Хофец Хаим отмечает, что Йосеф не говорил ничего плохого о своих братьях никому, кроме отца. Более того, передавая о них что-то неприятное, он не хотел им зла, а стремился только к хорошему. Тем не менее Йосеф поступал неправильно. Потому что, прежде чем говорить отцу о неподобающем поведении братьев, он обязан был сам осудить их и постараться исправить. Если бы он это сделал, они бы ему объяснили, что произошло недоразумение и он просто ошибался. За то, что Йосеф не действовал прямо и не обратился к ним с самого начала, он был наказан (см. Раши) (Шмират hалашон).
“А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей, потому что он был сыном его старости, и сделал ему многоцветную одежду.” (Брейшит, 37:3)
Талмуд приводит комментарий к этому стиху, согласно которому родители не должны выделять никого из детей, давая ему особые привилегии.
Яаков дал Йосефу особую одежду, и это вызвало ревность братьев, а раздор между братьями, в конце концов, привел к тому, что всем потомкам Яакова пришлось уйти в изгнание и рабство в Египет (Шабат).
Родители должны быть постоянно начеку, чтобы их слова или действия не вызвали у детей зависти или ревности друг к другу. Последствия ревности между братьями и сестрами могут быть трагичны.
“Почему ты не учишься с таким прилежанием, как твой брат?”, “Почему ты себя плохо ведешь, бери пример со своей сестры.”
Подобные высказывания могут породить ревность и нелюбовь. Есть родители, которые предполагают, что их дети так любят друг друга, что между ними не может быть ненависти. Но это большая ошибка. Даже если ребенок не проявляет к другому враждебности, это не значит, что ее нет глубоко внутри или она не может появиться впоследствии.