Мертвая голова Недельная глава Торы «Ваешев»

Яаков поселяется в Ханаане. Его любимый сын Йосеф, которому он в знак особого расположения дарит разноцветную полосатую рубашку из тонкой шерсти, доносит отцу о плохом поведении братьев. Братья ненавидят Йосефа, особенно после того, как он пересказывает им два своих пророческих сна, в одном из которых их снопы кланяются его снопу, а в другом перед ним склоняются солнце, луна (отец с умершей матерью) и одиннадцать звезд (братья). Заподозрив Йосефа в стремлении узурпировать духовную миссию семьи, сыновья Яакова замышляют убить его. Но когда Йосеф приходит к ним на пастбище в Шхем, братья отказываются от прямого убийства и продают юношу в рабство купцам, проходящим с караваном. Затем они показывают Яакову рубашку Йосефа, смоченную кровью зарезанного козленка, и убеждают отца, что его младшего сына растерзал дикий зверь. Яаков безутешен. Оказавшись в Египте, Йосеф становится собственностью Потифара, начальника царской стражи. Со временем он занимает должность управляющего в доме Потифара. Жена хозяина домогается любви красивого раба и, разгневанная отказом, ложно обвиняет его в попытке изнасилования. Йосефа бросают в тюрьму. Там он удачно толкует сны двух царедворцев, попавших в немилость к фараону. Предсказания Йосефа в точности исполняются: начальник виночерпиев реабилитирован, а начальника пекарей казнят. При выходе на свободу главный виночерпий обещает ходатайствовать за Йосефа во дворце, но забывает о нем.

***

Еврейская традиция серьезно относится к сновидениям. В Талмуде (трактат «Брахот») сказано, что сон — это одна шестидесятая часть пророческого озарения. Библейские пророки вступали в контакт с Б-гом, получая от Него информацию о будущем и предостережения, как правило, во сне. Только Моше, величайший из пророков, всегда разговаривал с Б-гом наяву — «лицом к лицу».
В книге «Берешит», в разделе «Лех леха», мы читаем, как Б-г усыпил Авраама («И было солнце перед заходом. И непреодолимый сон напал на Авраама. И вот: что-то ужасное, черное, наваливается на него…»). Находясь в состоянии «гипнотического» сна, наш старший праотец узнал о предстоящем 400-летнем египетском рабстве и последующем Исходе. Тогда же Б-г заключил с ним «союз между рассеченными частями» жертвенных животных, пообещав: «Потомству твоему отдам эту страну от реки Египетской до… реки Евфрат» (гл. 15).
Важный пророческий сон приснился и Яакову, когда он шел из Беэр-Шевы в Харан, спасаясь от мести Эсава, и остановился на ночлег на будущей Храмовой горе. Увиденная им во сне лестница, которая «поставлена на землю, а верх ее достигает неба, и ангелы Б-га восходят и спускаются по ней», символизировала тесную связь материального мира с духовными сферами. Открыв Яакову эту важнейшую истину, Всевышний повторил обещания, ранее данные Аврааму и Ицхаку, о том, что его потомки унаследуют Эрец Исраэль, станут многочисленным народом, «благословением для всех племен земных» и после долгого изгнания вернутся «в эту страну» (гл. 28).
Сын Яакова Йосеф не только сам видел вещие сны, но и благодаря тому же пророческому озарению толковал их для других людей. Остро закрученный, приключенческий сюжет сегодняшнего раздела «Ваешев» начинается с двух снов и кончается тоже двумя сновидениями, причем в обоих случаях эти сны сыграли важную роль в судьбе Йосефа, его братьев и всего еврейского народа на много веков вперед.
Юношеские сны Йосефа о том, как одиннадцать снопов, связанных другими сыновьями Яакова, поклонились снопу Йосефа и как ему же, Йосефу, кланяются солнце (его ­отец), луна (умершая мать Рахель) и одиннадцать звезд, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения братьев. Заподозрив в нем стремление узурпировать духовное наследие праотцев, они продали сновидца торговому каравану, который направлялся в Египет, — так начался период египетского рабства.
В заключительной части раздела Йосеф, оказавшись в тюрьме по ложному доносу, блестяще разгадывает сны попавших в немилость придворного виночерпия и придворного пекаря (эта удача помогла ему со временем не только выйти на свободу, но и стать премьер-министром Египта). Виночерпия Йосеф обнадежил: «Через три дня фараон вознесет тебя и возвратит на место твое», а пекарю, увидевшему во сне на голове своей три плетеные корзины с мучными изделиями, которые клюют птицы прямо из верхней корзины, он неожиданно предсказывает совершенно иную, трагическую судьбу: «Три корзины — это три дня. Через три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою» (40:19).
Прежде чем прокомментировать сны виночерпия и пекаря, Йосеф предупредил их, что он не ясновидящий и не гадалка: «Ведь от Б-га истолкование». Информация поступала к нему по пророческим каналам непосредственно от Творца Вселенной, которому все открыто, для которого нет прошлого, настоящего и будущего.
И все-таки в любом комментарии должна быть элементарная логика, здравый смысл. Что такого увидел Йосеф в сновидении пекаря? Почему он решил, что пекаря повесят?
Однажды в Англии состоялась большая художественная выставка на тему ультрареализма — максимального приближения к жизни. Представленные на ней картины выглядели пугающе живыми. Особое внимание посетителей привлекло полотно известного живописца, на котором человек держал на голове корзину с фруктами. Сходство с натурой было настолько точным, что на холст садились птицы (выставка проходила под открытым небом) и пытались клевать написанные маслом плоды. Встревоженный художник потребовал даже от устроителей поместить его шедевр под стеклянный колпак.
Картиной заинтересовалась пресса. Предприимчивый редактор одной из газет, стремясь поднять тираж своего издания, объявил необычный конкурс: всякий, кто найдет хотя бы малейший изъян в виртуальной реальности этой художественной работы, получит денежный приз. Победительницей конкурса стала пожилая дама из Лидса. Она написала в редакцию: «Должна признать, что фрукты, лежащие в корзине, действительно выглядят абсолютно настоящими. Но человеку, держащему корзину, повезло меньше. В нем не чувствуется дыхания жизни. Иначе птицы не посмели бы даже приблизиться к фруктам: они боятся живых людей».
Когда пекарь описал Йосефу свой сон — как птицы сели к нему на верхнюю корзину и клевали булочки прямо с его головы, — Йосеф понял, что перед ним мертвец, неспособный даже исполнять роль огородного пугала. Ведь птицы боятся человека, только пока он жив.

Монблан в тени Эвереста

Конфликт между Йосефом и его братьями вызывает недоуменный вопрос. В Торе сказано: «И доводил Йосеф худые слухи о них (братьях) до их отца» (37:2).
Неужели Йосеф, умница и праведник, распускал сплетни и сознательно порочил своих братьев перед отцом? Ведь злоязычие («лашон а-ра») считается тяжелейшим и непростительным грехом, из-за которого человек может даже лишиться удела в Мире Грядущем.
В многодетных семьях отец нередко выделяет одного из детей и ставит его в пример другим. Образцовый ребенок становится той высокой планкой, к покорению которой должны стремиться его братья и сестры: «Почему ты не берешь пример с Йесика? Смотри, какой он хороший, как все его любят!»
Нет, Йосеф не говорил ничего дурного о братьях — просто его непревзойденные достоинства были для них немым укором. Все сыновья Яакова Авину были великими праведниками, духовными гигантами — иначе они не стали бы основателями колен Израиля. Но на фоне Йосефа их добродетели бледнели. Любое сравнение было не в их пользу. Ведь даже величественный Монблан, высочайшая вершина Европы, кажется невзрачным холмиком на фоне Эвереста.
Но если Йосеф не говорил ничего плохого о братьях, ни в чем не обвинял и не порочил их, за что он был наказан? Еврейская традиция учит: чем более велик человек, тем тщательнее он должен скрывать свое величие — не только от братьев, но и от собственного любящего отца.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора