Линия фронта в полстраны…

«Эй, мужики! Пицца по дешевке! Хотите?» – кричит продавец маленького ларька на пустом перекрестке на севере Израиля.

«Какая пицца? Жарко! Мороженое есть?» – ответствую.

«Нет, не подвозят… Но у меня кондиционер есть!» – добавляет он.

С северо-запада слышится удар падения и разрыва…

«Кондиционер в бомбоубежище! – мгновенно добавляет продавец. – Пошли?»

был очень жаркий августовский день… На Израиль свалились 33 градуса жары и 230 ракет – рекордный «показатель». Две – весьма дальнобойные – иранского производства. Одна из них упала на окраине палестинской деревни. Но палестинцы не обижаются… Они понимают, что война есть война, и призывают «Хизбаллу»… стрелять подальше и поточнее.

А вообще, вторая ливанская война – одна из самых странных даже для такой привычной к конфликтам страны, как Израиль. Неясно, кто с кем воюет, каких целей добивается и какой победы ждет.

Ливанские шиитские боевики целенаправленно бьют по скоплениям израильского населения. Израильская армия разносит ливанские инфраструктуры и отлавливает боевиков «Хизбаллы» спецоперациями на сотни километров в глубь ливанской территории. Кстати, официально для Израиля это не война. «Ограниченная военная операция» – так называет ЭТО правительство еврейского государства. «Операция в Ливане, а треть Израиля в бомбоубежищах», – комментируют простые северяне…

«Хизбалла» грозится забросать ракетами пол-Израиля, вплоть до Иерусалима, где власти уже начали проверку бомбоубежищ. Израильтяне хотят ликвидировать шиитскую группировку на корню, хотя никак не могут понять, как им это сделать… Ливанское правительство требует немедленно прекратить действия израильской армии, но усмирять «Хизбаллу» не хочет…

Все это, как говорят простые люди, – политика…

Около миллиона простых ливанцев бежали из южных районов своей страны. Около 400 тысяч простых израильтян покинули северные районы своей. Да и я отвез семью в окрестности израильской столицы – маленький «русский» пригород Иерусалима. На войне как на войне: если семья в безопасности, увереннее чувствует себя не только солдат, но и журналист…

Когда едешь на «крайний» север Израиля, дороги пустынны, как где-то в бескрайней Аризоне… Это ведь уже, по сути, и есть линия фронта. Периодически слышно «бух-БУХ». Первый удар – само падение ракеты. А второй – взрыв или эхо. Проезжаешь практически опустевшие городки со следами падений ракет. Возле свежеупавших «ливанских пришельцев» суетятся саперы; дороги, придорожные кюветы и тротуары на улицах городов местами засыпаны мелкими металлическими шариками, вроде тех, которыми мы в детстве в СССР играли. От подшипников. Это картечь – в каждой ракете их от 10 до 40 килограммов. Такие еще насыпают в пояса шахидов вместе с гвоздями – для увеличения количества жертв. В Хайфе и Афуле они пока идут нарасхват как сувениры, а тут их уже некому поднимать – детвора или на юге, или безвылазно в бомбоубежищах.

Разок из-за кучки шариков машину немного повело…

На подъездах к приграничным районам частота «бух-БУХ» возрастает. Очень, скажу вам, неуютно. И тут начинают появляться блокпосты. Идет активное движение израильских войск, поэтому журналистов заворачивают.

Местами на обочинах группами стоят танки. Сидящие и лежащие на траве танкисты спят или слушают радио. Некоторые из танков еще стоят на площадках тяжелых транспортеров. Танки тут не идут своим ходом: израильтяне экономят дорогое дорожное покрытие.

«Шесть бригад уже вошли в Ливан», – сообщает радио… Были, кстати, уже печальные случаи передачи репортерами секретных данных в прямой эфир. Журналисты «Аль-Джазиры» и одной из западных станций снимали, несмотря на запрет, окрестности падения дальнобойных ракет «Хизбаллы», помогая таким образом более прицельно метить…

Поворачиваем от блокпоста в сторону Нагарии. Этот город на северно-западной оконечности страны, центр локального туризма, ныне просто вымер. Все, кто остались в городе, живут в бомбоубежищах. Дома в центре напоминают швейцарский сыр… или жертв нашествия термитов. А все шарики от подшипников.

Гостиницы пусты – в них только журналисты со всего мира. Явно видно, кто тут недавно, а кто с первых дней конфликта. Дремлющий европеец, кажется немец, от которого идет пост-спиртное амбре, положивший ноги на стол, заставленный пивными банками, явно тут давно. А молодой турок, приседающий от далеких и не очень разрывов, постоянно набирающий номер на мобильнике и скороговоркой что-то начитывающий, скорее всего, приехал только сегодня.

В одном из пятизвездочных отелей поселили «на отдых» часть израильского спецназа. Солдаты отдыхают после копания в туннелях «южной столицы» шиитских боевиков – Бинт Джбеля. Ребята вообще молчаливые. Да и устав не велит… Но один, по виду явно русскоговорящий, услышав знакомую речь, соглашается «на пару слов». Никаких имен, мест, званий – названий. Противник – боевики – шииты, не слабы, не глупы, явно прошли обучение у профессионалов. Разумеется, их не сравнить с израильтянами. Но знание территории, фортификация, практически бесконечный боезапас плюс фанатизм дают результаты. Жертвы среди израильского спецназа, по сравнению с жертвами зарубежных спецчастей в схожих ситуациях, минимальные. Но тут каждый солдат – значительная потеря…

«Иранцы с «хизбами» поработали? КСИР? (Корпус Стражей Исламской Революции)», – спрашиваю. Солдат очень выразительно молчит.

Многие из спецназников были оснащены минивидеокамерами. Во время боев они запечатлели технику действия боевиков «Хизбаллы», чтобы следующие за ними части знали, к чему готовиться. За шесть лет с момента выхода Израиля из Южного Ливана «Хизбалла» успела подготовиться к конфронтации. Этот фронт считался закрытым, максимум несколько раз в год велись артилеррийско-ракетные дуэли с боевиками. Но никто не ждал того, что их придется выкуривать из бетонированных туннелей, на 40 метров уходящих под землю…

Судя по сообщению радио, в Нагарию приехала поработать волонтером в оперативном штабе муниципалитета ведущая чешская манекенщица, 24-летняя топ-модель Андреа Сусткова. Андреа приехала в Израиль три месяца назад, влюбилась в страну и решила тут пока остаться. Она живет в Кфар-Йоне, делая короткие вылазки в Милан, где представляет одежду от Версаче и от Черотти. Конечно, было бы интересно сделать на память снимок с чешской красоткой под ливанскими ракетами, но времени на ее розыски у нас нет – впереди еще длинный путь на северо-восток.

В городе опять ощутимо бухает, но мы в бомбоубежище не идем, надо сматываться в Кирьят Шмону – город, где выросли несколько поколений «детей бомбоубежищ». Хоть дороги и пустынны, если не считать военную технику, едем долго – блокпосты. В одном месте на дорогу упала «Катюша», с ней возятся саперы. Приходится объезжать.

Кирьят Шмона, на которую свалилось огромное количество ракет, выглядит жутковато: город практически мертв, из бомбоубежищ не выходит никто, с доставками пищи – перебои. Но добровольцы из других районов страны стараются покрыть недостачу. Уровень организации очень высокий, группы добровольцев разнообразны по составу. В «Живом Журнале» – livejournal.com русскоязычные израильтяне сколотили структуру по сбору и доставке продуктов. И никакого мошенничества, никаких подстав…

Вдруг начинается еще один обстрел, и мы, в точном соответствии с указаниями службы тыла не оставаться в движущемся транспорте во время ракетного обстрела, послушно забегаем в парадное относительно не пострадавшего дома. Народу это не мешает, наоборот, новые люди, тем более журналисты, – можно вывалить груз забот с сердца.

Пока льются рассказы о четвертой неделе жизни в бетонных стенах, захожу в сеть с лаптопа – побеседовать с ливанским приятелем. Приятелем ли уже?

Израильтянину, даже журналисту, на ливанскую территорию лучше не соваться: свои не пустят, чужие будут рады добавить дополнительную голову к списку отстрелянных или захваченных. Как объяснял один из лидеров «Хизбаллы», все израильское население является легитимной военной целью. Старики служили, младенцы будут служить…

Джордж Ф. – ливанский христианин, последний из клана, кто не уехал в Канаду. Компьютерщик, хозяин фирмы по поставке деталей.

Болтаем немного натянуто… он уже разок резко обрывал беседу. Потом перетерли все и решили, что не от нас зависит.

У него сейчас тоже канонада. «Пойми, мы уже устали менять мнение десять раз на день. Когда нас сначала бомбили, мы были за «Хизбаллу», хотя все тут понимают, что эти (нецензурно)… нас подставили… Нет, мы в вас давно уже не верим и не поддерживаем. Просто это мы шиитов так ненавидим, что может показаться, что мы за вас. Мы против всех, так как все против нас. Вы нас кинули в 2000 году. Надо было создать нам, христианам, маленькую страну, анклав… А вы не захотели, свалили, оставили работу незаконченной. Ты уж прости, но так вам и надо… А Запад-то Сирию из Ливана выдавил, но ее место занял Насралла…».

Спорить с Джорджем не хочу и не могу. Это его право, находясь под огнем с двух сторон, так говорить. И тут рядом, в бомбоубежище, говорят, по сути, то же самое. Уйдя в 2000 году и не добив «Хизбаллу», Израиль подставил и себя, и Ливан. Все тогда понимали, что шиитских боевиков, для которых Иран закупает ракеты в России, никто не сможет успокоить… И все ждали взрыва.

А теперь два народа сидят в бомбоубежищах на линии фронта шириной в полстраны в каждую сторону.

Никто не знает, когда все это закончится. Ни Джордж, ни жители Кирьят Шмоны. И самое главное, никто не знает, как в реальности будет выглядеть победа какой-либо из сторон. Такая вот странная война…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора