Остап Бендер со знанием дела говорил, что у пророка Самуила всегда спрашивают одно и то же: «Почему в продаже нет животного масла?» и «Еврей ли вы?»
Мы благодарим гг. Софию Гандлер, Геннадия Портного, госпожу Иту из Бруклина и всех остальных наших читателей, столь эмоционально отреагировавших на материал Регины Кодес «Лошадь и ассимиляция» («Еврейский Мир» № 738) и на мой комментарий к этой статье.
К сожалению, редакция не в состоянии опубликовать все письма на эту тему и даже тезисно изложить содержание всех телефонных звонков (по проблеме ассимиляции) за прошедшие две недели.
Мы отобрали всего три письма, наиболее полно отражающих всю гамму чувств – от глубокого возмущения до поддержки моей позиции.
Хотелось бы еще раз объяснить свою позицию уважаемым авторам писем и всем читателям.
Г-жа С. Гандлер перечисляет идеи, которые могли бы нас всех объединить, но, к сожалению, не объединяют. В частности она пишет:
«Нас могла бы объединять замечательная идея и очень нужная: поддержка и помощь Израилю. Но и в этом из-за отсутствия сильного лидера и пассивности мы не делаем больших успехов».
Видимо, г-жа Гандлер просто забыла вставить слова «нашей» перед словом «пассивность». Тогда бы вся фраза звучала намного конкретней и наполнилась смыслом. Наша пассивность – вот одна из основных причин «лошадиного галопа» ассимиляции. Пассивность, как и активность, не возникает на пустом месте. Пассивность возникает, когда существующая идея никого не вдохновляет. А вдохновляющих идей, увы, нет. И г-жа Гандлер вынуждена с этим согласиться..: «… К большому сожалению, поезд американской еврейской истории вскоре пойдет без нашей общины…».
Далее… «Пример: мать-еврейка приходит в гости в семью сына. У него язва желудка, а жена – мексиканка, не любит готовить. Дети питаются чипсами и прочим. Из разговора внучек: «Опять эта русская бабка каши наварила. Зачем только приходит!?»
Кошмарный пример! И максимально корректный! Работающие американки, например, «обожают» готовить дома и проводят у плиты полдня готовя кашку для мужа-язвенника (?!). А ленивые мексиканки, равно как и китаянки, индианки… кормят мужа-язвенника и детей сплошными «чипсами и прочим…» А тут вдруг бабка пришла… И вместо сказок начала кашу варить… для оголодавшего и озверевшего от чипсов сына.
… «Страшно, когда это собственные дети и внуки», – пишет г-жа Гандлер.
Еще как страшно! А если еще, не дай Б-г, жена – «полукровка», то это вообще тихий ужас… Потому что, как доверительно сообщает Г-жа Гандлер, «а сколько махровых антисемитов среди полукровок…».
Полемизируя со мной, г-жа Гандлер приводит очень показательный пример истинно еврейского воспитания: «Сыну наших знакомых, приехавших из Израиля несколько лет назад, тоже 7 лет. Способный ребенок, говорит, пишет и читает на трех языках (иврит, английский, русский). На наш вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» – мальчик ответил: «Поеду воевать с арабами».
Будущее никому не известно, но надеюсь, что этот мальчик больше защищен от попадания в какую-то секту и от ассимиляции, чем дети, воспитанные «без национальной окраски». Он ощущает себя евреем».
Пример убойный по своей неопровержимости! Я не просто раздавлен железной логикой, но и восхищен «интеллектом» семилетнего ребенка. Ребенка, который в детском возрасте настолько глубоко осознал суть арабо-израильского конфликта, настолько проникся непростой философией национальных, социальных, этнических и прочих противоречий, что готов немедленно «воевать с арабами»! Браво родителям! Это вам не какие-то арабские ассимилированные дети, которые (тоже, кстати, в возрасте 5 – 7 лет…) прыгали и вопили от радости, узнав о трагедии 11 сентября в Нью-Йорке…
Перейду к следующему письму. Г-н Геннадий Портной либо невнимательно читал мой комментарий к статье «Лошадь и ассимиляция», либо не понял, о чем идет речь… Он, пытаясь иронизировать, пишет: «… А внук у г-на Амстиславского пошел в садик, так не велели приносить свою еду, вот какие «ужасные» люди…».
Добро бы только свою еду не разрешали приносить… Так ведь вообще не кормили в этом садике…
Г-н Портной приводит потрясающе остроумный и безумно смешной анекдот:
«Родители приходят к сыну и говорят: «Сынок, мы хотим с тобой поговорить». «Ой, здорово, – воскликнул сын, – а я думал, что вы немые».
Давно я так не хохотал… А потом расстроился до слез… И впал в полную депрессию… Оказывается, как пишет г-н Портной, «… господин Амстиславский призывает нас, евреев, быть немыми. Не говорить детям о еврействе, не отдавать в иешивы, ведь там дают ужасную кошерную еду и учат гордиться своим еврейством.»
Неужели же я такой негодяй? Перечел свой комментарий – нет, нигде и никого не призываю к «немоте» (как и к рассказыванию анекдотов…) и ничего не имею против кошерной еды в иешивах… Хотя, по наивности считаю, что основное в иешивах не столько еда, сколько обучение…
Несколько успокоил меня совет г-на Портного: «… Пойти в синагогу, поговорить с людьми, которых там все больше и больше – врачей, адвокатов, инженеров…»
Разумеется, пойду! Тем более что туда ходят такие люди – врачи, адвокаты, инженеры… О религиозности адвокатов (особенно иммиграционных…) вообще ходят легенды… Кстати, а простых журналистов тоже пускают? Ведь они, судя по Вашему перечню, не входят в категорию «люди»…
Хочу тоже рассказать вам несколько «небритый» анекдот:
«Приходит чукча поступать в литературный институт. Экзаменатор спрашивает его:
– Толстого читали?
– Нет.
– А Пушкина?
– Нет.
–А Достоевского?
– Послушай, чукча не читатель. Чукча – писатель!»
К чему я это? К тому, что Вы, уважаемый г-н Портной, конечно, Писатель. Хоть и не чукча…
Еще одно письмо г-жи Иты из Бруклина. Оно, на мой взгляд, не нуждается в комментариях. Это скорее крик души. И в известной степени перекликается с моим комментарием, который вызвал такую бурю негодования в легкоранимых еврейских душах некоторых читателей. Позволю себе процитировать самого себя и напомнить, о чем я писал в своем комментарии: «Кто более всего заинтересован в «неассимиляции» и сохранении нации? Наверное, мы сами – евреи и наше единственное в мире уникальное еврейское государство – Израиль. Наверное, наши многочисленные еврейские общины и центры, наши политические и общественные лидеры, влияющие на политику и экономику многих стран мира.
Так ли это?»
Я не «призываю к немоте», скорее, наоборот, я сетую на «немоту» наших еврейских общественных организаций, центров и прочих объединений, с аппетитом поглощающих различные гранты и ровным счетом ничего не делающих для предотвращения этой ассимиляции. Я писал о русском телевидении и об отсутствии детской (подчеркиваю – детской, а не религиозной…) литературы. Я писал… Впрочем, имеющий глаза перечитает и, надеюсь, поймет, о чем я писал…
И в заключение хочу еще раз вернуться к письму Софии Гандлер. Человеку, которого я глубоко уважаю и искренне люблю, но с которой не всегда и не во всем согласен. София пишет:
«Вы пишете, что учите своего внука «гордиться только тем, чего он добился сам!» А не национальностью, которую волей судьбы получил от папы с мамой.
В данном конкретном случае мне опять трудно с Вами согласиться».
И приводит следующий пример:
«… Бенджамин Дизраэли на антисемитский выпад против него ответил в парламенте: «Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были дикарями на никому не известном острове, мои предки были священниками в Храме Соломона».
Уважаемая София! Мои предки не были, увы, священниками в Храме Соломона! Хотя, думаю, что и мой, и Ваш род, как и род всех евреев, не менее славен.
Но Вы сами привели в пример Дизраэли не потому, что его далекие предки служили в Храме. Вы привели его в пример, потому что он – ДИЗРАЭЛИ! Премьер-министр Англии! Историческая личность. И этого он добился сам! И именно этим можно гордиться!

