Мы должны обратить особое внимание на то, чтобы не ссориться и не сердиться в день Шаббата или накануне его.
“Не зажигай огня там, где ты живешь, в день Шаббата” (Шмот, 35:3).
Шало пишет, что, кроме буквального значения, в этом стихе говорится еще об огне гнева и ссоры. В Шаббат человек должен особенно следить за тем, чтобы не гневаться и не ссориться (Шней лухот hабрит).
К рабби Яакову Исраэлю Каневскому (Стайплеру) в Бней-Браке пришел один человек и пожаловался, что его жена не заканчивает приготовления к Шаббату достаточно рано. Он сказал, что, хотя он постоянно упрекает ее за это, ничего не помогает.
— Что же мне делать? — спросил он.
— Возьми веник и помоги своей жене, — ответил рав Стайплер. (Слышал от рава Мордехая Гифтера, главы йешивы Тельшай).
Двое однажды поспорили, что если одному из них удастся вывести hилеля из себя, то он получит четыреста зуз. Была пятница после полудня, и один из них заявил, что он заставит hилеля рассердиться. Когда hилель мылся перед субботой, он встал перед дверью его дома и принялся кричать: “Где тут некто hилель?”
Накинув рубаху, hилель побежал к двери, чтобы его приветствовать, и сказал: “Сын мой, что ты ищешь?” —”У меня есть вопрос”, — ответил тот человек. “Пожалуйста, спрашивай все что хочешь”, — сказал hилель. “Я хочу узнать, почему у вавилонян такие круглые головы?”— спросил этот человек.
“Ты задал очень важный вопрос, — вежливо ответил hилель. — Дело в том, что акушерки там не очень искусные”.
Человек ушел, дождался, когда он снова начнет купаться, и опять стал кричать: “Где hилель?”
hилель снова набросил рубашку, выскочил к двери, ответил на его нелепый вопрос, и тот вышел.
А потом все повторилось в третий раз. Получив ответ на свой бессмысленный вопрос, человек сказал, что у него еще очень много таких вопросов, но он боится рассердить рава.
Но hилель ответил: “Чувствуй себя свободно, спрашивай что хочешь”. — “Хоть бы не было среди вас, евреев, много таких, как ты, — сказал тот человек. — Из-за тебя я потерял четыреста зуз, поспорив, что выведу тебя из терпения”.
“Лучше, чтобы ты потерял четыреста и еще четыреста зуз, чем hилель вышел из себя”, — ответил рабби (Шабот).
Если кто-то делает для нас что-либо, мы должны быть внимательны к его чувствам.
“И повелел Моше, и провозгласили по всему стану, чтобы ни мужчины, ни женщины не делали больше никакой работы для священного приношения” (Шмот, 36:6).
Народ попросили принести все необходимое для строительства Мишкана (переносного Святилища), и все с великой охотой стали приносить все, что требовалось. Когда те, кто следил за сбором материалов, увидели, что уже собрали больше, чем нужно, они сообщили Моше, и Моше повелел прекратить работу по сбору материалов. Сфорно отмечает, что Моше не сказал, чтобы люди ничего больше не приносили, он только сказал, чтобы прекратили все дополнительные работы. Некоторые из людей уже потратили много сил на то, чтобы приготовить материалы, и если бы теперь им сказали не приносить то, что они уже сделали, это бы их очень огорчило. Поэтому Моше так сформулировал свое повеление, чтобы оно никого не расстроило (Шаар бат рабим, к этому стиху).
Один человек пришел в дом рава Иихака Эльханана Спектора, чтобы сообщить ему хорошие новости. Рав Спектор поблагодарил его. Через несколько минут с тем же сообщением вошел другой человек, рав Спектор поблагодарил и его. Вслед за ним пришли еще несколько человек. Рав Спектор выслушивал каждого из них и благодарил за то, что они принесли хорошие вести, не сообщая им, что уже слышал это от других.
Человек, который был в это время с равом, спросил его, почему он не говорит им, что уже слышал эти новости.
“Люди, которые принесли мне эти новости, были рады их передать, — сказал рав Спектор, — я не хотел лишать их этой радости”.
Из книги “Люби ближнего” рава Зелига Плискина