научных знаний о мире — когда уже отвергнута теория «вечного материального мира» и факт его возникновения считается учёными несомненным. Когда полностью отметена теория эволюции — по крайней мере в её многих первоначальных формах. Хотя бы расчётами из теории вероятностей. Когда большинству серьёзных учёных открывается гармония мира в таком множестве сторон и аспектов — что очевидность великого разума, его сотворившего, поддерживающего и направляющего — становится всё более настоятельной.
Ответ на вопросы простой: пятка лучше реагирует на щекотку или укол, чем на аргументы. «Лицо поколенья собачье». В частности, и в таком ракурсе: когда его (её) бьют, человек сражается с тем, кто держит палку, а собака — чаще кусает саму палку.
Ну и причём здесь европейский антисемитизм, арабские лиги, «палестинцы» с вдруг охватившим их заразным бешенством, высоколобые наши недоброжелатели из всевозможных «оонов»?.. Это — палка. А рука… Мы всё время только о ней и говорим.
И рука эта будет время от времени размахиваться. Слишком у многих из нас сон похож на летаргический; чтобы разбудить замерзающего в снегу — его нередко приходится бить по лицу. Иначе замёрзнет. И только дурак может упираться, кричать, что Руки нет; «нет суда и нет Судьи», и во всём виноваты злодеи-иноверцы. А уж никак не мы — безверцы или «без-думно-верцы».
Да, насчёт «народа Палестины». Повторюсь: «Если будешь (Израиль) гневить Меня не-богом, пойду против тебя не-народом, народом-извергом…» Есть два простейших на сегодняшний день объяснения — как два кубика, что можешь поставить друг на друга любой гранью.
Может быть, «не-народ» — это та часть еврейского народа, что отвергает Тору, натравливает всех, кого сумеет, на её носителей — и фактически выводит себя из святого народа? Это — «эрев рав». Тогда народ-изверг — наши любезные кузенушки, особливо обитающие поблизости. Ну это у которых папа, 16-летний сынуля которого между делом зарезал беззащитную и мужественную женщину, своим телом перекрывшую дорогу к её детям-малышам— вот когда такой добрый папуля во всеуслышание радуется «геройскому поступку» отпрыска, кого солдатики изловили и тащат в тюрьму. На изверга потянет?
И хотя есть очень порядочные и достойные «палестинцы» — мне самому с такими приходилось встречаться, но как народ…
Впрочем, вам может польстить и другая интерпретация. По которой «не-народ» — это палестинцы, в качестве особого этнического факта открытые крупным этнографом, серым кардиналом Сусловым в 1968-м году и их же преосвященством благословлённые на «национально-освободительную борьбу». Тогда «народ-изверг» — те евреи, которые воюют с Творцом и ввергают себя самих и своих соплеменников, а за нами и весь круг землян в череду неизбежных бедствий. В общем, как вам больше понравится.
Ну а теперь самое главное: обнаружив мурло — мракобеса-фанатика, — скрывавшееся под маской шахматиста, писателя да философа, дружно делаем следующее: копируем, прикнопливаем, берём рогатку с жвачкой в руки и — пли!
Или лучше пожелать себе и близким добра и начать менять свою жизнь? Без ссылок на лень, привычку и возраст? Говорят, когда таких станет побольше, отношение к нам мира разительно изменится.