Всем известна крылатая фраза «Не хлебом единым жив человек». Откуда она взялось? Из народной мудрости? Из так называемого фонда «общечеловеческих ценностей»? Нет, она заимствована в усеченном виде из сегодняшнего раздела Торы. Полностью она звучит так: «Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Б-га, живет человек» (Дварим, 8:3). Другими словами, кроме материальных ценностей, есть и ценности духовные, исходящие от Вс-вышнего.
Кстати, жертвой неполного, а потому искаженного цитирования являются и другие распространенные выражения. Например, всем известен латинский девиз: «Повторение – мать учения». Мало кто знает, что у него есть финал: «… И прибежище глупцов». Чувствуете, как меняется смысл? Или знаменитое ленинское, не раз слышанное нами в советской школе: «Учиться, учиться и учиться!» Выступая на съезде комсомола, Ильич завершил этот призыв еще одним словом – «коммунизму», сразу придав ему строго направленное идеологическое звучание.
Много крылатых фраз заимствовано и из еврейских источников. Всем нам доводилось слышать: «Если не я за себя, то кто за меня». Впервые эти слова произнес мудрец Гилель, живший около двух тысяч лет назад, незадолго до разрушения Второго Храма. Правда, это лишь начало изречения. Приведем его полностью: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то что я? И если не теперь, то когда?» (трактат Авот, 1:14). Рабби Гилель учит нас, по существу, разумному поведению в жизни: человек должен заботиться, в первую очередь, о себе, но и быть также полезным ближнему, без чего он теряет свою социальную ценность. Еще надо всегда помнить о времени: никто из нас не знает, что принесет ему завтрашний день, а потому любое мгновение, проведенное впустую, – огромная, невосполнимая потеря.
Пятки сверкают
«И будет, если («экев») будете слушать законы эти…» (7:12)
В данном контексте слово «экев», которым начинается первый стих раздела, обозначает причинно-следственную связь: «Если будете слушать законы эти, и хранить их, и исполнять их, то хранить будет Б- г для тебя союз и милость…».
Комментатор «Баал а-турим» находит к слову «Экев» еще одно толкование, из которого можно вывести важный нравственный урок. «Экев» означает «пятку» (от того же корня образовано, кстати, имя нашего праотца Яакова: при рождении он вышел из материнского чрева, держась за пятку своего брата-близнеца Эсава). Пятка символизирует смирение, приниженность. Во время ходьбы эта задняя часть стопы покорно следует за телом, и поэтому ей не грозят высокомерие и заносчивость. Смирение – важный компонент Б-гобоязненности. Поэтому начало сегодняшнего раздела можно истолковать и несколько иначе: «Если будете смиренны и будете слушать законы мои…».
Еще одна любопытная деталь. Числовое значение слова «экев» равно 172: айн = 70, куф = 100, бейт = 2. Из такого же количества слов состоит текст Десяти заповедей в разделе «Итро». Отсюда мы видим тесную связь между названием сегодняшнего раздела и заповедями, о необходимости соблюдения которых говорится в первом стихе.
Кстати, пятка имеет символическое значение не только в иудаизме, но и в антисемитской «традиции». Владимир Даль приводит такую поговорку в своем «Толковом словаре живаго великорусскаго языка»: «У мужика грудь, у жида пятки, у ляха уши никогда не зябнут». От комментариев воздержимся.
Жить по Торе
Главная идея «Экев» та же, что и в двух предыдущих разделах: евреи должны хранить верность Б-гу и Торе, тогда они будут самым благословенным, преуспевающим народом. Им будет обеспечена мирная и сытая жизнь на своей земле – в Эрец Исраэль. Но если «возгордишься и забудешь Б-га… и скажешь в сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство» (именно так «сказано» в небезызвестном гимне «Интернационал»: «Никто не даст нам избавленья… Добьемся мы освобождения своею собственной рукой!»), – то, как говорится, не дай Б-г: смотри еврейскую историю последних двух тысячелетий.
Да, евреи обязаны соблюдать Тору везде, куда бы их ни забросила галутная судьба. Именно поэтому Синайское откровение произошло вне Эрец Исраэль, на «ничейной» территории. Но только на Земле Обетованной возможно соблюдение всех без исключения мицвот. Только там они приобретают настоящую глубину и ценность. За ее пределами мы выполняем заповеди лишь для того, чтобы не забыть их, чтобы, вернувшись на родину, без промедления исполнить наказ Моше: жить по Торе, «дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Б-г поклялся отцам вашим дать им…» (11:21).
Духовное насыщение
Раздел «Экев» учит нас не только еврейскому мировоззрению, но и важным положениям, относящимся к повседневному ритуалу. В нем перечислены, в частности, семь главных сельскохозяйственных культур, которыми славится Эрец Исраэль: «Ибо Б-г ведет тебя в страну хорошую… в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и (финикового) меда» (8:7). Затем говорится: «И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б-га за страну хорошую, которую Он дал тебе»”.
На основании этого указания мудрецы разработали целый комплекс благословений, точнее, благодарственных формул, адресованных Тв-рцу и произносимых на разные виды продуктов.
В тексты этих «брахот» (кроме лаконичной формулы «боре нефашот») включена благодарность Б-гу за «страну хорошую». Поскольку благословения на еду мы обязаны читать в любой точке земного шара и даже в космосе, упоминание Эрец Исраэль приобретает особый смысл. Только здесь, в Стране Израиля, наша благодарность становится полной и искренней, только здесь мы получаем от еды не только физическое, но и духовное насыщение.
«И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б- га…». Комментируя эти слова, один из мудрецов Талмуда рабби Леви указывает на кажущееся противоречие между двумя стихами из книги Псалмов (Теилим). В одном стихе сказано: «Мир и все, чем он наполнен, принадлежат Б-гу»; в другом стихе: «Небо принадлежит Б-гу, а землю он дал сынам человеческим». На самом деле никакого противоречия тут нет, отвечает рабби Леви. В первом стихе представлена ситуация, когда человек еще не сказал благословение на еду, а во втором случае он уже произнес «браху».
Сказал рабби Ханина: «Всякий, кто пользуется плодами физического мира, не говоря перед этим благословение, как будто ворует у Тв-рца».