– Уважаемый рав Эссас, мы с мужем евреи, хотя и не искали друг друга по национальной принадлежности, ведь оба к моменту свадьбы были атеистами, но так сложилось. Брак у нас счастливый, но недавно начались разногласия. Я заинтересовалась религией предков, иудаизмом, пошла в синагогу, общалась с раввином и стала молиться. Пытаюсь внедрять в нашу жизнь кашрут и другие бытовые элементы. Муж сначала надо мной подшучивал, но постепенно стал выражать недовольство. Сказал, что будет есть то, что ему нравится. В итоге отдельно готовит себе блюда, которые наша традиция запрещает. В близости тоже происходят разлады. Все это очень меня угнетает, ведь наш брак раньше был абсолютно безоблачным. Мне трудно теперь предъявлять ему перечень требований, если учесть, что, когда я дала согласие быть его женой, ничего соблюдать не собиралась и разделяла его взгляды на жизнь. Ещё одна проблема — его мать. Она еврейка, но крещеная и всегда старалась склонить сына к своей религии, но безуспешно. И теперь она ещё подливает масла в огонь.
Людмила, Украина
– Я долго размышлял над текстом Вашего письма, сопереживая Вам и думая о том, что немало евреев в наши дни оказываются в аналогичной ситуации. Разобраться в таких ситуациях бывает очень непросто. Еще труднее, пожалуй, дать полезный, конструктивный совет. Тут необходимо правильно определить первоочередные задачи. Тогда можно будет наметить и пути их решения.
В Вашем случае на первый план выдвигается желание сохранить семью. И при этом (что еще неизмеримо важней) сохранить Вашу душу. Для начала отметим, что мать Вашего мужа, еврейка, совершила имеющий самые драматические последствия акт страшного предательства — предала Всевышнего и свой народ. И хотя Ваш муж, к счастью, не последовал ее примеру, не попал под ее влияние, он все равно, подчеркну, «продукт» смешанного брака.
Не люблю и не хочу обсуждать те или иные советы, которые дают раввины в разных общинах. Тем более что ни с Вами, ни с Вашим мужем я не знаком. И все же, поскольку мой ответ предназначен в первую очередь для Вас, но, как очевидно, не только, не могу не сказать здесь, что я не рекомендовал бы начинать духовные заботы о Вашей семье с решения проблем кашрута и чистоты семейной жизни.
Разумеется, не потому, что данные темы не важны. Они как раз очень важны. Но всем нам известно, что дом, построенный без фундамента, как правило, оказывается под угрозой быстрого разрушения. В то время как фундамент Вашей ситуации — как раз те самые болезненные точки, которые Вы сами и отметили: то, что в данный момент Ваш муж считает себя неевреем.
Полагаю, нужно подумать о введении в повседневность законов еврейского образа жизни. Например, кашрут в доме, на мой взгляд, не спровоцировал бы семейные раздоры, если бы Вы спокойно и доброжелательно объяснили мужу, что Вы, ощущая себя еврейкой, хотите употреблять только разрешенную евреям еду, что готовите не только для себя, но и для него тоже. Постарайтесь внести в Вашу жизнь и элементы субботы.
Приложите возможные усилия к тому, чтобы избегать семейных конфликтов, ненужной озлобленности (по крайней мере с Вашей стороны), и поддерживайте в доме благоприятную атмосферу. Со свекровью ни в коем случае не вступайте в какие-либо мировоззренческие дискуссии. Но при этом всем (и ей, и Вашему мужу) должно быть предельно ясно, что Вы — не служанка и не рабыня, что у Вас есть полное право сохранить свою душу.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com