Оно вызвало скептические замечания критиков планов правительства в газовом секторе. Их скепсис не был напрасным: расчет на то, что конфликт с Россией смягчит позицию турецкого руководства в вопросе об израильском газе оказался неоправданным. Президент Эрдоган тотчас отреагировал на высказывание Нетаниягу, и вновь связал возможность газовой сделки с выполнением условий, поставленных Турцией после инцидента с «Мави Мармарой» в 2010 году.
Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калин заявил, что Израиль должен будет выплатить компенсации, о размере которых уже несколько лет идут переговоры, и снять блокаду с сектора Газы.
Известно, что Турция получает половину природного газа из России, и как сообщил директор турецкой газовой компании Turcas и бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза, эти поставки уже нестабильны. В середине прошлой недели Брайза сказал также, что Иран намерен сократить поставки газа в Турцию на 50% ввиду того, что иранской экономике понадобится больше газа в период выхода из кризиса.
В недавнем интервью газете «Глобс» директор Turcas сказал, что его компания хотела бы покупать израильский газ, и готова была бы платить за него больше, чем египтяне, но меньше чем турки платят в настоящее время России ($12), Ирану ($15) и Азербайджану ($10).
Несмотря на жесткое заявление канцелярии Эрдогана Мэттью Брайза полон оптимизма: он полагает, что все разногласия, как турецко-израильские, так и турецко-кипрские, можно разрешить. И в конце концов, считает он, будет проложена труба, которая соединит с турецким берегом израильские и кипрские месторождения. По его словам, 20-летний контракт с Израилем на 8-10 млрд кубометров в год решил бы энергетические проблемы Турции.
Однако Эрдоган предпочитает экономическим выгодам внутриполитические дивиденды непреклонного борца с Израилем. Так же, как его российский коллега Путин, он намеренно взвинчивает российско-турецкий конфликт ради внутренней повестки дня.
israelinfo