С установлением положения о прекращении огня в Израиле все громче раздаются голоса, требующие создания комиссии по расследованию результатов второй Ливанской войны, которую некоторые предпочитают называть «войной размежевания». Ровно год назад ЦаХаЛ демонтировал еврейские поселения Гуш Катифа лишь для того, чтобы сегодня с этих территорий обстреливали ракетами «Касам» Сдерот и Ашкелон. Ошибочность концепции одностороннего вывода израильских войск без достижения договоренностей, гарантирующих безопасность Израиля, была наглядно продемонстрирована последними событиями в Ливане. Ракеты запускались по израильским городам как раз из тех мест, которые так беспечно оставил Израиль, позволив террористам вооружиться.
Бегство израильской армии из Южного Ливана в 2000 году было не только опасно для евреев, но и аморально по отношению к арабам. Выведя войска из Ливана, Израиль, по сути, предал своих союзников – бойцов армии Южного Ливана и их семьи, попавших под гнет террористов «Хизбаллы». Еще ранее, заключив договоренности в Осло, израильтяне привезли из Туниса террориста Арафата и передали в его руки контроль над палестинскими арабами. Конечно, это было опасно для евреев. Но этот шаг явился также трагедией для арабов, ставших жертвами пропаганды ненависти.
«Почему всемогущий ЦаХаЛ не смог нанести сокрушительного поражения террористам «Хизбаллы»? – вопрошают многие израильтяне.
Возможно, крушение мифа о непобедимости израильской армии поможет евреям осознать, что истинные победы достигаются «не армией и не силой, а словом Всевышнего».
«Между левыми и правыми в Израиле нет большой разницы, – утверждает Дмитрий Радишевский в израильской газете «Едиот Ахронот». – И те, и другие хотят отделиться от арабов, споря лишь о границах еврейского государства. Израильтяне мечтают, чтобы арабы оставили их в покое и на границах наступила тишина. Однако никто и не мечтает о победе в этой войне. Для того чтобы достичь победы, нам не нужно захватывать арабские земли. Гораздо важнее трансформировать их сознание и социальные структуры, освобождая ислам от жестоких демонов, поставивших религию себе на службу. Нам удастся победить лишь тогда, когда народу Израиля удастся исполнить свою миссию и стать «светочем для народов».
Миссия еврея и заключается в том, чтобы своим примером, светом своей души и любовью своего сердца рассеять окружающую тьму ненависти. В современном мире для этого необходимо использовать СМИ, системы образования и воспитания детей.
Почему, творя мир, Всевышний сотворил только Адама, а не сразу всех людей на земле? Для того чтобы каждый человек ощутил, что он один ответственен за весь мир, говоря: «Мир создан для меня!» (Сангедрин 37).
«Возлюби ближнего, как самого себя!» – учит нас Тора. Но кто является ближним? Мудрецы поясняют, что человек должен сначала позаботиться о себе, наполнить свое сердце любовью. Затем согреть любовью свою семью, свою общину, свой народ и, в конце концов, весь мир. «Праведник – основа мира», – писал царь Давид в своих Псалмах.
Каждый поступок человека вызывает далеко идущие последствия, влияющие на весь мир.
Наша недельная глава напоминает нам о том выборе, перед которым стоит каждый. «Смотри! Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Дварим 11:26). Однако наш выбор влияет на судьбы других людей, народов и всего мира. «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло…И выбери жизнь!» (Дварим, 30:15). Лишь укрепляя любовь друг к другу, евреи смогут достичь единства и стать «светочем для народов мира». Для этого нам нужно научиться любить сильнее, чем они ненавидят. Тогда и исполнятся пророческие слова Торы: «Когда вы перейдете Иордан и поселитесь в земле, которую Всевышний дает вам в наследие, то Он избавит вас от всех врагов вокруг, и заживете в безопасности» (Дварим 12:10).