Продолжение. Начало в № 724
Нет, наверное, более туманной для понимания темы, чем концепция времени. И если нам порой кажется, что время течёт по неизменным законам, то, как известно, благодаря Альберту Эйнштейну, в эту концепцию была внесена изрядная сумятица. Оказалось, что в движущемся аппарате ход времени изменяется по мере изменения скорости движения этого аппарата. Более того, чем быстрее это движение, особенно на уровнях, близких к скорости света, тем медленнее ход времени.
Ученые, как сообщал профессор Герман Брановер, обнаружили, что привычный всем свет при прохождении через фотоэмульсионное препятствие ведёт себя довольно загадочно: в присутствии наблюдателя – как частица, а в отсутствии человека – как волна. «Что же, – спросите вы, – наличие человека в стенах лаборатории изменяет, казалось бы, «объективную» природу материи?» Представьте себе, да! Но это еще не всё! По данным рабая и ученого Завулонова, молекулярная структура воды меняется под воздействием, нет, не температуры, а слов человека. После произнесения проклятия или слов ругани структура воды в сосуде разрушается (это можно видеть на экране), а после слов «брохи» (благословения) – восстанавливается!
Итак, сегодня ученым очевиден факт того, что сознание влияет на материю. И, как вы можете догадаться, это только верхушка айсберга, капля в море тех открытий и догадок, перед которыми стоит сегодняшняя наука. Подвергается пересмотру привычный постулат материализма, утверждённый еще учителем Александра Македонского Аристотелем, о первичности материи и вторичности сознания. Не случайно среди современных учёных растет число тех, кто встает на путь религиозного миросознания. Среди них профессор математики, лауреат Нобелевской премии 2005 года Исраэль Ауман, д-р наук Джон Баумгартнер (космическая физика, геофизика), д-р наук Джерри Бергман (психология), профессор Владимир Бетин (микробиология, биохимия и биология), профессор Евгений Шафин (физика), д-р наук Дональд Хитик (физическая химия), профессор Леонид Корочкин (молекулярная биология), д-р наук Валерий Карпунин (математика), д-р наук Владимир Кондаленко (цитология, клеточная патология), д-р наук Людмила Тонконог (химия, биохимия), д-р наук Иохим Веттер (биология), д-р наук Джон Ранкин (космология), д-р наук Ариэль Рот (биология), д-р наук Михаил Шулгин (физика) и многие другие. Таких людей действительно много. Стоило мне выйти в поисковую систему Интернета Goоgle и дать задание найти религиозных ученых, как передо мной на экране появилось около ста файлов; и только в одном из них … 240 (!) имен религиозных ученых из ныне здравствующих. А что уж говорить об ученых предыдущих поколений!
И всё же остается одно религиозное положение, которое даже среди религиозных ученых (креационистов, от английского слова «creation» –творение) порой вызывает сомнения. Речь идет о самых первых словах Торы в книге «Берешит» (Бытие). Речь идет об описании шести дней творения мира. Помните? «Вначале сотворил Б-г Небо и Землю. Земля же была пуста, и тьма над бездною; и дух Б-жий носился над водами. И сказал Б-г: да будет свет. И стал свет. И увидел Б-г свет, что он хорош; и отделил Б-г свет от тьмы. И назвал Б-г свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» ( Брейшит 1:1 -5).
Читаешь эти строки и спрашиваешь себя: «Были ли дни, о которых говорит Тора, такими же днями, как дни нашей жизни? Если так, то как же можно вместить в какие-то 24 часа суток сотворение таких глобальных объектов, как атмосфера, океаны, материки,флора и фауна? Если все же представить, что Всемогущий творит чудеса, и нет для Него ничего невозможного, то как примирить эти сроки, да и саму (согласно Торе) шеститысячелетнюю историю мира с данными, например, геологии? Неужели, нам, примитивным существам, ограниченным рамками времени и пространства, не дано хоть отдаленно понять деяния Вс-вышнего, для которого тысячи лет – всего лишь один быстротечный миг?»
Однако для того Тора и дана была нам, чтобы мы ее изучали. А раз так, то и язык, которым Тора повествует о сокровенных концепциях мироздания, должен поддаваться осознанию человеческим разумом, пусть не до конца, пусть лишь отчасти, но (перефразируя банальные истины), чем дальше в глубины Торы, тем больше понимания. Научные исследования, могут помочь нам понять Тору, осознать все величие ее идей, ощутить трепет перед бесконечной мудростью ее Автора. Однако сама Тора, хоть и содержит в себе знание всех тайн природы этого мира, да и духовной природы всех миров в целом, от наших научных изысканий не зависит. Более того, Тора предлагает человеку, пусть даже неискушенному в науке, увидеть то, о чём современные ученые пока еще даже не догадываются. Одно из таких откровений – концепция пропорционального соответствия между днями творения и историей человечества в целом. Итак – шесть дней творения, как учил две тысячи лет назад рабби Шимон Бен Иохай, великий каббалист и автор книги «Зохар», соответствуют шести тысячелетиям истории человеческой цивилизации. Нас же в данном случае интересует только один, шестой день, тот самый день, содержание которого пророчески предопределило события последнего, шестого тысячелетия нашей истории.
Эти слова Устной Торы могут вызвать вполне естественный вопрос: «Почему для сотворения человека Творцу понадобилось семь часов, да к тому же целый час – для собирания «праха» со всей планеты?» Конечно же, этот вопрос можно развить и дальше: «А зачем Творцу понадобилось именно семь дней для общего творения мира? Почему не один или, скажем, не пять дней, или напротив, может быть, было бы достаточно лишь одного часа? В конце концов, ведь Он – Всемогущий!»
И вновь, без теории относительности здесь не обойдешься. Известно, что при сверхзвуковых скоростях голос человека, находящегося внутри объекта, который движется с этой скоростью, будет услышан только спустя некоторое время после того как этот человек что-то скажет. Если речь слышна лишь после её произнесения, это подобно тому, что говорящий оказывается в каком-то заданном месте еще до того как прозвучали его слова. Когда же человек перемещается в пространстве со скоростью выше скорости света, тогда он буквально опережает время. Естественно, сказать, что Творец путешествует в пространстве, было бы неправильно. И все-таки на уровне простой модели, такое сравнение помогает понять саму идею: Творец не связан рамками времени.
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Продолжение следует