Жадность фраера сгубила Недельная глава Торы «Бо»

Можно ли построить свое счастье на несчастье других, добиться успехов, нанося ущерб другим людям?

О чем вы подумали, узнав о мошенничестве очередного обманщика, например Бернарда Медоффа, который нанес вкладчикам ущерб, выражающийся астрономической суммой в пятьдесят миллиардов долларов?
Еще один богач разбогател на обмане? А если глубже копнуть, то обнаружится, что многие разбогатели нечестным путем. Кто-то, возможно, найдет в этой истории подтверждение своего циничного отношения к жизни: «Разбогатеть можно лишь благодаря махинациям и обману!»
Впрочем, эта же самая история может послужить иллюстрацией того, что обманщика в конце концов ждет крах, ибо, обманывая других, человек прежде всего обманывает себя.
«Тогда почему же Всевышний обратился с призывом к евреям, чтобы они попросили у египтян золото и серебро? — возразит мне читатель. — Ведь во время Исхода “евреи исполнили слово Моисея и попросили у египтян вещей серебряных и золотых” (Шмот, 12:35)».
Слово «попросили» (шаал) на иврите часто переводится, как «одолжили», «попросили в долг». Если перед Исходом евреи одолжили у египтян золото и серебро, то, очевидно, они не собирались возвращаться в Египет, чтобы отдавать долги.
Талмуд рассказывает, что египтяне предстали однажды перед Александром Македонским, требуя возвращения золота, которое одолжили евреи во время Исхода. Тогда им было предложено подсчитать, сколько денег египтяне должны евреям за то, что их предки поработили целый народ, заставив их бесплатно трудиться. Египтяне удалились, решив, очевидно, что, уходя из Египта, евреи забрали по праву принадлежавшее им золото.
Но если так, то почему евреи «попросили» египтян дать им золото, а не потребовали оплаты своего рабского труда? Почему даже Всевышний указал евреям перехитрить египтян? Потому что фараон стремился перехитрить евреев, объяснял Виленский Гаон. Как сказано в начале книги Исхода: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: “Вот народ Израиля многочисленнее и сильнее нас, давайте перехитрим его”» (Шмот, 1:8–10).
Евреи были потомками главного министра, который спас Египет от голодной смерти. В знак благодарности фараон подарил евреям землю Гошен. Как же можно было превратить евреев в рабов? Хитростью!
Сказано, что новый царь не знал Йосефа, то есть не хотел знать его потомков, помнить о его заслугах. Вместо этого фараон решил поработить евреев хитростью. Талмуд рассказывает, что царь объявил о всеобщих работах (первом субботнике), сам вышел на работы и таскал камни. Лояльные евреи вышли на помощь царю. Когда они втянулись в работу, царь и его слуги исчезли, приказав евреям продолжать работать.
В дальнейшем царь продолжил «хитрить» с евреями, приказав еврейским акушеркам убивать новорожденных мальчиков. Они отказались выполнить приказ фараона, тогда он послал своих солдат в еврейские дома, чтобы те утопили новорожденных мальчиков. Но благодоря этой «хитрости» трехмесячный Моисей попал во дворец фараона, познал империю зла изнутри и в дальнейшем сам перехитрил фараона.
Этот рассказ наполнен великой мудростью. Кого может перехитрить человек? Только себя! Ибо тот, кто топил еврейских детей, в конце концов сам утонул.
Обратим внимание на нюанс. Почему Моисей просит фараона отпустить евреев только на три дня? Или почему когда Всевышний обращается к евреям с заповедью взять золото, Он использует слово «пожалуйста»? Потому что евреи не хотели обманывать египтян, объясняет Виленский Гаон. Однако Всевышний приказывает Моисею просить евреев об этом, ибо в самом начале борьбы за Исход были посеяны семена великой развязки — развержения моря!
Ровно через три дня после Исхода египтяне бросились в погоню за евреями, чтобы ограбить и убить их, ибо евреи не возвращались с их золотом. Настигнув их у моря, египтяне увидели, что море расступилось.
Почему же египтяне вошли в море вслед за евреями? Из-за жадности, стремясь заполучить еврейское золото. Всевышний не подталкивал их, но жадность наказала египтян. Просьба о трех днях оказалась хитростью, направленной Всевышним против хитреца фараона, а золото — своеобразным сыром в мышеловке.
Об этом следует помнить каждому, когда видим что-то, что «плохо лежит». Ибо легкая нажива, как и бесплатный сыр, бывает только в мышеловке!
«Всевышний — тень твоя!» — писал царь Давид в своих псалмах (121:5). Как человек относится к Всевышнему, так же, подобно тени, и Всевышний относится к нему, объяснял Баал-Шем Тов. И если кто-то обманывает других, то Всевышний обернет этот обман против него самого. Тот, кто наносит ущерб другим, в конце концов потерпит крах, ибо то, что посеешь, то и пожнешь. И если так, то только тот, кто искренне стремится к благополучию и удаче других, сам заслужит благополучия и удачи. Быть и жить евреем!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора