Побаловались — и хватит! В тот вторник меня весь вечер подмывало крикнуть это в телеэкран, на котором 9 (девять!) республиканцев спорили, прерывали друг друга и жадно хватались за каждую возможность высказаться. Пора уже проредить их ряды.
Что, например, делает на сцене губернатор Огайо Джон Кейсик, чью фамилию некоторые до сих пор произносят неправильно («КейсиЧ», а не «Кейсик»), хотя он уже много лет не сходит с политической арены?
По результатам пяти опросов CNN, который проводил последний диспут, Кейсик набирает в среднем 2% голосов, либертарианец сенатор Рэнд Пол — аналогично. Бизнесвумен Карли Фиорина имеет столько же. Губернатор Нью-Джерси Крис Кристи превзошел их всех с жалкими 3%. Бывший губернатор Флориды Джеб Буш в среднем набирает 4%. Буш и Фиорина мне крайне симпатичны. Кристи на дебатах неизменно блистает, а главная нью-хемпширская газета поддержала именно его. Но, ребята, хорошенького понемножку! Или, как сказал матрос Железняк, который лежит под курганом, поросшим бурьяном: «Караул устал!»
Пора уступить место реальным кандидатам, меньше народу — больше кислороду. Буш произнес на диспуте слово «серьезный» ни много ни мало 12 раз и вообще играл роль взрослого человека. Но твердокаменным республиканцам, которым осточертела их взрослая элита, требуются сейчас мальчиши-кибальчиши, и эту роль играют в данный момент Дональд Трамп и сенатор Тед Круз, сильно опередивший Трампа в Айове, где 1 февраля состоится первое голосование. До этого республиканцы проведут еще три диспута, и хотелось бы, чтобы на сцене было куда меньше народу.
Самую яркую фразу сказал Буш, заявивший Трампу, что тот не сможет въехать в президентство на оскорблениях. Правда, боюсь, что сможет.
Перед диспутом предсказывали, что на нем сцепятся Трамп с Крузом, но этого опять не произошло. У Трампа давно образовалась неожиданная смычка с Крузом, и они друг на друга не наезжали. Но на днях «Нью-Йорк таймс» раздобыла запись закрытого фандрейзера, на котором Круз прошелся по адресу Трампа.
Застройщик обиделся и тут же заявил, что Круз «несколько маньяк». Трамп объяснил в прошлое воскресенье в «Твиттере»: «Я был разочарован, что Тед Круз способен говорить у меня за спиной. Он попался и начал все отрицать. Ну что ж, добро пожаловать в чудесный мир политики!»
Круз не принял вызова, а забавно откликнулся клипом из старого фильма «Танец-вспышка», в котором пели I’m a maniac, I’m a maniac… («Я маньяк, я маньяк…»). На диспуте он переборол все соблазны наехать на Трампа. Тот растрогался и за кулисами даже похлопал Круза по плечу. Мир был восстановлен.
С другим кубинцем — Марко Рубио — Круз пикировался неоднократно, обвиняя его в принадлежности к так называемой банде восьмерых, то есть группе сенаторов, которые замыслили в 2013 году иммиграционную реформу и амнистию для нелегалов. Реформа не прошла, но оставила у консерваторов дурной привкус. Его ровесник Рубио (у них разница всего в полгода) парировал, что Круз голосовал за ограничение полномочий спецслужб. Не победил никто, но смотреть какое-то время было занятно.
Один комментатор видит 80-процентную вероятность того, что в конечном итоге за выдвижение от партии будут бороться именно Круз и Рубио, так что мы увидим еще немало их перебранок.
Этот прогноз предполагает, что Трамп сойдет с дистанции. В данный момент это крайне маловероятно. По стране в целом он опережает Круза с чудовищным отрывом.
Как я и предполагал, недавний наезд на мусульман, из-за которого Трампа, например, грозятся не впускать в Соединенное Королевство, а саудовский принц его осудил, привел только к новому повышению его рейтинга.
Пока о Трампе бесконечно говорят СМИ, как вот сейчас говорю я, он непотопляем. Ну что ты будешь делать? Он, конечно, наш Жириновский, но в США, очевидно, имеются миллионы людей, которые готовы голосовать за американского Вольфовича. После того как американцы дважды проголосовали за Обаму, я уже не удивлюсь ничему.
Закончу тем, что мой призыв закругляться услышал по крайней мере один республиканец. Из гонки вышел сенатор Линдси Грэм, обладатель сильного южного акцента и превосходных взглядов на внешнюю политику, за которого я бы голосовал с радостью. Жизнь несправедлива.