– Я совершила тяжкий проступок: изменила мужу. Не знаю теперь, как жить с ним дальше. И жить во лжи не хочется, и рассказать невозможно: он не простит. Мы как-то обсуждали с ним этот вопрос, он сказал, что измена для него непростительна.
И это только одна проблема. Вторая — я изменила ему с человеком, которого люблю много лет. Он был моей первой любовью в четырнадцать лет, мы встречались тогда целых шесть лет, но потом он меня бросил, и во многом по моей вине. Я очень тяжело переживала разрыв, во многом именно он стал причиной моего прихода в религию, я искала утешение. В общине встретила своего будущего мужа. Честно говоря, я его не любила, это все было продолжением терапии разбитого сердца. Но говорят «стерпится — слюбится». Так и случилось.
Мы строили еврейский дом, родили двоих деток. Муж — человек хороший, я к нему привязалась.
И вот на моем горизонте опять появилась первая любовь, и меня переклинило. Правда, я сказала ему, что этого больше не повторится, но мне все время приходится бороться с желанием ему позвонить. Я так и не преодолела своей любви, хотя она началась двадцать лет назад!
Ольга М., Россия
– Начну наш с Вами разговор с обсуждения второй проблемы. Умом вы понимаете, что впредь встречаться с тем человеком Вам ни в коем случае нельзя, но сердцем… Сердцу, как говорится, не прикажешь. Чувствами управлять, конечно же, чрезвычайно сложно, и далеко не всегда это получается. Излагая свою историю, Вы пишете, что тот человек — Ваша первая любовь. Вполне допускаю, что между вами когда-то возникло (а сейчас, может быть, «обновилось») некое рационально необъяснимое чувство взаимного притяжения, которое Вы (да и не только Вы, но очень многие люди при подобных обстоятельствах) принимаете за любовь. И, следуя за эмоциями, Вы даете себе тупиковое определение — однолюб. Тем самым перекрывая себе путь к здравому размышлению.
Жизненный опыт подсказывает, что немало человеческих судеб сломано именно из-за того, что он и она вступают в семейный союз на пике взаимного эмоционального влечения, а потом оказывается, что ничего другого между ними нет и не было. Ни общности основных целей и устремлений, ни взаимопонимания, ни взаимного уважения…
Да и вообще, кто из нас знает, что такое любовь между мужчиной и женщиной? Перескажу здесь известную притчу.
Сидят за обедом представители трех поколений одной семьи.
– Знаешь, папа, — говорит отцу взрослый сын. — Только прожив в браке пять лет, я, кажется, начал наконец понимать, что такое любовь.
– Не спеши с выводами, сынок, — отвечает отец. — Думаю, ты поймешь это еще лет через 20 семейной жизни.
– Вот проживете со своими женами лет 50, — вмешался в разговор дед. — Тогда, может быть, и в самом деле поймете, что такое любовь…
Из недопонимания глубинной сущности семейных отношений проистекает и Ваша теперешняя оценка («стерпится — слюбится») решения соединить свою судьбу с человеком, который и стал Вам мужем. Полагаю, он не был для Вас исключительно «скорой помощью». На основе моих жизненных наблюдений могу предположить, что между вами и тогда, при знакомстве, все же «загорелась искра». Только Вы, думается, успев до этого обжечься — отнеслись к созданию семьи, как и следовало, с большей ответственностью, сместив центр внимания с эмоций на более трезвый подход к выбору спутника жизни. К тому же Вас и его изначально, насколько я понял с Ваших же слов, объединяло стремление приблизиться к Творцу, желание построить по-настоящему еврейскую семью.
Теперь — надо ли признаваться мужу в измене? Конечно же, основа хорошей семьи — доверительные, искренние, честные отношения между женой и мужем.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com