Материалы сайта www.evrey.com
В понедельник в израильском кибуце Сде Бокер, расположенном на юго-западе пустыни Негев в 30 километрах от Беэр-Шевы, состоялось открытие синагоги. На церемонии присутствовали порядка 150-ти жителей кибуца (что составляет примерно половину взрослого населения этой сельскохозяйственной коммуны) и несколько гостей, в том числе — раввины района. Хозяева праздника просили раввинов приезжать к ним с уроками, и выражали радость по поводу того, что отныне, впервые за все годы существования кибуца, мальчиков, достигших 13-ти лет (возраста “бар-мицвы“, то есть — исполнения заповедей) не надо возить в другие израильские населенные пункты, чтобы их вызвали к чтению Торы. Теперь это можно делать в самом Сде Бокере. Жители кибуца с удовлетворением отметили также, что с появлением синагоги они смогут приглашать на шаббат друзей и родственников. Напомним читателям, что Сде Бокер, созданный в 1953-м году — не “рядовой” кибуц, известный, кроме прочего еще и тем, что в 1953-м здесь поселился легендарный Давид Бен-Гурион, в прошлом — лидер “ишува” (еврейской общины) подмандатной Палестины, который стал первым премьер-министром Израиля. Бен-Гурион жил в кибуце Сде Бокер до самой кончины, и там же в декабре 1973 года был похоронен. При всей значимости этого сельскохозяйственного поселения для новейшей израильской истории и для израильских туристических маршрутов, читатель вправе спросить: почему мы, собственно, пишем здесь о таком событии? Почему именно к нему решили привлечь внимание посетителей нашего сайта? И в самом деле. Ну, построили синагогу, еще одну — среди сотен синагог, построенных за последние годы в Израиле. В общем-то, все так, да — не совсем. В наших материалах, мы стремимся подмечать стратегические изменения, характеризующие общую картину и общие тенденции. Напомним еще раз: кибуц Сде-Бокер — не простой кибуц, но — знаменитая на всю страну (и на весь мир) “штаб-квартира” Бен-Гуриона, создателя социалистической партии МАПАЙ, состоящей из социалистов-атеистов. В Сде Бокере Бен-Гурион оказался в среде своих единомышленников — потому, очевидно, и выбрал это место для постоянного проживания. Каждый год Сде Бокер посещают тысячи гостей — из Израиля и со всего света (побывать там довелось и авторам данной статьи). И никто в кибуце за все 60 лет, с 1952-го по 2012-й (трудно себе это представить) — даже и не помышлял о строительстве синагоги. Но и при всех упомянутых обстоятельствах, мы, наверное, не упомянули бы о появлении синагоги в Сде Бокер (а если бы упомянули, то, разве что в ряду израильских курьезов), если бы это событие не было достаточно яркой “черточкой”, обозначающей вектор движения Израиля из 1952 года в 2015-й. Дело в том, что в израильском обществе в последние 20 лет происходят заметные изменения. Это относится и к израильским “штаб-квартирам” воинствующего атеизма и материализма. Знаковые события, относящиеся к данному процессу, кстати сказать, как правило, замалчиваются в левых израильских СМИ. Но мы (о чудесное ханукальное время!) можем привести пример красноречивых изменений, который исключительным образом привлек внимание даже левых СМИ. Как раз в дни Хануки на телеэкраны вышел прекрасно сделанный и действительно имеющий ценность уникального исторического документа документальный фильм… о кашеровании столовой в кибуце Бейт-Альфа. Чтобы было понятно, что двигало создателями этой уникальной документальной картины, поясним, что привольно раскинувшийся на склоне горы Гильбоа в живописнейшей Изреэльской долине кибуц Бейт Альфа — это центр богоборческой израильской молодежной организации “А-Шомер а-цаир”. В свою очередь — являвшейся боевым крылом лево-социалистической партии МАПАМ, составлявшей “левую оппозицию” даже социалистам Бен-Гуриона (!) из партии МАПАЙ. Той старой партии МАПАМ (члены которой в свое время горько оплакивали смерть товарища Сталина) — давно уже нет. Сегодня от нее осталась лишь рудиментарная часть ультралевого блока МЕРЕЦ, ядро которого составляют “обуржуазившиеся” сторонники светского левого либерализма. Молодежное крыло МАПАМа “А-Шомер а-цаир” (“Юный страж”), тоже когда-то процветавшее, сегодня — влачащая жалкое существование, экономически, а главное, морально обанкротившаяся организация израильских “комсомольцев”, к одним из немногих, все еще контролируемых идеологических и материальных активов которой и относится объединяющий 700-800 членов кибуц Бейт-Альфа, занимающий территорию в тысячи гектаров. Все эти годы члены кибуца Бейт-Альфа (еврейские корни названия кибуца, кстати, восходят к словам “Дом Учения”) стояли в первых рядах борцов с Торой и были среди главных зачинщиков всех и всяческих инициатив, направленных против еврейской традиции и религиозных евреев Израиля. Активисты молодежной “евсекции”, вместе со старшими товарищами из МАПАМ, разумеется, тоже горько оплакивали смерть Сталина и пытались, сколько можно — продолжать его дело. И вот, именно в таком кибуце его жители кашеруют столовую, то есть — приводят кухонное оборудование (обновляют посуду и распределяют ее на мясную и молочную, разделяют кухню на “зоны”, мясную и молочную и т.д.) в состояние, пригодное для приготовления пищи, которую разрешено есть еврею, соблюдающему законы Торы. Следует сказать и о том, что означает это событие для жизни в кибуце. Кибуцная столовая практически в каждом кибуце — не только ежедневная еда (собственных кухонь и даже кухонных уголков в домах многих кибуцев нет), но и — центр внутренней, общинной жизни. А кроме того — “кибуцный театр”, “кибуцный кинозал”, “кибуцный лекторий”, “кибуцная галерея”. Короче — место проведения досуга. И, прежде всего — в выходной день (законы шаббата члены данного кибуца, разумеется, не соблюдают — речь идет об “уикенде” европейского типа). В столовой такого кибуца устраивают и бесконечные политические собрания. То есть столовая здесь — этакий “колхозный красный уголок”. Поэтому кашерование “сердца кибуцной жизни”, кибуцной столовой в сугубо светском кибуце — событие из ряда вон выходящее, имеющее, к тому же, самые серьезные и неожиданные для светских кибуцников последствия. Например, в кашерной столовой нельзя нарушать шаббат — иначе она утратит статус кашерной. Еще одно неизбежное следствие такого решения — необходимость в регулярном присутствии на территории откашерованной столовой “машгихей кашрут” (“наблюдателей за соблюдением законов кашрута”), иначе говоря — тех самых носителей черных шляп и пейсов, представителей “реакционного еврейского духовенства”, с которыми долгие годы боролись основатели и рядовые члены кибуца “Бейт-Альфа”. Что же стало причиной столь драматического решения руководства кибуца? Причины, заставившие поступиться “светлыми идеологическими принципами” воинствующего атеизма и богоборчества, как это часто бывает — лежат в сугубо приземленной, материальной плоскости. В какой-то момент, в процессе борьбы за экономическое выживание кибуца, его руководство пришло к выводу, что назрела необходимость открыть дорогу в живописнейший кибуц, расположенный в красивейшем месте Израиля, широкому потоку туристов. Однако оказалось, что “сущая мелочь”, некашерная столовая, на что еще недавно почти никто из израильских и прочих туристов не обратил бы внимание, сегодня, в связи с масштабным “сползанием страны в бездну изучения и соблюдения Торы и возрождения еврейских традиций” — становится серьезным препятствием на пути к пополнению кибуцного бюджета за счет туристов. Вот и встал перед членами руководства кибуца нелегкий вопрос выбора между верностью идеологии воинствующих безбожников-марксистов и — “реакционным” кашрутом кибуцной столовой. Сразу выяснилось, что кашерование столовой влечет за собой необходимость пустить в кибуц раввина, ввести запрет на деятельность, нарушающую субботние законы. Поэтому всем кибуцем долго думали и вычисляли, что важнее: деньги туристов, соблюдающих Тору, или — чистота идеологии богоборчества? Голосований по данному вопросу было несколько. Как засвидетельствовала беспристрастная камера кинодокументалистов, на первом голосовании победили сторонники развития туристического бизнеса. Но защитники чистой и неподкупной идеологии — не смирились с поражением. Они заявили, что на заседании не было убедительного кворума, а потому голосование не имеет законной силы. На повторном голосовании уверенно победили сторонники чистоты идеологии. Впрочем, вскоре возникла небольшая проблема: ознакомившись с результатами подсчета голосов, проигравшие сторонники развития туризма обнаружили, что число участников повторного голосования превышает… число членов кибуца (!). Это означало, что сторонники “чистоты идеологии” оказались попросту — жуликами, либо пригласив голосующих со стороны, либо, подделав результаты голосования. Поэтому и назначили — третьи, окончательные выборы. Запомнившиеся зрителям посвященного всему этому документального фильма тем, выступлением заведующая кибуцной столовой перед началом голосования. “Выбирать, конечно, вам, — сказала она. — Но вы должны знать, о чем идет речь в случае, если вы проголосуете за кашерование кибуцной столовой. Это будет означать, что кибуцникам придется навсегда отказаться от своего любимого блюда — пиццы с сыром и свиной колбасой — которым они баловали себя по субботам все эти годы…”. Документальная кинолента доносит до нас окончательные итоги этого мучительного голосования. Большинство кибуцников (в пропорции примерно 60 на 40) мужественно высказались все же в пользу идеологически чуждого им кашерования столовой, лишающего их столь любимого лакомства. Но и это еще не финальная точка в данной фантасмагорической истории. Таковой с полным правом может считаться фраза, произнесенная на фоне чернеющего неба, с сопровождающим звуковое оформление страшным видением, после чего жители кибуца долго, наверное, протирали глаза. Еще бы! Впервые в истории кибуца, основанного в 1923 году, на его территории появился раввин с помощником и приступил к кашерованию кибуцной столовой. Фраза же, которая упомянута выше — произнесена пожилой жительницей кибуца, видимо, принадлежащей поколению его основателей. “Эх вы, не могли продержаться хотя бы еще несколько лет, — с горечью сказала она, — чтобы я умерла, и мои глаза не видели бы этого!”. Разговор о наших перспективах мы, пожалуй, начнем с изъявления радости по поводу того, что вышеупомянутая пожилая женщина все-таки дожила до того, что предстало перед ее глазами в моменты кашерования кибуцной столовой. Потому, прежде всего, что ее еврейская душа все эти годы жизни в кибуце Бейт-Альфа “питалась” традиционной кибуцной пиццей и глупостями, которые годами здесь произносились. Это замечательно, что она увидела бесславный конец некашерной столовой родного кибуца и породившей эту столовую идеологии — а то умерла бы, и так и не увидела бы в этой жизни чудо. Удивительные перемены в жизни кибуца “Бейт-Альфа” — лишь частица глобальных изменений, произошедших в Израиле за последние 20 лет, которые привели к тому, что сегодня нечего и рассчитывать на серьезный поток туристов там, где дорогой гость не сможет купить себе кашерную еду. Причем — в совершенно кашерном месте, с удостоверением о кашруте (а не устными заверениями хозяев о кашерности). Сегодня в десятках “нерелигиозных” кибуцев, которые прежде были оплотом борьбы с еврейством и Торой, есть не только синагоги, кашерные столовые, но даже и такие символы религиозной жизни, как миквы, регулярные уроки Торы и т.д. Следует попутно отметить, что в Израиле существует порядка 20-ти религиозных кибуцев. Речь в нашем материале — не о них. Не будем преувеличивать, опрометчиво заявляя, что большинство “светских” кибуцев стали религиозными. Отметим лишь, что наши сегодняшние новости и комментарии к ним еще 20 лет назад были бы уместны разве что в научно-фантастическом фильме. Сейчас они — реальность. И это — лучшая оценка серьезности происходящих перемен, убедительный аккорд в свете только что закончившегося праздника Хануки.