Третья мировая война. Арье Юдасин беседует с Меиром (Маратом) Левиным

Здравствуйте, Марат! Долго мы с Вами откладывали беседу, и вот, кажется, тянуть уже не стоит. Я вспомнил рассказ рава Швадрона, который после Второй мировой войны учился в коллеле у гаона рава Шмулевича — того, кто с равом Левенштейном провёл 350 учеников иешивы «Мир» без единой потери через кошмар войны. Рав Шмулевич, ссылаясь на Хафец-Хаима, сказал: «Первая мировая покажется детской игрой рядом со Второй мировой, а та — детской игрой рядом с Третьей. Третья мировая уже идёт». Швадрон воскликнул: «Ребе, зачем Вы нас пугаете!?» Ответ мудреца: «Ты ничего не понял. Речь о настоящей войне, о войне между верой Создателю и всеми другими играми. Остальное — следствие». Что Вы скажете об этом, Марат? Сейчас каждый кому не лень кричит о «Третьей мировой, которая уже идёт»…
image001– Здравствуйте, Арье! Один из моих учителей, рав Ицхак Вайс, был его учеником. Мне казалось на уроках, что через него я буквально впитываю милосердие рава Шмулевича. О сказанном же… Я думаю, это нельзя понять в буквальном смысле. Просто война со злом (естественно, под полным контролем Всевышнего) идёт со второго дня Творения. Тогда разделились «верхние воды и нижние воды» — и возникла потенциальная возможность сомневаться в словах и в единстве Б-га.

– И даже в самом существовании Всевышнего, как ныне?
– Нет. Сомнение в существовании Б-га возникло во Франции в XVIII веке. Рамбам в XII веке среди форм идолопоклонства отрицание существования Всевышнего даже не рассматривал.

– А как же он говорил, что атеизм хуже любого идолопоклонства? Может быть, полное безверие Рамбам просто относил к другим категориям?
– Я это лично ни разу не слышал от имени Рамбама. Но своим невероятным умом и в руах кодеш они могли предвидеть, что будет через сотни и тысячи лет. Достаточно сказать, что возвращение евреев на свою Землю и арабский террор предсказывали и Рамбам, и Рамбан, и Саадья Гаон, и Ибн Эзра, и множество других.

– Вероятно, они базировались на Традиции, закреплённой, в частности, в Талмуде. Да и Раши в комментариях к Торе описывает это, говоря о благословении Ишмаэлю.
image003– Вы знаете, мой опыт общения с мудрецами даже нашего, последнего времени, которое называют «временем внешних» и «временем темноты», показал, что попытки догадаться, как и откуда они делают свои выводы, — для меня абсолютно непосильная задача. По крайней мере, за ограниченный период времени. Иногда до меня только через 20 лет доходит причина постановления моего раввина…

– Марат, давайте вернёмся к мировой войне буквально. Есть ли она, как Вы полагаете? И если да (или вот-вот на пороге), то что она и о чём она?
– Совсем недавно я получил письмо от Александра Черноморца, который был одним из руководителей киевского Майдана. Он врач. Мы познакомились довольно странным путем — он восторженно писал о моих песнях в Польском обществе любителей Окуджавы. С тех пор мы иногда переписываемся. Вот наш диалог, прямо из «Фейсбука»:
«Ч.: Как Вы думаете, Третья мировая война будет? Ну не такая, как сейчас, “гибридная”, а настоящая, с выжженными и радиоактивными городами?
М.: Не думаю, что Всевышний это допустит, а идиотов на земле вполне бы хватило.
Ч.: Спасибо. Я хотел это услышать».

– Я тоже хотел бы это услышать, Марат. Но на чём Вы базируете свою уверенность?
– Смотрите, вначале я ответил чисто эмоционально. Я так чувствую — и всё. Потом стал размышлять. В светлое будущее (извиняюсь за выражение) «прогрессивного человечества», учитывая непомерное количество идиотов на душу населения, я не верю. Однако меня успокоил Рамбам. На этот раз я процитирую его выражение о сравнительной роли нашего мира и шахмат. В этой теме мы с Вами, Арье, немножко специалисты. «Развитие мировой истории показывает, что если в шахматах свобода выбора максимальна, а Б-жественное управление проявляется минимально (я его, играя в турнирах, не замечал практически совсем), то в жизни пропорция ровно противоположная». И чем старше я становлюсь, тем отчётливее вижу, что играет только супергроссмейстер, а мы лишь воображаем, что передвигаем фигурки. И это очень хорошо. Тот, кто создал правила игры, знает, когда ходить лошадью, когда слоном, а когда нас проводить в ферзи.

image005– То есть Вы хотите сказать, что люди — это проходные пешки?
– Алевай чтоб были все! Но большинство из них, кажется, лезут не в свою игру, пытаются пройти в дамки — и их сбивают на проходе.

– Позвольте, я напомню: пешка, проходя в ферзи, вовсе не обязана становиться ферзём. Может превратиться в ладью, коня или слона. А в жизненной игре, подозреваю, у неё есть и дополнительно право: остаться пешкой, неспособной больше никуда идти и просто загромождающей доску. Как, скажем, террористы, убивающие без разбору людей и себя за компанию — которые мне напоминают нечто механическое и неживое. То ли зомби, то ли роботов — бредовой идеи и маразматических фантазий, чаще всего агрессивно-сексуальных. Или это можно сказать и об их жертвах и нередко идейных покровителях — «свободных либералах»? Реакция чисто химическая: «свободные радикалы притягиваются к свободным либералам». И наоборот.
– Не забывайте, что я из Грузии, у нас к таким словам относятся очень подозрительно, называют «антифонскими» и начинают сомневаться в ориентации мужиков. Когда мужчины слишком изящно носили зонтики или сумочки для денег или мудрёно выражались…

– Давайте, Марат, без намёков. Позабудем парады, радуги… Надоели!
– Знаете, в оправдание человечества я хочу привести пример из личной практики — о человеке, которого мы оба хорошо знали, Михаиле Тале. Наверное, это воспоминание — одно из самых светлых в моей жизни. И более того, кроме моего изучения Торы оно даёт мне наибольший намёк о времени, когда придёт Машиах.
Так случилось, что в своей жизни я занимался многим — шахматы, атомная энергетика, музыка, журналистика, литература, преподавание физики… Но только один раз меня от всей души назвали «коллегой». Партию на чемпионате Грузии с Талем я играл в его номере (он приехал с опозданием и играл по две партии в день). В молодости я много курил (Таль, правда, ещё больше). Тогда разрешалось курить за игрой. Судья вдруг, без всякой причины, стал на меня кричать: «А чего ты куришь?!» Я только удивлённо на него посмотрел. А Таль со всей силы швырнул свою пачку сигарет об окно. Судья спросил: «Михаил Нехемьевич, в чём дело?» — «Вы меня оскорбили». — «Я Вам слова не сказал, я Маратику». — «А мы с Маратиком коллеги!»
Это не была игра — он действительно так чувствовал. Я очень тонко ощущаю фальшь, фальсифицированные чувства, слова и напитки.

– Ну, наверное, потому он и чемпион мира. Спасский (кстати, не большой друг евреев) писал, что если бы в детстве он один раз поступил аморально, то не стал бы чемпионом мира. После, правда, всякое случалось…
– Мне кажется, начальный этап освобождения человечества — это когда мы поймём, что все мы вне зависимости от всяких званий, национальностей, государственной и религиозной принадлежности — коллеги по строительству Б-жьего дома на Земле. И возможно, если этот дом будет действительно Б-жий, то он, в отличие от мечты строителей Вавилонской башни, действительно достанет до неба.

image007– До Небесного Иерусалима?
– Да, так красивее, Вы поэт.

– Но пока мы видим несколько обратное…
– «Пока весь мир идёт на нас войною, Он чует нашу кровь — тем хуже для него!»

– Марат, я тоже люблю стихи Трофима, но здесь хотел бы дать нескольку иную строку: «Весь мир идёт войною друг на друга».
– Я думаю, это вещи совсем друг другу не противоречат, ведь сообщество Кораха, воевавшее против Моше, точно так же поголовно ссорилось между собой.

– Вы знаете, перед тем как позвонить Вам, я обдумывал собственную статью. На тему — «о забытом добре». Мне хотелось поговорить о привычке к чужому горю, о бесчувствии, о тыканье пальцем с воплем «Сами, дураки, виноваты!» и всём подобном. Но когда прочитал в новостях о сегодняшних терактах в Израиле — один кретин наугад убивает двоих евреев, идущих молиться тому же самому Б-гу, ради которого якобы он это совершает; а другой подонок направляет машину, а затем пистолет на студентов иешивы… Как-то пропало настроение говорить о любви, захотелось больше и ненависти, и жестокости. Я понимаю, что всем управляет в своём милосердии и мудрости Создатель, но…
– Я понимаю Ваши чувства. Об этом писал Константин Симонов в одном из самых моих любимых стихотворений: «Об этом нельзя словами — огнём, только огнём!» Я расширяю его фразу — наверное, огнём из автоматов, огнём из пистолетов, огнём сердца, огнём молитвы. Ведь Б-г дал нам Тору, записанную чёрным огнём по белому огню.

– Ещё говорят учителя о Нём, что Он — «Огонь (высший), пожирающий огонь (губительный)». Когда же наконец?!!
– Вопрос, наверное, не ко мне…

– Это, скорее, даже и не вопрос. Возглас.
– В таком случае мы поём на два голоса.

– Ну петь у Вас, Марат, получается куда лучше моего. Но вот ещё вопрос — не знаю, к Вам ли, ко мне ли… Последнее время в терактах в Израиле погибают всё больше религиозные евреи. Несколько раввинов, сегодня тоже — 32-летний рав Арон Исаев из Брахфильда. Отец и сын Липманы, везшие семью на Шаббат Кала, последнюю праздничную субботу перед свадьбой их дочери и сестры. И так далее, увы… Да и во Франции сколько было нападений именно на религиозные школы, на раввинов или активистов общин — вот в Марселе только что… Причём во многих случаях они шли или ехали выполнять заповедь Торы — молиться Минху, как сегодня, или Шахарит, как год назад в Ар-Нофе, или создать настоящую семью Торы… Мы же знаем правило: «идущий исполнить заповедь не потерпит ущерба». А сейчас словно происходит прямо противоположное. Да и не думаю, пусть это иной список, чтобы те молодые ребята в Париже, которые собрались на концерт рока, делали что-то недостойное.
– Вы знаете, наверное, ответ на этот вопрос будет таким же, как мой ответ на вопрос о Катастрофе. У меня нет ответа, во всяком случае, на эмоциональном уровне. И ошибки я могу искать только в своём поведении. Возможно, всё перечисленное Вами натолкнуло меня только на одну мысль: так ли я хорошо делаю мицвот? Мне остаётся проверить только самого себя. А глобальные взаимосвязи я, наверное, искать не буду. Как-то я слышал от своего учителя, что основное, о чём мы должны сегодня говорить людям — что всё от Всевышнего. И нам не дано все понять. По крайней мере, пока.

image009– Рамбам приводит такой мидраш: «Перед приходом Машиаха снова соберутся пророк Элиягу и служители Баала на горе Кармель, воззовут каждый к своему Б-гу (или «богу») — и небесный огонь упадёт на жертву «пророков» Баала. Но всё равно мы должны знать и верить, что единственный и истинный Б-г — Г-сподь». Мне кажется, это о том, что всё будет выглядеть совершенно противоположным логике. Как при жертвоприношении Авраамом своего сына Ицхака, наверное?
– Противоположным логике земной, но не логике небесной.

– Согласитесь, это утешает того, кто уже хотя бы в некоторой степени «знает и верит». А остальным… Ведь мы поколение слабой веры. Не говорю, конечно, обо всех.
– Как раз сегодня я слышал на уроке, что Машиах придёт именно к нашему поколению, потому что сегодня мы почти не видим открытых чудес, и поэтому наша минимальная работа в глазах небес ценится очень высоко.

– И всё-таки не может быть, чтобы Тора даже в нашем поколении стала своей противоположностью.
– Я не понял.

– Раз бедствия одно за другим, выборочно падают на общину соблюдающих законы Торы и даже на её лидеров… Наверное, наше служение далеко от идеала. И конечно, одними из главных причин этого, на мои чисто земные глаза, должны были бы служить споры, конфликты и разделение, а также — погружённость в текучку земных дел. Когда отношениям с Создателем выделяется немного времени и эмоций, а остальное идёт, как это говорят, «своим чередом». Наш рав иногда шутит (да и не он один): «В споре религии и денег чаще побеждают деньги». Я прекрасно вижу, что это утрировка, постоянно сталкиваюсь с людьми, бескорыстно дающими и готовыми делать добро всем, без «различения политических предпочтений» — но ведь в каждой шутке есть какая-то доля шутки.
– Я сейчас приведу примеры от моего раввина, рава Моше Элияшива, иллюстрирующие Ваши слова. Как Вы знаете, предисловие к моей книге писал брецлавский хасид, рав Давид Шинкарь. Рав Моше (литвак) сказал, что он невероятно счастлив, что предисловие мне написали в Брецлаве и что я так популярен в разных общинах и среди неевреев. Значит, я занимаюсь Торой, а не политикой. А настоящая Тора приятна всем.
На мой вопрос о том, выпускать ли пятую книгу (учитывая, что в эпоху Интернета четвертая продавалась медленно), рав спросил: «А если ты кому-то её подаришь, это может ему помочь?» Я ответил: «Конечно». Он добавил: «Вот видишь, ты сам ответил на свой вопрос». Был случай, я сидел на остановке и читал некролог о раве Овадье Йосефе. Кто-то меня спросил: «А почему Вы читаете о человеке, ненавидевшем ашкеназов?» Я ответил: «Что это за глупость?» Потом рав Моше привёл мне несколько фактов, подтверждающих это. Я видел, и не один раз, как ему мучительно больно, если его спрашивают о конфликтах между евреями. Один раз я даже почувствовал эту боль и не смог открыть рот, чтобы задать подобный вопрос.

image011– Да, Марат, это и есть, наверное, разница между нами, людьми, способными «абстрактно рассуждать» на темы бедствий и их причин — и настоящими людьми Торы, которые переживают их в своём сердце.
– И наверное, их молчание помогает больше, чем наши песни и статьи. Нет, не наверное, а я в этом уверен.

– При мне раввин говорил пожилому человеку в ответ на его вопрос о Катастрофе: «У того, кто может это объяснить, нет сердца».
И всё-таки человек сотворён с разумом, а разум в том числе задаёт вопросы и ищет ответы на них. Чаще всего, конечно, как тот пьяница, что копался не где потерял, а под знакомым фонарём. Но всё-таки — что же нам делать, как остановить кровавую реку? Столько сегодня орков, одураченных пропагандой «за ридного бога» или за «родину, за партию», которым мерещится, что сделать эту реку ещё более полноводной — их религиозный или патриотический долг. Неужели мы совсем ничего не можем совершить на земле и уже настал тот момент, названный в старинном мидраше, когда мы «не будем вообще знать, что делать, и возопим к Б-гу (и Он услышит наш вопль и спасёт)»? Например, как можно уберечь себя и близких от волны террора — то «любительского», то профессионального?
– Смотрите, сегодня террор в основном «любительский», и уберечь от него может только упование на Создателя. Он совершенно нелогичный, иррациональный. Во многих случаях убийцы за несколько минут до теракта сами не знали, что они будут делать.

– Вспоминаю 16-летнюю арабку, которая в оторопи выронила нож перед армейским кордоном — она, видимо, собиралась кого-то пырнуть, но сама не была в этом уверена.
– Я читал мнения профессиональных контрразведчиков. Хотя они не упоминают Б-га, в принципе, они говорят то же самое, что и я. Даже никого особенно не критикуют.

image013– Потрясающе! Может, они головой думают, в отличие от большинства ныне здравствующих «критиков под фонарём»?
– Во всяком случае, не кричат: «Лошадью ходи, век воли не видать!» Они говорят, что надёжной земной защиты от такого террора не придумано…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора