Окончание Начало
Анатолий Петровецкий
Прошла уже четверть века, специалисты, прибывшие с Большой алией, находятся на грани выхода на пенсию. В настоящее время все университеты Израиля не в состоянии закрыть тот дефицит, который вот-вот наступит, когда “русские” инженеры и врачи достигнут пенсионного возраста.
Эта цифра не просто пугает, а заставляет постоянно приглаживать “вставшие дыбом волосы”. Израиль лишится в ближайшее десятилетие 40 тысяч инженеров. Что касается медицины, то уже сейчас страна ощущает колоссальную нехватку врачей и медицинского персонала. А кто же заменит нынешних работников этих отраслей? Новая алия? А где же ее взять?!
Немалое количество репатриантов уехало в Америку, Канаду, вернулось в бывшие республики Союза. Не смогли выдержать искусственные, во многом, трудности абсорбции.
В 1991 году умные люди рассчитали, сколько следует построить школ, больниц, открыть десятки тысяч рабочих мест, сколько потребуется врачей, медицинского персонала, сколько учителей чтобы принять почти миллионную алию в стране. Но никто особо решением этих проблем “не заморачивался”.
Более того, ходили слухи, что на абсорбцию этой людской лавины американские евреи выделили огромную сумму денег, которые были использованы государством не по назначению. Все мы знаем, что слухи – это не что иное, как полуправда и полувымысел. Какой процент чего именно, не берусь судить. Да это и не главное. Суть состоит в том, что на нормальную абсорбцию русскоязычной алии денег не хватило. И это неоспоримый факт.
Сегодня фанфары гремят, барабаны бьют по голове и ушам репатриантов. “Стеклянный потолок пробит нашей алией!” – кричим и сами себе не очень верим.
Но кричим.
Так приятней сознавать, что об тебя и таких как ты, элементарно вытерли ноги. Нагло и безапелляционно, грубо и безжалостно.
Руководящая пена нашей алии, мандатами которой мы же, рядовые репатрианты, пробили этот пресловутый “стеклянный потолок”, практически ничего не сделала для коренного изменения положения о репатриантах и их благополучной абсорбции.
Довольствовались теми подачками, которые нам доставались с “барского стола” правящих аборигенов. При этом никто из наших русскоязычных “ватажков” не смотрел в течение этих 25 лет и сейчас не утруждает себя посмотреть перед собой, и, тем более, под ноги.
Если посчитать в процентном отношении, да и в сухом элементарном подсчете, сколько представителей пробило этот вожделенный потолок власти, а сколько людей все это время еле сводили концы с концами в “справедливом современном и почти цивилизованном государстве”, то становится, мягко говоря, не по себе. Но барабаны бьют, бодрые слова о мнимых успехах руководящего состава алии звучат со всех информационных площадок, льется сладострастный елейный и лживый поток словоблудия из уст прошлых и нынешних руководителей государства о неоценимом вкладе русскоговорящих репатриантов из бывшего Советского Союза.
“Декабрист” – так любит себя скромно величать нынешний министр абсорбции д-р Зеэв Элькин, репатриировался вместе с семьей в Израиль 25 лет назад 25 декабря 1991 года. Об этом знает вся страна. Честь ему и хвала! Правда, настоящие декабристы выступили против царя-тирана, пытаясь защитить страдающий народ. И отправились за это на каторгу. А наш “декабрист” с народной помощью отправился в кнессет и министерское кресло. Мне кажется, что существует определенная разница между этими декабристами. Но кто будет копаться в данного рода мелочах?!
Так вот наш израильский современный “декабрист” и пальцем не пошевелил для того, чтобы решить проблему пенсий для репатриантов, не успевших заработать ее в силу объективных причин. Все эти годы они, напрочь позабыв о своем высшем образовании и огромном опыте в различных областях, тяжело работали, чтобы “содержать” банки, работодателей, квартиросдатчиков и всех, кто пытался наживаться на незнании и растерянности многих представителей алии.
Совсем недавно была возможность у министра Зеэва Элькина способствовать выделению из не освоенных ранее денег совсем небольшой суммы для решения пенсионного вопроса собственных избирателей. Но он не посмел выступить против премьер-министра и поддержал решение выделить 15 миллиардов шекелей на развитие вражески настроенного арабского сектора. Ранее, он не возражал против выделенной суммы в 9 миллиардов шекелей на нужды харедим. А где же его взгляд вниз, туда, куда государство бросило большую часть алии в течение этих “победных” для семьи Элькина 25 лет.
Заслуженный выходец из русскоязычной общины спикер Кнессета г-н Эдельштейн, выйдя на передовые позиции израильской законодательной власти, тут же спрятался за удобной ширмой нейтрального общеизраильского руководителя.
“Самостерся” (не думаю, что такое слово есть в русском языке, но состояние самоустранившегося от решения неудобных проблем человека несомненно имеется) из малочисленного ряда активных представителей, и, естественно, лоббистов интересов репатриантов.
Мне кажется, что наши удачливые победители соревнований по “пробитию стеклянных потолков” напрочь забывают о хрупкости стекла, которое пробивается как снизу, так и так и сверху. Можно упасть себе под ноги. А там мы – репатрианты различных мастей государства Израиль, бывшая интеллектуальная элита капнувшего в лета СССР.
Если верить философии, то все развивается по спирали вверх. Но мы евреи, и хорошо понимаем, что бывает “регресс положений” по прямой вниз. И никаких спиралей. Не стоит об этом забывать нашим избранникам. Плохо звучит при представлении: “бывший депутат такого-то созыва”, все равно, что в течение десятка лет звучит: “бывший глава Натив”, «бывший посол в Москве” и так далее. Лучше оставаться действующим и полезным для своего избирателя.
Меня могут упрекнуть, что я не справедлив к выше упомянутым политикам. Они могут рассказать, что сделали и “то” и “это”. Но мне и подобным мне, какое до всего этого дело, если и “то” и “это” нас вовсе не касается?!
Можно продолжить бесславный ряд “вожаков” русскоязычной алии, но пусть это будет приоритетом читателей.
Сейчас, дорогие читатели, позволю себе прищурить один глаз и почти яхидненько спросить:
“Дорогое еврейское государство, ты так расхваливаешь алию из бывшего Советского Союза устами своих руководителей, а что за четверть века ты дало репатриантам, кроме нищенских полугодичных пособий на хлеб и электроприборы?!
Кроме четырех тысячи единиц жилья, построенных по инициативе Софы Ландвер, не было построено ни одной социальной квартиры. Не мешало бы получить вразумительный ответ, почему 27 тысяч семей репатриантов, стоящих в очереди на социальное жилье, до сих пор, около двух десятилетий, ждут постоянной крыши над головой? Почему распределение высвобождающегося жилья производится несправедливо? 30 процентов идет очередникам министерства абсорбции, где насчитывается 27 тысяч нуждающихся, состоящих из, естественно, репатриантов, а 70% – клиентам министерства строительства, где в очереди стоят только 2500 человек из коренного населения?
Очень хочется поинтересоваться у “Амидара” почему из 700 миллионов шекелей, вырученных от продажи социального жилья, эта знаменитая организация не выделила ни одной агоры на строительство нового социального жилья для репатриантов?!
Почему да почему? А потому! Вот и весь израильский ответ. О пустующих квартирах у “Амидара” и спрашивать не стоит. Почти все сдается в аренду товариществам и общественным организациям. Кто бы сомневался.
Если быть честными, то и наша община несет российскую культуру вместо еврейской. И это понятно, очень многие евреи в бывшем Советском Союзе создавали культуру, искусство, науку и с этим багажом приехали в Израиль.
Вот тебе и “почему?” Наш терпеливый народ в большинстве своем не задается подобным детским вопросом. Просто, некогда. А у меня вертится на языке еще один навязчивый и противный для некоторых моих друзей вопрос: “Так нужна ли “русская улица” для решения всех неудобных для государства “почему”? И существует ли на самом деле эта пресловутая ” русская улица”? Возможно, это мираж? Желаемое, выданное за действительность теми, кто за этим словосочетанием скрывает собственные эгоистические устремления?”
Опрос, проведенный Институтом изучения русского Израиля, дал вполне определенный и исчерпывающий ответ: “83% респондентов уверены, что русскоязычные репатрианты являются единым сообществом, с общей культурой, языком и историческим прошлым. Свою причастность к данному сообществу выразили 81% от общего числа ответивших. Данное мнение поддержали как молодые люди в возрасте от 18 до 35 (78%), так и старшие поколения русскоязычных репатриантов: 82% в возрастной группе от 31 до 59 лет и 90% в возрастной группе людей старше 60-ти.
Более того, 88% опрошенных в той или иной мере подтвердили, что используют русский язык для общения с близкими людьми и членами семьи, а 41% респондентов признались, что предпочитают дружить исключительно с выходцами из стран бывшего СССР.
По мнению исследователей, проведенный опрос показал, что государственная политика “плавильного котла” в случае русскоязычных репатриантов 90-х и 2000-х оказалась безуспешной, а попытки отрицания наличия “русской улицы” – не имеют под собой научного обоснования”.
Исследование также выявило:
73% считают, что помимо культурного наследия, сообщество русскоязычных израильтян разделяет общие, уникальные для него проблемы. Главной из них, по мнению 91% респондентов, является социальная и экономическая незащищенность репатриантов, приехавших в возрасте старше 40 лет.
56% процентов от общего числа респондентов согласились с утверждением, что в Израиле существует дискриминация русскоязычных израильтян со стороны госслужащих, полицейских и СМИ.
48% респондентов убеждены, что в Израиле до сих пор существует так называемый “стеклянный потолок”, препятствующий карьерному росту и профессиональной реализации.
Большинство респондентов считают основными причинами этого явления: отсутствие связей, желание продвинуть своих и нежелание видеть “русских наверху”.
Вот и я пробежал по извилинам читателей с целью задеть фибры не только олимовской души, но и стальные струны-чувства тех, от кого зависит уровень не существования, а нормальной жизни всех граждан еврейского государства, к каким бы этническим группам они не относились без учета уровня знаний иврита и даты репатриации.
А это возможно?
В данном вопросе я оптимист. А вот в ответе…
Январь 2016
Вот в очередной раз затронули больную тему. С автором статьи согласен на сто процентов и что : А воз и ныне там. За 25 лет я уже не верю в улучшение а этим речам о светлом будущем я наслушался в прошлой жизни. В место нас найдут новых рабов поэтому будем доживать как есть.