Помни имя свое Недельная глава Торы «Шмот»

А. В. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила
А. В. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но несгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль.

***

«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» (1:1).
Раздел «Шмот», в котором рассказывается о формировании еврейского народа из родового племени численностью семьдесят человек, об их порабощении и появлении на исторической арене Моше Рабейну, начинается со слов: «Вот имена (шмот) сыновей Израиля, пришедших с Яаковом в Египет…»
Почему Тора снова перечисляет имена колен Израиля, спустившихся в Египет? Ведь в предпоследнем недельном разделе книги «Берешит» — «Ваигаш» мы уже читали полный список всех семидесяти переселенцев.
Один ответ хорошо известен. Повторное перечисление имен выражает любовь Всевышнего к детям Яакова. Они дороги Ему, и Он пересчитывает их, как звезды на небе, называя каждого по имени, подобно тому, как скупец достает украдкой накопленные деньги и бережно, трепетно перебирает хрустящие купюры, с наслаждением ощущая их весомую шероховатость.
Но есть в этом перечислении и более глубокий и важный для нас смысл. Рассказывают такую историю. Один американский еврей страстно желал вступить в очень престижный частный клуб. Но что делать? Туда не принимали евреев. Тогда он сменил свое имя Сэмюэль на «благозвучное» Лоуренс и принял другие меры предосторожности, чтобы скрыть свое происхождения. Но, увы, через неделю после подачи заявления он получил вежливый отказ.
«Не пойму, как они догадались? — жаловался он приятелю. — Имя-то у меня теперь нормальное, и даже в анкетной графе «вероисповедание» я написал «нееврей».
Одна из заслуг, обеспечивших сынам Израиля освобождение из египетского рабства, состояла в том, что они, вопреки гнету и ассимиляции, сохранили свои еврейские имена. Но что особенного в имени?
Имя определяет суть человека, вещи или явления. Когда Адам давал имена представителям животного мира, он пытался отразить в имени индивидуальные особенности каждого вида.
В том же разделе «Шмот» говорится, что, когда Всевышний поручил Моше вывести евреев из Египта, он возразил: «Они (евреи) спросят меня: “Как Его (Б-га) имя?” Что я тогда скажу им?» Другими словами, они попросят определить сущность Творца. Но ведь Б-г выше любых определений и характеристик. Человек не в состоянии даже приблизительно понять сущность Всевышнего. Мы только знаем, что у мира есть Творец. Именно в таком духе и ответил Б-г своему посланнику: «Эхье ашер эхье» — «Я буду тем, Которым буду», что означает: «Моя сущность — это сам факт, что Я существую, всегда существовал и буду вечно существовать. Вот кто Я и вот Мое Имя».
Изменить имя — это все равно, что изменить свою сущность, изменить себе, своей семье, своему народу. Сыны Израиля не сделали этого; они не стали «египтянами Моисеевой веры». Даже превратившись в рабов, они продолжали осознавать себя евреями. «И вот имена сынов Израиля», — пишет Тора. С этими именами они вошли в Египет и с ними же вышли, ни на йоту не утратив свое национальное самосознание и человеческое достоинство.

Чтобы душа не голодала

«И повелел фараон всему своему народу: “Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке — дайте жизнь”» (1:22).
Каких только диет нет на свете: диета Аткинса, диета Певзнера, диета Дюкана, гречневая диета, вегетарианская диета, безглютеновая диета, сыроедение, всеядность… Еще никогда специалисты и любители не спорили так жарко и остро на тему еды: что нужно есть и чего есть нельзя. Помимо физической пользы многие современные диеты ориентированы на укрепление и развитие духовных способностей людей. Говорят, что это новая мода в питании.
У нас, евреев, духовная диета существует уже более трех тысяч лет. В Торе указано, какие продукты укрепляют наш контакт с Б-гом и какие удаляют нас от Него. Тора предостерегает нас также от смешения мясных и молочных продуктов. Такое смешение не только вредно для здоровья, как доказали современные диетологи, но и пагубно влияет на наши души.
В сегодняшнем разделе рассказывается, как египтяне беспощадно убивали еврейских младенцев, бросая их в реку. Мидраш сообщает, что младенцы не тонули: река несла их в пустынные земли и выбрасывала на берег. Там их кормил сам Всевышний. Он приказывал одной скале вырабатывать мед для детей, а другой — давать растительное масло и молоко.
Позже, когда евреи вышли из Египта и перед ними расступилось Красное море, те же самые дети, признавшие Б-га, воскликнули: «Это мой Б-г, и я прославлю Его!»
Когда мы кормим детей только кошерной пищей, они впитывают в себя духовность, которая однажды, когда они повзрослеют, поможет им признать Б-га и почувствовать Его присутствие, даже если наши прагматичные современники Его почти не ощущают.

Деньги купят все

«И было всех душ, прямых потомков Яакова, семьдесят душ…» (1:5).
– Рабби, у Артура скоро будет бар-мицва. Мы хотим, чтобы в субботу его вызвали к Торе в вашей синагоге.
– Я готов разделить вашу радость, Майкл и Бетси, но мне кажется, что лучше мы отметим это событие не в субботу, а на ее исходе — во время церемонии «Мелаве малка» («Проводы царицы»).
– Но, рабби, нам так хочется видеть Артура у свитка Торы. Это наша давняя мечта.
– Послушайте, друзья. Я знаю, как вы любите Артура. Но ведь Артур — бультерьер, а собак не вызывают к Торе и не пускают в синагогу, даже такую либеральную, как наша.
– Ой, рабби, мы забыли вам сказать главное. После бар-мицвы мы отправляемся с Артуром в круиз, специально организованный для тех, кто отмечает бар-мицву. Вначале мы заедем на Багамские острова, а затем отправимся в Средиземное море. Там мы посетим Париж и Рим, Афины и пирамиды. И мы так хотели взять с собой вас с семьей, но теперь мы видим, что это вряд ли получится…
– Ах, Майкл и Бетси, что же вы мне сразу не сказали, что Артур — еврей?!

В конце предыдущего недельного раздела Торы мы читали, как Яаков велел Йосефу поклясться, что он не похоронит его в Египте. Почему Яаков настаивал на клятве?
Яаков знал, что именно в Египте, самой могущественной и процветающей державе того времени, будут заложены основы всех дальнейших скитаний еврейского народа и что его поступки дадут примерную схему нашего выживания в изгнании на многие века вперед, вплоть до мессианской эры.
Яаков оставил нам духовное завещание: «Хотя мне пришлось долго жить на чужбине, я не хочу, чтобы меня здесь хоронили. Моя родина — Эрец Исраэль, Страна Израиля, и я принадлежу ей, живой и мертвый!»
Как бы глубоко ни впитал в себя еврей ментальность изгнания, как бы долго ни убеждали его, что деньги — это все (что, выучившись на врача или адвоката, он сможет легко зарабатывать три миллиона долларов в год и, если только захочет, отправится в средиземноморский круиз), в глубине души он хранит крошечную искорку от своего праотца Яакова Авину. Эта искорка тянет его к высотам духа и в Страну Израиля.
Хотя иной раз кажется, что сегодня деньгами меряется все и за хорошую сумму можно даже купить вызов к Торе для собаки, каждый еврей подсознательно знает, чувствует, что есть на свете вещи, которые не купишь ни за какие миллионы.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора