В пятницу 28 июля в районе 5 часов вечера текущие телевизионные передачи были прерваны. По некоторым каналам в течение нескольких часов передавались сообщения о вооружённом нападении в здании Еврейской Федерации Большого Сиэтла.
А незадолго до этого, в воскресенье 23 июля, в Бурбанк-парке на острове «Мерсер» прошло ралли в поддержку Израиля, спонсором которого были более чем 40 еврейских организаций региона. Выступающие на ралли говорили о том, что Израиль имеет полное право на самозащиту, что сейчас нельзя молчать и нужно поддерживать Израиль в борьбе с террором, что необходимо обеспечить мир и безопасность для всех стран Ближнего Востока!
Неподалёку от места проведения основного ралли, поддержанного абсолютным большинством евреев, стояла небольшая группа людей, в основном евреев, осуждавших, как было написано на одном из их лозунгов «израильскую агрессию» и требовавших от руководства США не помогать Израилю (знали бы они, что, помогая Израилю, Америка сама имеет определенную выгоду; в том числе и обеспечение заказов на оружие, а следовательно сокращение безработицы в США и т. п.). Их ограждала цепочка полицейских, которых было много и там, где проходил основной митинг в поддержку Израиля.
Я разговорился с этими людьми, и у меня создалось впечатление, что логические рассуждения на них действуют слабо. Некоторые из них пытались повторять мне одни и те же заученные фразы. По существу им нечего было ответить. Как оказалось, в основном эти люди принадлежали организации, название которой можно перевести на русский, как «Еврейский голос за мир». Несколько человек, похоже, были членами какой-то социалистической организации, ибо стояли с лозунгами в поддержку социализма и осуждающими империализм. К счастью, таких было очень немного, и по численности они не могли сравниться с ралли в поддержку Израиля.
Нужно отметить также, что в субботу, накануне ралли в поддержку Израиля, состоялось арабское ралли. Главными его требованиями были: прекращение огня, прекращение убийства невинных граждан. А что же ещё можно требовать, учитывая положение, в котором оказался Ливан? Если бы было наоборот, и ливанская армия была бы сильнее израильской и воевала бы на израильской территории, то можно было бы вообще не устраивать ралли. А так ведь Армия Обороны Израиля находится на ливанской территории и бомбит террористические анклавы «Хизбаллы». Значит естественно требовать прекращения огня. И жизнь террористам удастся сохранить и частично инфраструктуру, которую можно будет быстро восстановить после прекращения огня. У организатора этого ралли Риты Зауэйдэ были и личные интересы: работая агентом по путешествиям в Сиэтле, она имеет клиентов из Южного Ливана.
После произраильского ралли в некоторые еврейские организации стали поступать звонки с угрозами. За день до трагедии в Еврейской Федерации Сиэтла лидеры «Хизбаллы» в Ливане и один из высших лидеров «Аль-Каиды» выступили с угрозами о переносе войны с Ближнего Востока на территорию США. В связи с этим Федеральное Бюро Расследований (ФБР) предупредило еврейские организации по всей стране о необходимости проявления повышенной бдительности и осторожности.
28 июля в 4:03 после полудня в полиции раздался звонок, сообщивший о стрельбе. По свидетельству г-жи Мейлин-Дитрих, координатора базы данных еврейского центра, нападавший крикнул: «Я – американский мусульманин, злой на Израиль» – после чего начал стрелять. Одна женщина, Памела Вэхтер, 58 лет, скончалась от ранений на месте, 5 других – были ранены. Их имена: Кэрол Голдман, Дэйна Кляйн, Лэйла Буш, Кристина Рэксроуд и Шерил Стамбо. Их возраст в пределах 20 – 40 лет. Особую роль в прекращении преступления сыграла беременная женщина Дэйна Кляйн. Раненная в руку, она добралась до своего офиса, позвонила по телефону 911 и заставила нападавшего переговорить с диспетчерами, которые убедили его сдаться. Шеф полиции Сиэтла Джил Керликовски на пресс-конференции 29 июля назвал Дэйну героиней, изумляясь её спокойствию во время нападения и переговоров с вооружённым убийцей.
По словам Роберта Джекобса, регионального директора Антидиффамационной Лиги по Северо-Западному Тихоокеанскому региону, знакомого с несколькими пострадавшими, трое из пяти раненых женщин не еврейки, включая Шерил Стамбо – директора Федерации по маркетингу. Погибшая Пэм Вэхтер выросла в Миннеаполисе (штат Миннесота) и воспитывалась как лютеранка. Позднее она перешла в иудаизм. После того как она вышла замуж за пилота Билла Уэктэра, еврея по национальности, семья переехала в Сиэтл. Это было в 1979 г. Здесь у Билла и Пэм родились двое детей. Когда они повзрослели, Пэм закончила университет штата Вашингтон, получив специальность в области питания (nutrition). В еврейской общине она была даже активнее своего мужа. Позднее Пэм и Билл развелись. После развода Пэм продолжала активно работать в еврейской общине. Она работала в еврейской организации услуг (Jewish Family Service), в Еврейской Федерации и синагоге «Бней Тора», где прошла путь от секретаря до президента. Коллеги и друзья характеризуют её как неутомимую труженицу и всеобщую любимицу, с которой приятно было проводить время. Да будет благословенна её память!
Так кто же убийца? Подозреваемый Навид Афзал Хак родился в США. Его родители иммигрировали в США из Пакистана в начале 1970-х годов. Навид жил в Паско, в районе Три-Ситис, на юго-востоке штата Вашингтон. Закончил общеобразовательную школу в 1994 г. и поехал на Восточное побережье для получения специальности дантиста. Знавший его член местной исламской общины Шехадеб описал Навида Хака как тихого человека, в котором было что-то от бирюка. По словам адвоката Лари Стивенсона, у его подзащитного 10 лет назад было диагностировано маниакально-депрессивное состояние, и он находился под наблюдением психиатра. Однако выводы о влиянии болезни на поступки преступника делать рано. Для этого нужна судебно-медицинская экспертиза. Отец Н. Хака работает в ханфордской ядерной резервации (Hanford nuclear reservation), где работают и другие члены местной исламской общины. Все работающие в этом месте должны проходить проверку на благонадёжность и иметь соответствующий допуск (интересно, как проводится эта проверка, и почему большинство местных мусульман выбрали именно это место работы?). Семья Хаков хорошо известна в местной мусульманской общине. Отец Навида инженер – один из основателей местного исламского центра. В последнее время Навид Хак жил ближе к Сиэтлу – в Эверете.
По-видимому, по дороге в Еврейскую Федерацию Хак был сильно сосредоточен на мысли о предстоящем преступлении и поехал по улице, по которой разрешено ездить только автобусам, вследствие чего был остановлен полицией и получил штраф. Как же ему удалось проникнуть в здание Еврейской Федерации, которое, на первый взгляд, обеспечено надежной системой безопасности (ворота, сигнализация и т. д.)? Ему удалось сделать это, взяв в заложницы 13-летнюю девочку, направлявшуюся в Еврейскую Федерацию, к голове которой он приставил пистолет. Ворвавшись в помещение, преступник, вооружённый двумя полуавтоматическими пистолетами, сразу начал стрелять. Всё произошло очень быстро. Убив одну женщину и ранив пятерых, преступник, бросив оружие, уже через несколько минут после телефонных переговоров с диспетчерской полицейской службы, вышел наружу и сдался полиции. Навид Хак обвиняется в убийстве и в покушении на убийство. ФБР и полиция охарактеризовали это преступление как преступление на почве ненависти.
После произошедшего полиция старается улучшить охрану еврейских учреждений. Хотя сделать это нелегко, особенно в городах, где еврейских организаций очень много. Амирам Баркат в статье «Эксперты по безопасности надеются, что атака в Сиэтле развеет иллюзии евреев США о безопасной жизни» (газета «Гаарец», 01.08.2006 г.) цитирует рава Исраэля Сингера из Всемирного Еврейского Конгресса: «В Нью-Йорке, например, порядка 5 тыс. еврейских организаций, и в то же время во всём городе постоянно находятся на дежурстве 10 тыс. полицейских. Необходимо хорошо подумать, разумно ли, чтобы в такой ситуации каждая еврейская организация охранялась полицейскими». Очевидно, что необходимо продумать и другие меры надёжной защиты еврейских организаций, например, установка современных систем безопасности и сигнализации. Представитель Еврейского Агентства в Сиэтле Роберт Соколов сказал: «Евреи в Соединённых Штатах не привыкли думать о безопасности. Надеюсь, что теперь люди проснутся, и мы сумеем предотвратить подобные трагедии в будущем» (там же).
В случившемся виноват не только убийца Навид Хак, который должен понести справедливое наказание. Подобные преступления совершаются не в вакууме. Разумеется, в той исламской среде, в которой он рос, вряд ли можно было почерпнуть какую-то позитивную информацию об Израиле. Однако большая вина лежит также на СМИ, включая, конечно, американские, в которых очень часто информация о ситуации на Ближнем Востоке преподносится необъективно, однобоко и в конечном счёте искажается с целью обвинить во всем Израиль. Чего только стоят недавние передачи и репортажи о событиях в Кане (Ливан), где погибли женщины и дети. Вместо того, чтобы однозначно обвинить в случившемся «Хизбаллу», которая специально подставляет граждан Ливана под бомбы, большинство мировых и американских СМИ показывают ситуацию в Кане после бомбёжки, направляя негодование читателей и зрителей против Израиля и вызывая жалость к пострадавшим, воздействуя больше на эмоции, чем на разум. В то же время когда ракеты «Хизбаллы» падают на города Израиля и несут смерть и страдания мирному населению, ведущие СМИ не проявляют особой озабоченности в правдивой информации. А ведь «Хизбалла» несёт ответственность, как за убийства израильских граждан, так и за гибель граждан Ливана. «Хизбалла» нарушает Женевскую Конвенцию, предписывающую эвакуировать гражданское население из мест ведения боевых действий. Об этом надо писать и говорить.
Необходим достойный отпор необъективному антиизраильскому освещению в СМИ событий в ближневосточном регионе.
Сиэтл