Французская пресса: о терактах и гражданских свободах

BBC РУССКАЯ СЛУЖБА

Предполагаемый организатор терактов в Париже Абдельхамид Абауд, бельгиец марокканского происхождения, был убит в ходе спецоперации французского спецназа, прошедшей 18 ноября в районе Сен-Дени
Предполагаемый организатор терактов в Париже Абдельхамид Абауд, бельгиец марокканского происхождения, был убит в ходе спецоперации французского спецназа, прошедшей 18 ноября в районе Сен-Дени

Французские газеты задаются вопросом: как удалось предполагаемому организатору нападений в Париже Абдельхамиду Абауду проникнуть в Европу из Сирии?

Как бельгиец Абауд, чьи родители иммигрировали из Марокко, оказался в Париже, в то время как правоохранительные органы были уверены, что он находится в Сирии, вопрошает Le Parisien.

Газета перечисляет все поездки Абауда за последние несколько месяцев — через Грецию, Германию, Турцию и Бельгию — подчеркивая, что, несмотря на то, что он находился в розыске, он не был остановлен ни на одной границе, ни в одном аэропорту.

«Невероятные поездки туда и обратно», — пишет газета.

Le Figaro в своей статье на ту же тему, восклицает, что беспрепятственные путешествия Абауда по Европе являются леденящим кровь примером того, что Европа без границ не работает. Редакционная статья Figaro озаглавлена «Забудем Шенген». Франция временно ввела контроль на своих границах, но газета требует от правительства в Париже признать, что Европа, в которой люди могут свободно передвигаться из одной страны в другую, никогда не будет в безопасности.

Да, пишет газета, даже лучший в мире контроль над границами не спасет Европу от будущих терактов, но, как минимум, это затруднит планы будущих убийц. Про Шенген следует забыть и заменить его чем-то другим или, как минимум, исключить из Шенгенской зоны те страны, которые, как считает Figaro, «не играют по правилам».

Libération спрашивает: откуда у «Исламского государства» деньги? И отвечает на этот вопрос сама: по данным экспертов, ИГ собирает налоги с населения на контролируемых им территориях – около 300 миллионов долларов в год. Кроме того, эти же территории считаются основной житницей Сирии и Ирака, и контрабанда зерна приносит ИГ более 200 миллионов долларов. Нелегальная торговля предметами старины – еще 100 миллионов. Выкупы за похищенных людей – около 40. Кроме того, ИГ получает деньги от анонимных доноров, в основном из Турции, Саудовской Аравии и Катара. А согласно американским данным, в недрах территорий, контролируемых ИГ, находятся значительные запасы нефти.

Как пишет газета, руководство этой самой богатой террористической организации (в феврале 2015 году в ее распоряжении было около трех миллиардов долларов) перед лицом продолжающихся авиаударов приступило к выводу денег из Сирии и Ирака в оффшорные зоны. ИГ знает, что не сможет удержать свои территории, и открывает счета в других странах, как ранее делала «Аль-Каида», с тем, чтобы руководство организации могло найти себе убежище, а также для того, чтобы ячейки ИГ могли в будущем и дальше планировать террористические операции, пишет Libération.

Le Parisien пишет, что Совет мусульман Франции и другие религиозные организации страны призывают все 2200 мечети Франции провести специальные молитвы, осуждающие нападения и убийства в Париже. Как отмечает газета, подобная акция в мечетях произойдет впервые. Католическая газета La Croix провела опрос среди молодежи, как трагические события в Париже изменили их взгляды на будущее. Лейтмотивом ответов оказались слова «мужество» и «оптимизм».

L’Humanité пишет, что демократия – главное оружие в борьбе с религиозными боевиками. Газета выражает свое беспокойство тем, что очевидное и понятное желание укрепить безопасность страны может привести к потере гражданских прав и свобод.

L’Opinion также посвящает статью главу гражданским правам. «Никогда еще французы не были столь готовы пожертвовать своими свободами во имя борьбы с терроризмом», — отмечает газета.

В апреле, согласно опубликованным опросам общественного мнения, 63% населения Франции были готовы согласиться с ограничением своих прав. Опросы, проведенные на этой неделе, указывают, что теперь эта цифра достигает 84%. Политические деятели это заметили, пишет газета.

Объясняя необходимость введения чрезвычайного положения, премьер-министр Мануэль Вальс сказал, что «безопасность – главная из свобод».

Газета отмечает, что правящая социалистическая партия никогда раньше не занимала столь жесткой позиции по вопросу о безопасности, и цитирует неназванного представителя партии, по словам которого, левые партии проиграли дебаты об идентичности, безопасности и иммиграции: «Но в этот исключительный период мы можем четко продемонстрировать, что в том, что касается безопасности, нам можно доверять».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Штрайхер

писатель, одессит, проживает в Бруклине, Нью-Йорк
Все публикации этого автора